Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
26 марта 2006, 16:43 • Культура

Город фотографий

Город фотографий
@ Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД

Tекст: Игорь Шевелев

О самых общих чертах того, что предстоит увидеть москвичам и гостям столицы, рассказывает директор Московского дома фотографии и бессменный организатор всего этого фотопиршества Ольга Свиблова.

– Как родилась идея наводнить по весне город фотовыставками?
– Эта безумная идея родилась десять лет назад как реакция на парижский месяц фотографий. Возникло желание организовать нечто подобное в Москве. Прежде всего это смогло бы наладить нормальный обмен между российскими и зарубежными фотографами. Его не было с конца 30-х годов и вплоть до конца века. Зарубежные фотографы снимали и Москву, и Россию, – все, что случалось в знаменательные годы перестройки. А вот наши фотографы всерьез увидели Европу, только начиная с середины 90-х. На эту тему, кстати, сейчас проходит замечательная выставка в Музее архитектуры: «Европа глазами русских, или После железного занавеса».

Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин)
Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин)

– Каковы предварительные итоги этих десяти лет?
– На I Международном месяце фотографии в 1996 году было представлено 92 экспозиции. Ими начался нелегкий путь восстановления у нас репутации фотографии как полноправной музы на олимпе искусств. Сегодня мы можем сказать, что фотография не только вполне хорошо себя чувствует на этом самом олимпе, но и, в некотором смысле, заняла там едва ли не все место. Говоря о современном искусстве, мы, по большей части, имеем в виду именно фотографию.

– В этом году исполняется еще и десять лет вашему Дому фотографии?
– Да, и это вторая дата, к которой приурочен фестиваль «Фотобиеннале-2006». Несмотря на то, что именно сейчас мы временно остались без дома, надежда не умирает. Осенью, в конце ноября или в начале декабря, надеюсь, мы сможем увидеть хотя бы контуры будущего музея «Московский дом фотографии» на том же месте Остоженки, куда уже привыкли в течение десяти лет ходить все любители фотографии. Наш музей – не только один из самых молодых в Москве, но и один из самых активных.

– Что представляет собой нынешний месяц фотографии?
– Он включает 112 экспозиций. 51 выставка приехала из-за рубежа. Впервые у нас зарубежная часть программы настолько большая. Понятно, что мы не смогли бы все это реализовать без помощи стратегических и генеральных партнеров, они дали больше половины всех средств.

То же касается московских фотолабораторий, которые уже вполне соответствуют западному уровню фотоиндустрии. Я подчеркиваю: фотография сегодня – это индустрия. Важно не просто сделать удачный кадр. Важно презентовать работу на высоком уровне. Ушли в прошлое годы, когда я на себе возила работы наших художников, чтобы печатать их во Франции и других странах Европы. Ничего не было бы сделано без помощи московского правительства. И без обычной уже поддержки Франции – от посольства в Москве до парижской мэрии.

Среди более чем полусотни зарубежных выставок большинство авторов – это или французские художники, или фотографы других стран, но представленные национальными коллекциями Франции. Ибо эта страна является не только родиной фотографии, но и нынешней фотографической столицей Европы. Приедет огромное число не только признанных звезд, но и тех молодых художников, которые определяют фотоэстетику XXI века.

Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин)
Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин)

– Как правило, вы заявляете три основные темы фотобиеннале. Каковы они на этот раз?
– Мне кажется, что в этом году они максимально выражают саму природу фотографии. Это – путешествие, соблазн и конфликт. О путешествии и говорить не надо. Фотограф – это путешественник, даже если не выходит из студии, делая постановочные фотографии. Он не может обойтись без новых впечатлений, иначе у него будет «замылен глаз». А тогда и его самого не станет соблазнять реальность, и его фотографии не будут иметь того драйва, который соблазнит зрителей.

Так мы переходим к теме соблазна, которая не только связана с присутствием натуры, и прежде всего натуры обнаженной. Соблазн – это и деньги, и власть, и красота, и смерть. Но прежде всего – это энергетический драйв самой фотографии. И точно так же с природой фотографии связана тема конфликта. Творческий конфликт внутри художника – это двигатель развития его эстетики.

Хотя не забыт и социальный аспект. XXI век начался с такого количества трагических конфликтов, которые, как мы думали, остались в ХХ веке – это и жуткие войны, и геноцид, – что пройти мимо этого невозможно. Нам казалось важным напомнить и о недавней истории – мы начинаем с войны во Вьетнаме. Этот аспект темы конфликта представляют крупнейшие военные фотографы.

– Как охватить весь объем выставок и не заблудиться в них?
– Вы правы. Фотобиеннале выстраивается, как большой город, где есть главная площадь, есть проспекты, есть улицы, тупички, закоулки, есть дворики. И каждый человек выбирает свой маршрут по этому фотографическому городу.

Есть люди, которым больше интересна история фотографии, фотография как документ времени. В центре будет экспозиция классика французской фотографии Брассая, который вошел в мировую культуру вместе с сюрреалистами Андре Бретоном и Сальвадором Дали. В Новом Манеже будет показана крупнейшая ретроспектива его работ, подобной которой не было ни при его жизни, ни после смерти.

Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин)
Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин)

Крайне интересна и выставка Себастиана Сальгадо, бразильца по происхождению, много лет живущего во Франции. Экспозиция «Рука человека» – то, что сделало его классиком современной фотографии, – будет представлена в галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке.

Отмечу и выставку Корнелла Капа «Предвыборная кампания Джона Ф. Кеннеди», которая и дает зрителю возможность пропутешествовать по всей Америке того времени, и послужит важным уроком истории накануне нашей собственной предвыборной кампании 2008 года. Там же, в музее современного искусства на Петровке, будет совершенно невероятная выставка из этнографического музея в Санкт-Петербурге, посвященная России конца XIX – начала ХХ века. Ничего подобного широкий зритель прежде не видел.

– Вижу по расписанию выставок, что и на сей раз вы не прошли мимо своего любимого Александра Родченко?
– Да, в течение десяти лет мы провели дюжину тех или иных фотофестивалей, и каждый раз было что-то новое и удивительное из архива этого классика русской фотографии. Тем более это будет и в нынешнем году, когда исполняется полвека ухода из жизни Александра Родченко.

Его выставка в музее на Петровке стягивает воедино все три темы нашего биеннале. Не могу не отметить и выставку Нан Голдин, это первая экспозиция у нас очень сложного автора, определившего многое в эстетике фотосъемки конца ХХ – начала XXI века. Автор – американка, много лет живущая во Франции. Ее удивительно провокационная выставка откроется в музее в Ермолаевском переулке.

В сложный диалог с ней войдет проходящая там же выставка Сергея Браткова, одного из интересных мастеров нашего фотоискусства, который из брутального, жуткого, а временами романтического опыта выстраивает свою эстетическую систему. На примере их диалога можно будет больше понять об отношениях, которые выстраиваются между русской и иностранной фотографиями. Вообще же, как вы понимаете, все перечислить просто невозможно. Придется всюду ходить и смотреть.