Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
21 марта 2006, 12:10 • Культура

«Вежливому отказу» – 20 лет

Лидер группы «Вежливый отказ» Роман Суслов

«Вежливому отказу» – 20 лет
@ otkaz.ru

Tекст: Константин Филатов

Группа «Вежливый отказ» всегда была загадкой в неоднородном потоке под общим названием «русский рок». Ни манифестов поколения, свойственных 80-м, ни взаимных братаний под лозунгом «А рок-н-ролл еще жив!» в 90-х – только музыка. 24 марта во МХАТ им. Горького группа будет праздновать двадцатилетие, и накануне этого эпохального события лидер коллектива Роман Суслов рассказал газете ВЗГЛЯД о прошлом группы и планах на будущее.

- «Вежливый отказ» не существует с 2003 года?
- Да, мы перестали регулярно выступать и перешли к этакому кумулятивному жанру – будем выступать примерно раз в год в залах с хорошим звуком и хорошей аудиторией. По кабакам надоело играть. Но мы не распадались, группа существовала под «псевдоотказным» названием «ОТК-джаз-бенд», продолжала существовать без меня, заменив гитариста. Поэтому собраться на этот концерт не составило никакого труда – остался сыгранный костяк.

- Многие сравнивают вас с «Аукцыоном».
- Это не случайно, мы ведь практически одновременно появились – «Аукцыон» чуть позже. Они тоже стали использовать шоумена, который ничего не исполняет – только танцует и общается с залом. Да и других параллелей много было. В общем-то, и музыка во многих решениях оказалась схожей, хотя ни Леня (вокалист группы «Аукцыон». – ВЗГЛЯД), ни я особенно друг друга не слушали.

Мы были в Штатах на World Music Festival в 2000 году
Группа «Вежливый отказ» на World Music Festival в 2000 году
- В конце 80-х у вас были долгие зарубежные гастроли…
- Да, мы много играли в Европе, в основном это были поездки на тематические авангардные фестивали. В одно лето мы четыре раза были в Италии – проще было уже не уезжать. В Германию мы выезжали в 94 году, были в Штатах на World Music Festival в 2000 году.

- …а почему вас не было на крупных российских рок-фестивалях перестроечного времени?
- Это нам не было близко, и мы в этом не участвовали, – только поначалу, когда была эта ура-эйфория по поводу выхода рока из подполья. Помню, мы играли не то в «Олимпийском», не то в «Лужниках», где были собраны все – от «Наутилуса» до «Черного кофе», в Киеве было что-то подобное. Правда, к началу 90-х это быстро дифференцировалось – публика стала избирательнее, да и сами проекты стали более коммерчески ориентированными.

А в середине 80-х фестивали организовывались с трудом, все тексты должны были быть залитованы – у меня до сих пор сохранились тексты с печатью «Разрешено». Приходилось иногда объяснять людям, что какая-то конкретная фраза значила. С музыкой, слава богу, таких проблем не случалось – мы же были тарифицированными музыкантами. Нам присвоили ставки, и у меня в трудовой книжке было написано, что я музыкант такой-то категории, и мне полагалось двенадцать с копейками рублей за выступление. Тарификация производилась так: приехала комиссия, нас прослушали и сказали: все, в общем, хорошо, только «концовочки надо подправить». Ну, подправили мы что-то в конце концов и получили официальную путевку в концертную жизнь. А до этого все было на уровне полулегальных выступлений и происходило с большим трудом. Правда, когда все это позволили, вопросов «можно» или «нельзя» не было, – все знали, что надо. Именно поэтому у многих тогда появлялись достаточно радикальные, эпатажные программы – у «Звуков Му», у нас, а со временем это нивелировалось и стало уходить на более музыкальный и честный план. Этот эпатаж по юности был очень важным для нас. Потом, конечно, многое поменялось.

- А когда начала меняться аудитория?
- Я думаю, где-то в 93-94 году. Началась возня за места, чтобы иметь второй заработок, нужно было лезть в радиоведущие, расталкивать остальных, чтобы именно твоя физиономия попала в эфир. Мы этого благополучно делать не стали – я уехал в деревню. Ребята этим тоже не отягощены, мы остались параллельным планом от официальной московской сцены.

