Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
13 июля 2006, 23:53 • Культура

Воры в музеях

Воры в музеях
@ Reuters

Tекст: Ксения Щербино

Похищение Европы, которую заокеанские туристы еще в начале века раздраконили на сувениры, – сейчас как нельзя более актуальный сюжет. Увы, не все согласятся с утверждением, что искусство надмирно и не привязано ни к какой конкретной стране. Как бы ни был космополитичен мир, в котором мы живем, хочется обрести в нем хоть что-то свое. Иными словами, пусть все мы немного греки, но кто-то из нас более грек, чем другие.

Колыбель цивилизованного мира, Италия и Греция, пытаются вернуть часть своего наследия, в течение многих лет судясь с американскими музеями из-за незаконно вывезенных ваз, барельефов и венков.

Насколько их действия оправданны – вопрос, конечно, спорный. С одной стороны, как верно заметил Филипп де Монтебелло, директор Метрополитен-музея, втянутого в один из таких скандалов, «какое отношение к национальному самоопределению Италии имеет греческий кратер» – еще неизвестно.

С другой, сама Италия хотя и вернула Аддис-Абебе захваченную в плен имперскими амбициями Муссолини колонну, но не собирается возвращать в Константинополь увезенных в 1200 году венецианцами золотых лошадей святого Марка. Двойные стандарты?

Яблоко раздора – чаша Ефрония

Чаша Ефрония
Чаша Ефрония
Бумажная волокита, которая тянется между Европой и Нью-Йорком уже много лет, показывает, что американцы знают, что почем.

Постороннему наблюдателю вся эта история напомнит в лучшем случае «Аферу Томаса Крауна» с неподражаемой Рене Руссо в роли искусствоведа и сыщика. В худшем – бульварный детектив с непременными осквернителями могил, продажными властями и богатыми коллекционерами.

Еще в 1993 году археолог Малколм Белл III просил у Метрополитен-музея разрешение изучить серебряные артефакты, которые, как он считал, были незаконно увезены с Сицилии с места раскопок, которыми он заведовал.

Среди перечня произведений искусства с сомнительной биографией фигурировала и чаша, датируемая V веком до н. э. и приписываемая самому Ефронию, знаменитому вазописцу. Именно эта чаша и стала впоследствии тем святым Граалем, во имя которого итальянские власти начали свой крестовый поход.

Однако американский музей не обращал внимания на его заявления вплоть до 1996 года, когда на сцену вышел некий грабитель могил, подтвердивший свое участие в эксгумации серебряных объектов. И детально описал некоторые из них.

Описания совпали, а его слова подкреплялись и множеством незначительных деталей, удостоверенных Беллом. Однако провести экспертизу удалось лишь в 1999-2000 годах, Отчет, опубликованный итальянским ученым Пьетро Джованни Гуззо, подтверждал сицилийское происхождение артефактов, но не был достаточно убедителен.

Тем временем история попадается на глаза инспектору Паоло Ферри. Он ведет дело против Джакомо Медичи, итальянского антиквара, и Роберта Хехта, дельца американского, у которого музей и приобрел и чашу, и серебряные артефакты. Параллельно разворачивался и скандал с американским же Музеем Гетти.

В том случае обвинителем выступало уже греческое правительство, утверждая, что экспонаты, купленные Музеем Гетти в 1993 году более чем за 5 миллионов долларов, были вывезены из Греции незаконно. По делу проходила некая Мэрион Трю, которая тогда и занимала пост хранителя древностей Музея Гетти.

Ее деятельностью заинтересовалась также итальянская прокуратура, а соответчиком стал все тот же Хехт. Круг замкнулся, и американцы заволновались. «Мир меняется, и мы должны соблюдать правила игры. Похоже, мы и правда получили часть своей коллекции нечестным путем – через махинации, ложь, ночные раскопки. Я представляю уважаемый институт, и для нас это неприемлемо», – сообщил Филипп де Монтебелло газете «Нью-Йорк Таймс».

Директор Метрополитен-музея Филипп де Монтебелло еще в мае 2003 года согласился вернуть Италии печально известную вазу вкупе с еще пятнадцатью экспонатами, при условии, что они еще четверть столетия будут красоваться в Нью-Йорке.

В ноябре 2004 года он предложил разбить артефакты на две партии: одну оставить Америке, а другую отправить на историческую родину. В марте 2006-го было подписано соглашение, окончательно возвращающее Италии то, что ей принадлежит по праву. При этом Метрополитен-музей получает от итальянцев в долгосрочную аренду произведения искусства, «равные по красоте и значению». Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Метрополитен-музей обязуется возвратить в ближайшее время краснофигурный динас (около 340-320 вв. до н. э.), приписываемый Дарию, краснофигурный псиктер (около 520 г. до н. э.) с изображением лошадей и аттическую амфору (450 г. до н. э.).

