Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
7 декабря 2006, 09:26 • Культура

По. Ту. Сторону

По. Ту. Сторону

Tекст: Юлия Бурмистрова

Русская литература всегда подвергалась цензуре – царской, советской. Литераторы обходили запреты, распространяя рукописи, выпуская самиздат, записывая кассеты. Сейчас, наверное, тоже есть цензура, но, читая некоторые книги, возникает ощущение полного ее отсутствия. Не столько политической или литературной, а самой обыкновенной, человеческой. А может, даже и психиатрической.

В этот странный книжный обзор попали три книги. Очень разные книги, и по очень разным причинам. После их прочтения, попытки осмысления я все же оставила шанс авторам. В том смысле, что, как последний оптимист (скорее утопист), надеюсь на адекватность людей. А искусство – что ж, сейчас век альтернативы во всех направлениях. Век не просто открытых дверей – век пустыни: никаких дверей, хочешь – кричи, хочешь – молчи.

Переворот в Яме
Вячеслав Петрович Скляров-Газманов «Атомоход»

Обложка книги Вячеслава Петровича Склярова-Газманова «Атомоход»
Обложка книги Вячеслава Петровича Склярова-Газманова «Атомоход»
Начну с книги, у которой нет ни издателя, ни автора. На обложке написано, что тираж 5 млн. экземпляров, внутри никаких данных, кроме «Москва, 2005», у издательства нет, штрихкода тоже нет. Но издательство же было – книгу можно подержать, у нее цветная твердая обложка, хорошая бумага и фотографии внутри.

Зато автора в книге много. Начиная с оборотной обложки, где даны не только фамилия и биография, но даже домашний адрес и группа крови. В самой книге есть 45 страниц подробнейшей автобиографии. Но тем не менее город проживания вымышленный. Да, и посвящение: «Эта книга будет пощечиной для психиатров» – наводит на мысли о розыгрыше. По крайней мере если думать о реальности автора. Можно сойти с ума.

«Сюжет» книги прост. Автор, он же персонаж, пишет письма своему другу. В письмах он обсуждает подготовку «государственного переворота» мэра города Яма Артемовского района Юзовской области Украины. Есть и приложение. Это автобиография, письмо к Борису Ельцину, фотографии и сканы рукописи, проект издания.

Книгу возможно читать только в случае неожиданного попадания на необитаемый остров и полного отсутствия литературы, и то не больше абзаца в день. Единственное, что я прочла с интересом, похихикивая, это проект издания.

Автор очень подробно расписывает свои условия. Пробный тираж ему видится пятимиллионным, но зато последующие тиражи взлетают до 4,5 миллиардов. Выручку предлагает делить следующим образом: 70% автору, 30% издателю. Просит издать более 4 млн. стикеров с автографом, объясняя это невозможностью проставлять его собственноручно на будущих многочисленных презентациях. Каждую страницу «обеспечить и оснастить специальными водяными знаками для более абсолютно исключительно исчерпывающе надежной защиты от пиратств и пиратов, нарушителей и посягателей на не принадлежащий гонорар». И т.д.

«Обще одаренная личность»
Юля Беломлинская «Песни бедной девушки» (издательство «Запасный выход»)

Обложка книги Юлии Беломлинской «Песни бедной девушки»
Обложка книги Юлии Беломлинской «Песни бедной девушки»
Эта книга попала в обзор как пример осознанного превращения своей жизни в придуманный образ. Конечно, все мы живем так или иначе в придуманных образах, другое дело – в какой степени. Особенно когда «странность» становится «живой легендой» и уже непонятно, кто кого создает – человек образ или наоборот.

Юля Беломлинская – художник, поэт, писатель, публицист. Эпатажная, известная, несомненно талантливая. Ее образ «бедной девушки», удачно найденный в свое время, работает годами. В нем можно дурачиться, писать с ошибками или матом.

Книга «Песни бедной девушки» – это сборник стихов, иногда сопровождающийся объяснениями, почему, где и как было написано. Часть стихов, а вернее, песен была очень любима неформалами 80-х.

Когда человек, как говорится, сделал себя сам, это достойно уважения. Когда же «слепила из того, что было», замазав на придурочности, то это скорее для любителя. Юля Беломлинская не мой автор, но ведь это не значит, что ничей.

Полный авангард
Андрей Чукашин «Психиатрический пролог» (Издательство Уральского университета)

Обложка книги Андрея Чукашина «Психиатрический пролог»
Обложка книги Андрея Чукашина «Психиатрический пролог»
Про эту книгу очень сложно говорить. Яркий пример превалирования формы над содержанием. В книге три работы: «Взгляд на всемирную историю», «Сочинение для пианистки с поэтом», «Антиневроз».

Автор рассуждает об истории, пытаясь построить цепочку, а может, и просто оставляя каждое событие параллельным другому. Он говорит о любви и уме. Пытается разгадать человечество, разложив себя по полочкам, ибо каждый отдельный человек и есть человечество.

В книге есть интересные исследовательские взгляды на творчество Гомера, Джойса, Мандельштама, Лао-цзы. Все это заслуживает внимания, но книгу может прочитать только очень заинтересованный человек.

Форма, которую избрал Чукашин, невероятно сложна для восприятия. Текст то идет по одному слову в столбик, то только заглавными буквами, то все слова слиты в одно слово величиной в страницу. Скорее всего, у этой книги будет репутация «безумной». А жаль, там действительно есть что почитать и о чем подумать.

Есть в «Живом журнале» сообщество «Живой-мертвый авангард» . Название само говорит за себя. На днях туда поместили стихи пациента психоневрологического интерната Вити Солдатова, собранные его лечащим врачом. Стихи оставляют за собой право на образность, но почему-то именно эти стихи пациента показались мне более нормальными, чем некоторые книги здоровых людей. Может, потому, что автор не играет, а просто живет той жизнью, что выпала.

Парашютист

У моего товарища Пети в детстве
Был игрушечный парашютист,
Которым можно было стрелять из рогатки.
Я очень завидовал ему.
Но однажды у этого парашютиста
Выросли настоящие крылья,
И он улетел.
Прошло время.
И мой товарищ Петя,
Которого звали уже
Петр Ильич Капустин,
Вернулся домой
Сильно пьяный.
А на кухне сидит
Тот самый парашютист
И пьет чай с блюдца.
Здравствуй, говорит, хозяин,
Я вернулся,
Я открыл Америку,
Две планеты
И законы воли,
Я прошел три моря,
Холеру, голод,
Осаду Трои,
Пожар 1812 года,
Лагеря, психушки…

Нет, думаю,
хорошо все-таки,
Что у меня в детстве не было
Такой игрушки…

..............