- Вы и сейчас живете в деревне?
- Да, мы с женой сейчас живем там, выращиваем лошадей – в общем, занимаемся сельским трудом.

- Это было спонтанным решением?
- Нет, это происходило постепенно – просто однажды мы купили двух кобыл, и они привязали нас там навсегда. Потом у нас появилось много земли, техники, людей, и мы стали вполне оформленной сельскохозяйственной организацией. Моя жена Анна давно занимается конным спортом, и она всегда мечтала иметь свой конный завод. Я очень рад, что так получилось, – у меня в жизни бывают такие намеки, которые я вовремя подхватываю, и переезд туда был правильным решением.

- Вы представляете себе свою публику?
- Я достаточно хорошо знаком со своей аудиторией, потому что только к концу 90-х годов она начала расширяться за счет поступления молодых кадров. До этого был уровень примерно нашего возраста – люди думающие, слушающие хороший джаз или рок-авангард и, как правило, образованные. Был у нас один концерт в ДК «Москворечье» – цитадели отечественного джаза, поскольку там была джазовая студия. Я тогда учился напротив, в МИФИ, и думал, что это та самая площадка, на которой нужно играть. Я не учел того, что туда пригласили весь район Ленино-Дачное и никого из традиционных слушателей джазовой студии не было. Публика даже не свистела – она орала что-то нечленораздельное, такое животное выражение эмоций. Нас оттуда увозили с милицией – первый раз на моей памяти в перестроечное время милиция оказалась на стороне гадостных артистов. Мы на такой публике больше не играли и благополучно поехали в Европу.

Максим Трефан, Михаил Митин, Роман Суслов, Дмитрий Шумилов (1989 год)
Максим Трефан, Михаил Митин, Роман Суслов, Дмитрий Шумилов (1989 год)

- А как вас там встречали ?
- Западная публика ориентирована на артиста – если они пришли слушать, значит они будут это делать, и при этом очень открыто выражать свои эмоции. Западная публика – это расслабленные, спокойные люди. В отличие от наших, которым даже если и нравится что-то, то они стесняются это показать. Если там, на Западе, публике все идет в удовольствие, то зал взрывается от аплодисментов, люди танцуют и поют, а если и орут из зала, то только что-то ободряющее, в паузах.

- Не было знаменитого восприятия – «русские – это медведь-водка-балалайка»?
- Нет, публика на этих фестивалях была подготовленная, люди шли на мероприятия, представляя, что это такое. Поначалу в некоторых случаях отношение к российским музыкантам было такое – интересно, что они могут показать? Никто же не знал, что происходит в этой стране, а тут кто-то приехал. Организаторы, как правило, вели себя достаточно грамотно – например, в Бельгии вместе с нами играли «Николай Коперник», «Аукцыон», «Джунгли», то есть группы приблизительно одного музыкального плана. Так что публика приходила серьезная, не пляжная.

Был курьезный момент в Норвегии. Нас пригласили на несколько клубных концертов и международный фестиваль в Тронхейме – там, кроме нас, присутствовали театры, танцевальные коллективы, и все это происходило в порту на открытой площадке. Накануне выступления мы попали в провинциальную норвежскую школу в глухой деревушке с четырьмя домами километров за двести от Осло. Жили мы в доме директора – его сын играл на рояле, показывал нам свои достижения, и мы должны были сыграть перед школьниками. Программа у нас была довольно жесткая, и мы ее норвежской молодежи выкатили. Реакция была отличной, но директор после этого не сказал ни слова – у него была типично наша, учительская реакция. А в Тронхейме нас тогда приняли хорошо – показали по ТВ, отзывы в газетах были очень благожелательные.

- Не жалко было со всем эти расстаться?
- Я не уверен, что рутинная цирковая жизнь бродячего музыканта мне подходит. Мне всегда хотелось жить на природе, я к этому стремился и я этого добился, – поэтому не жалко. Другое дело, что правильнее нужно было выстраивать свои выезды из деревни сюда и не впадать в эту московскую клубную рутину, которая и привела к тому, что пришлось сказать: все, хватит, стоп. Может, мы бы и продолжали существовать, собираясь разово для хорошей аудитории.