За это Италия обещается предоставить аттическую краснофигурную вазу, подписанную Харином, которая сейчас красуется в археологическом музее Тарквинии, и краснофигурный же кратер из Пэстума (4 в. до н. э.) Подробное перечисление объектов, которые Италия должна предоставить США в долгосрочную аренду, наводит на грустную мысль, не сменили ли итальянцы шило на мыло.

Хотя, может, и американцы получили кота в мешке. Как бы не потерялись артефакты во время бесконечных перелетов через полмира. А то материал Дэну Брауну для нового романа обеспечен.

Музейная мафия

Метрополитен-музей
Метрополитен-музей
Однако скандал между итальянцами и Метрополитен-музеем – лишь кирпичик в Великой Китайской стене. Не так давно во Франции прогремело дело Мишеля Гареля – о древнееврейских манускриптах, которые каким-то чудесным образом исчезли из запасников Национальной библиотеки Парижа, были выставлены на аукцион Cristie's и проданы за 200 тысяч фунтов некому нью-йоркскому коллекционеру.

Национальная библиотека обвиняет Мишеля Гареля в том, что, работая специалистом по древним документам, он регулярно поставлял на подпольный американский арт-рынок средневековые манускрипты.

В ходе расследования выяснилось, что с 1947 года, когда проводилась последняя инвентаризация, из библиотеки пропало по меньшей мере 30 тысяч книг и манускриптов, включая и 2000 манускриптов особой ценности. Мишель Гарель сыграл не последнюю роль в исчезновении 25 из них, равно как и в 121 вырванной странице из книг XIV, XV и XVI веков. Ничего удивительного – американские коллекционеры, готовы заплатить любые деньги за осязаемый кусочек прошлого. Мишель Гарель стал первым из кураторов, осужденных за хищение.

Согласно исследованию, проведенному Guardian, большие музеи ведут себя не хуже, чем заправские мафиози, в том, что касается пополнения своих коллекций. Тут не то что лошадиные головы – тут сгодится и подкуп, и убийство, и надругательство над могилой, и элементарный подлог.

По количеству скандалов лидирует все тот же Метрополитен-музей, успевший поссориться фактически со всем Средиземноморьем. Еще в 1993 году ему пришлось вернуть Турции 360 артефактов из разграбленных в 1966 году анатолийских могил.

За ним следует Бостонский музей искусств, приютивший в своей коллекции торс «Уставшего Геракла» в 80-х годах. Нижняя же часть статуи была в 1980 году найдена в Пергаме в Турции. Дирекция музея стоит на своем: доказать, что их часть статуи покинула пределы Турции уже в наше время. А не пойман – не вор, пусть и шапка подозрительно тлеет.

Не лучше обстоят дела и у Музея Гетти. В данный момент руководство музея судится с Грецией за обладание золотым погребальным венком IV в. до н. э., статуей женщины VI в. до н. э. и двумя погребальными барельефами, которые незаконным образом были унесены с места раскопок на острове Тассос в 1922 году.

Также в списке упоминается Музей искусств в Кливленде, Музей искусств Санта-Фе (в связи с перуанскими сокровищами, похищенными в 1988 году), Музей искусств Сиэтла, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и многие другие.

Впрочем, европейцы тоже не отличаются щепетильностью – и Музей Леопольда в Вене (известное дело о картинах Эгона Шиле, украденных у законных владельцев во время Второй мировой), и Британский музей (весьма вольно обошедшийся с сокровищами фараона) оказываются замешаны в международных скандалах.

Правда, европейские музеи пытаются обелить себя, утверждая, что у них древностям «живется» лучше, нежели на родине. Так, золотые украшения кушитов, которые в Судане никто бы не увидел, красуются на витринах музеев в Берлине и Лондоне.

Или вот, например, эфиопская колонна, возвращенная итальянцами. В конце концов, кто поедет за ней в Эфиопию – а вот в Риме она приходилась весьма кстати. Второй, хотя и не совсем этичный, аргумент – сокровища были спасены от уничтожения, когда их выкупили за бесценок во время Второй мировой.

Впрочем, справедливость иногда торжествует. Европейцы возвращают чужое достояние, дабы быть на хорошем счету в деле о возвращении своего. В марте артефакт исторического прошлого вернулся в Афины. Как этот маленький (8 на 11 см) кусочек греческого известняка попал в Хейдельберг около 1871 года, никому неизвестно. В общем-то, ничего примечательного – только в 1948 году археолог Герман Хафнер определил, что это пятка фигуры № 28 VIII блока северного фриза.

И вот, наконец, ахиллесова пята вернулась домой. Может, именно этот камень станет краеугольным в деле об ускользающей от одних и возвращенной другим красоте?

..............