Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
27 июля 2006, 17:55 • Культура

Время даблоидов

Время даблоидов
@ Валерий Силаев

Tекст: Игорь Шевелев

В модном клубе «Апшу» прошла презентация книги «Даблоиды» известного художника, писателя, врача и гражданина Леонида Тишкова. Странные существа из коллекции автора, переведенные в книжный формат издательством «Гаятри», подавались вкупе с даблоидными напитками, музыкой, кино, рисунками и таким же действом. Мания заразительна, и к концу вечера недаблоидных людей в «Апшу» не осталось. Благо таких нет и в природе.

В свое время философ Лейбниц удивлялся, что человек обладает именно этой формой тела. Ее нельзя ни вывести из мироздания, ни доказать математически. Мы могли быть любыми, и все согласились бы с этим, приняв как должное. Вторым после Лейбница удивился художник Леонид Тишков. Он глянул, как Радищев, окрест, взглянул, как врач, в себя и извлек наружу странное существо – даблоида. Это такая красная живая нога со ступней и пятью пальцами, продолжающаяся вверх тонким отростком, на конце которого то ли хвост, то ли голова. Главное – увидеть Даблуса, отца даблоидов, а дальше от него не избавиться, поскольку он всюду. Он – дао, инь и ян, он помогает в сказке деду и бабе тащить репку, на нем на иконе сидит Богоматерь с младенцем, его встретил на небе в виде НЛО сам Леонид Тишков, гуляя в юности на лыжах в родной уральской глубинке.

Тщательным и полным исследованием даблоидов Леонид Тишков занялся с конца 1980-х. Где-то за десять лет он провел комплексные исследования – от роли даблоидов в отечественной идеологии и пропаганде до лечения в Орехово-Зуевской психиатрической лечебнице № 8. О даблоидах писал пьесы, снимал фильмы, например римейк фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где изображена война русского войска с даблоидами. Проследил роль даблоидов в ментальности человека, эманацию даблоидов, их проникновение в политическую жизнь страны – сравнив даблоидов демократа и коммуниста.

Тишков Леонид рисует на каждой книжке свое (фото Валерий Силаев)
Тишков Леонид рисует на каждой книжке свое (фото Валерий Силаев)

В книге, которая, по сути, энциклопедия русской жизни даблоида, все это, как и многое иное, есть. Например, способ изготовления даблоида в домашних условиях с помощью старого непарного носка. В ноге человека хранится его душа, а не в печени, как думали китайцы. У некоторых она остается навсегда в пятке. О нежности стопы, на которой изображен уникальный чертеж организма, и говорить не приходится. Сохранив в носке человеческое тепло и придав ему форму даблоида, можно набить его ватой или шерстью, украсить блестками, а потом дать имя.

Если говорить всерьез, то даблоид Леонида Тишкова – это универсальное диалектическое понятие, как говорили прежде на уроках философии, с помощью которого можно познать всю нашу Вселенную.

Об этом и говорит известный художник Леонид Тишков.

- Леонид, как бы вы объяснили, кто такие даблоиды, человеку, который никогда не читал ваших книг и не слышал о них?
- Даблоиды – это странные ногообразные существа красного цвета. Мягкие, теплые, уютные, а иногда огромные, безобразные и злые. Как и люди, потому что даблоид – двойник человека, его вторая душа, суть его сознания, образ человеческих заморочек, клише социальных установок. Как, например, национальности, партийности, принадлежности какой-то религии, желания быть вечно молодым, богатым и шибко умным. Даблоид – наш путь к осознанию, путь познания самого себя через абсурдность бытия, через гротеск и юмор. Даблоид – создание художника, который решил каким-то образом изменить себя и окружающий его мир через свое искусство. Даблоид обладает оригинальной внешностью, если раз увидишь его, никогда ни с кем не спутаешь. Выглядит он всегда одинаково, но обозначает тьму вещей, созданных человеческим сознанием. Посмотрите на фотографию типичного даблоида или на рисунок. Вот он какой красавец!

- Когда возникли ваши даблоиды?
- Даблоиды возникли вместе с человеком разумным. Наверное, 4 тысячи лет назад. Я только явил его городу и миру. Я их не создавал – я только зарисовал, описал и систематизировал, как Миклухо-Маклай.