- Вы так не любите клубные выступления?
- Это поздние концерты, прокуренные помещения – это физическая усталость. И потом, когда люди едят, мне кажется, не нужно им мешать. Клубный драйв – это для молодых энергичных людей, у которых ни семьи, ни детей, ни дела. Хотя, конечно, есть клубы, которые можно использовать как концертные площадки, а не исключительно ресторанное заведение. Вообще эта клубная жизнь – для ребят с гитарами, которые за ночь успевают сыграть в нескольких клубах и играют соответственно. Это общая беда, которая относится ко всему, например к радийным программам, в которых ничего абсолютно не звучит. Отношение к людям как к какому-то быдлу, которое ничего знать не хочет и которому не нужно ничего, – ему дают тупую нерасчлененную жвачку. Изредка к нам появляются замшелые исполнители типа Pink Floyd или King Crimson.

- А что вы сами сейчас слушаете?
- Сейчас практически ничего – у меня прошел этот увлеченный период потреблять чужое в качестве слушателя. Мне сложно найти душевный отклик и отключить мозги, я сразу начинаю анализировать – выработалась такая дурная привычка. Слушаю какие-то случайные вещи – когда еду в машине, тыкаю в радио, но обычно дольше трех секунд на волне не задерживаюсь, а в деревне у меня ничего и не работает. Мой друг Слава Недеогло, наш директор, пытается меня снабжать чем-то новым – я так практически ничего и не открываю. Иногда бывает по душе послушать приличную популярную музыку как качественное изделие, сделанное стильно, с хорошим вкусом. В популярной музыке все попроще, поэтому можно легко воспринимать это как нечто целое – правда, в основном что-то старое. Из нового, пожалуй, только Eminem. А наше…У нас все еще не могут отойти от необходимости все копировать. Это было всегда – в изобразительном искусстве, портретах, пейзажах, просто до тошноты. То же самое в музыке, здесь параллели искать гораздо проще – звук, аранжировки, манера, буквально все.

24 марта во МХАТ им. Горького группа будет праздновать двадцатилетие
24 марта во МХАТ им. Горького группа будет праздновать двадцатилетие
- «Вежливый отказ» этого избежал?
- Надеюсь, что да. Хотя на этапе ученичества, к которому я отношу все годы до 2000, где более-менее состоялась кристаллизация самостоятельности, тенденции были – то в звуке, то в интонации. Скорее даже это можно назвать какой-то ученической несвободностью, какая-то стилистическая кондовость была. Самостоятельность и свобода появились только в самом конце, это мало кто замечает, но это так.

- Только появилась и сразу…
- Да, мне тоже говорят, что сейчас появилась аудитория, которой это надо, а группа раз – и опять в подполье. Не знаю, попробуем сейчас из подполья выглянуть, посмотрим, что получится.

- А если получится хорошо?
- Для меня всегда было важно собственное восприятие того, что происходит. Я замкнутый эгоистичный индивидуалист, и мне всегда было понятно, верный я делаю шаг или нет. Это мне позволяло писать и понимать, что это будет услышано – не сейчас, так позже. Потом я закрыл для себя эту тему, занялся сельским хозяйством, и сейчас я хочу выяснить для самого себя, правильно это или нет. И не так уж важно, как будет реагировать зал. Впрочем, программу мы выбирали, отдавая дань слушателю, – демаршей или провокаций не будет. С другой стороны, мы не репетировали 10 лет, и, судя по тому, с какой охотой все включились в репетиционный процесс, это очень нужно каждому. Такой глоток свежего воздуха среди повседневной жизни.

Возможно, будет новый виток – буду писать музыку там, в деревне. У нас уже есть большая практика дальнего дисконтакта, мы можем собираться на концерт раз в месяц без предварительных репетиций.

Кроме того, есть достаточно сложный момент устройства концертов и всего, что с этим связано, – той же рекламы, например. Не обязательно весь город обвешивать афишами – достаточно узкой информации в определенных кругах. А то вот мы пойдем на «Русское радио» – там есть программа «Неформат»… Я сегодня включил это радио, послушал – ну, это без комментариев. А в периферийных городах эти вопросы еще сложнее…

Вообще, я думаю, мы будем продолжать, в этом есть и внутренняя, и внешняя потребность.