- Кроме даблоидов, в вашей коллекции есть еще необычные существа?
- В этой коллекции числятся и множатся стомаки, чурки (деревянные чурбачки – если кто забыл, что обозначает это слово) – эти праотцы буратин. А также живущие в хоботах – Никодим и Аркадий. Еще веселый Вязаник, вязанный из «махориков» моей уральской мамой. Недавно появился Месяц ясный, а на «Арт-Москве» можно было увидеть Яснокрылую звезду, которая упала прямо с небес на подмосковный снег и озарила своим светом бледные лица случайных прохожих.

- Вы по образованию и первой профессии врач. Даблоид как-то связан с медициной?
- Даблоид меня лечит, лечит мои мозги, чтобы не были они замусорены всякой информационной трухой. Включишь телевизор – там даблоид по всем каналам, один и тот же, газету откроешь – из нее посыпались даблоиды. Так что от чего болеем, тем и лечимся.

Мешок даблоидов Тишкова (фото Валерий Силаев)
Мешок даблоидов Тишкова (фото Валерий Силаев)

- Что дал вам даблоид как художнику?
- На своем даблоиде я въехал, можно сказать, в историю искусства – за 15 лет прошло множество выставок в музеях всего мира. В октябре этого года даблоидов покажут в Нью-Йорке, на выставке в Музее современного искусства (МоМА). Так что как художник благодарю своего даблоида, а уж как он благодарен своему создателю – нет слов высказать: весь мир объездил, людей посмотрел, себя показал. Хотя ему, по большому счету, все равно, он Здесь и Везде, он вездесущ, он один и множество, имя ему – Даблоид. Стоит себе в углу, на вопросы не отвечает, молчит, головку клонит.

- Вижу, что вы им довольны…
- Еще бы, хороший из него гражданин нашей страны получился. Мягкий, добрый, уступчивый, работящий, если завтра война, сапог наденет – и в окопы. Там в уголок сядет, спрячется и будет сидеть, пока стреляют. А в перерывах между боями – рожать себе подобных. И не одного, а сразу троих или пятерых. Как сказали, так и сделает.

- Создается впечатление, что вы подходите к этому существу еще и как этнограф и этнолог.
- Нет, Тишков-этнограф – это мой старший брат, Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН. А я младший, третий брат, как в сказке – ни то ни се, в общем, художник. И как художник живописую свою уральскую глубинку с ее горами, лесами дремучими, Синюшкиными колодцами и цветами колокольчиками. Там и водолазы появились, там слоны по лужайкам бродят, там много чего еще есть, да обо всем не расскажешь, жизнь-то короткая. Вот Вязаник, например, житель деревенский, все в баньке да на чердаке сидит, вяжет своих матерчатых младенцев. Вяжет и распускает, вяжет и распускает.

- Поразительно, но вы еще и фильмы о даблоидах снимаете как режиссер?
- Можно сказать проще: я – режиссер-даблоид, создатель фильмов про даблоидов. Даблоидные фильмы емкие, простые, хоть маленькие, но философские. «Война с даблоидами», например, – это как воевали понарошку, а поубивали по-настоящему. «Человек и даблоид» – история просветления, как у человека был один даблоид, последний, но и его отобрали, – и как теперь, спрашивается, ему жить? Остается только просветлиться! В этом фильме в роли Человека снимался писатель Сергей Седов, маг и чародей современной литературной сказки. Настоящая звезда даблоидного кино. Еще он исполняет танец Великого Даблуса, танец Одинокого Водолаза, танец Жителя Хобота внутри хобота в различных моих театральных постановках, посвященных моим существам. Великую музыку для восставшего Даблуса сочинил композитор Антон Силаев. В третьем томе «Водолазов» – диск с его музыкой Космических Водолазов.

- Известность ваших даблоидов распространяется, как круги по воде. Кто больше всего их любит – молодежь, философы, издатели или работники чулочно-носочной отрасли?
- Думаю, что тот, кто хоть раз увидел даблоида, полюбил его на всю жизнь. И стар и млад. И даблоид ответил им своей любовью. Именно поэтому «даблоиды живут и побеждают». Вообще знать своего даблоида, любить-холить-лелеять, осознавать его, наблюдать за ним – вот наша общая задача. Но только не быть его рабом – вот наш, человеческий, путь к свободе!

- В издательстве «Гаятри» вышли три книжки про ваших Водолазов. Теперь вот про даблоидов. Как вы думаете, сколько всего книжек может выйти?
- Сейчас идет работа над пятой книгой – «Живущие в Хоботах». А дальше время покажет. Но скажу так: даже если нефть закончится, существа будут появляться и появляться. Потому что жизнь непобедима, любовь вечна, а show must go on!

..............