Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
26 декабря 2006, 08:42 • Культура

Телевидение все то же

Телевидение все то же
@ Getty Images

Tекст: Екатерина Сальникова

Завершается год, а наше телевидение все то же. Сериалы, новости, юмор, ток-шоу и просто шоу сменяют друг друга. И даже новогодней рекламы и теледизайна пока не так уж много. На первый взгляд может показаться, что ТВ функционирует на автопилоте и его специфика в уходящем году стремится к нулю. А потому анализировать его не просто все труднее, но все бессмысленнее и бессмысленнее.

Однако именно эта стадия – когда телесетка как бы игнорирует необходимость критического стороннего взгляда – и есть нечто новое, что хотя бы немного отличает ТВ 2006 года от телевидения предшествующих лет. Потери на этом ТВ трудно отличить от приобретений.

Уходя – ушли

Окончательно сложилась новая империя документалистики, срастающейся с развлекательностью, фантазийностью, игровым началом

Окончательно ушла прежняя концепция вещания, доминантой которой была серьезная общественно-политическая дискуссионность и стихийная гражданственность. Каналы и передачи перестали являть собой оплоты общественных движений и партий. Эпоха авторских журналистских игр на политической арене канула в прошлое.

Полностью исчезли с экрана телеперсоны, ассоциировавшиеся с тем периодом и воплощавшие его настроение и его эйфорию. Михаил Осокин и Светлана Сорокина уходили последними.

Кратковременное появление Светланы Сорокиной на «Домашнем», с программой «В круге света», оказалось очевидно неуместным в контексте данного канала. Оно лишь акцентировало анахронизм личности этой многолетней примы тележурналистики. Дело не в возрасте. У нас просто нет больше телевидения, где Сорокина смотрелась бы органично.

Год завершается без программы Владимира Познера «Времена» - и не то чтобы сильно ощущается ее отсутствие. Мы постепенно привыкаем к тому, что без программ такого формата можно вполне обходиться.

Мы привыкаем к тому, что программа – это не дело жизни и не трибуна, жизненно важная для ее автора-ведущего, а просто очередной проект или суперпроект, который можно отменить ради другого очередного проекта или суперпроекта.

С перестроечных лет и вплоть до недавнего времени тележурналистика жила иллюзией мощного влияния на общественное мнение, на формирование новой системы ценностей и идеалов. Не то чтобы теперь журналистика ни на что не влияет. Но для самой журналистики актуальнее проблема ее зависимости от социальных и экономических реалий, от расклада сил в профессиональной политике.

Мы лишились иллюзии, что актуальных общественно-политических тем для обсуждения хватает на все каналы. И главное, что дело чести и престижа каждого канала – возиться с этими темами, превращая их в зрелище содержательное, «смотрибельное», «праймтайменное».

Если информационные и общественно-политические программы присутствуют и их много, то это для утверждения значимости канала. Если информационные программы отсутствуют или почти отсутствуют, то это для утверждения независимости канала от всяческого «серьеза».

В том числе поэтому на центральных каналах новостей и общественно-политической тематики очень много, на остальных – практически нету. И межеумочные варианты, вроде Ren-TV и «Столицы», крайне редки. Нельзя культивировать нечто срединное, умеренное. В моде культивирование крайностей, режущих глаз, а потому быстрее усваивающихся.

Эпоха самопромоушена

Владимир Соловьев выглядит как человек, который талантливо работает в формате общественно-политического ток-шоу
Владимир Соловьев выглядит как человек, который талантливо работает в формате общественно-политического ток-шоу

Маниакальный культ нынешнего времени – профессионализм ради профессионализма и коммерческого успеха.

Например, Владимир Соловьев выглядит как человек, который талантливо работает в формате общественно-политического ток-шоу именно потому, что ему этот формат был предложен в качестве престижного проекта на очень хорошем канале «НТВ».

А предложат грандиозное ток-шоу на интимные темы или, допустим, про мужскую моду где-нибудь на «Первом» или на РТР – и ведущий быстро разовьет в себе жгучий интерес к данной проблематике. И заставит поверить себя и аудиторию, что эта проблематика сейчас самая актуальная.

В таком настрое нет ничего дурного. Просто в его рамках превыше всего оказываются соображения профессиональности и престижности. И ничего личного.

Даже тогда, когда Соловьев с брутальной прямотой высказывает свое мнение по какому-нибудь дискуссионному вопросу. Он не для собственного самовыражения и не для общества, он для рейтинга старается. Современный журналист прекрасно работает там, где ему дают работать, а не там, где находится пространство его личных общественно-политических симпатий.

На таком фоне Алексей Пушков со своим «Постскриптумом» на «ТВ-Центре», да еще по субботам, смотрится по-перестроечному старомодно в хорошем смысле слова. Большой плюс всего российского ТВ, что «Постскриптум» сохранился и после трансформации «ТВ-Центра».

В целом же наше ТВ тотально коммерциализируется, словно старается забыться и не переживать потерю самой великой иллюзии – обладания властью и собственной стратегией. А не властью косвенных манипуляции сознанием и разработкой тактик для чужих стратегий.

В результате рождается атмосфера генерализации уже не рекламы вообще, но самопромоушена как основной цели деятельности на ТВ.

Каналы снимают художественные фильмы, чтобы все видели, какие мощные возможности у этих каналов, какие резервы для саморекламы. И «Доктор Живаго» с «Мастером и Маргаритой» - это своего рода рекламные ролики определенных каналов.

Каналы приглашают в новые проекты «медийные лица» из своих менее новых проектов или из успешных проектов других каналов – чтобы эти лица ассоциировались с конкретными каналами и тянули каналы за своим личным успехом.

Политика на ТВ перестала быть идеологией, превращаясь в инфотейнмент. Зато развлечение превращается в идеологию. Ее суть – в круглосуточной адаптации народа к современным политическим и экономическим реалиям как к единственно возможной действительности.

Анастасия Заворотнюк
Анастасия Заворотнюк

Первой и самой осмысленной империей новой развлекательности стал СТС. Но следом за ним на те же амплуа претендуют практически все неспециализированные нецентральные каналы, каждый в меру своих сил и энтузиазма – в особенности ТНТ, «Домашний» и ТВ-3.

Новые веяния с СТС задают тон, влияя на стилистику развлекательных программ центральных каналов. Появление Анастасии Заворотнюк на РТР и «Комеди клаба» на «Первом» – вопиющие тому подтверждения.

Конвейеризация успешных форматов нарастает. Культовые «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой» не успели завершиться, как по дороге стало ясно, что из новейшего телеписка они превратились в почетную историю нашей американизации. Потому что «Счастливы вместе» или «Золотая теща» - уже полностью шаблонные продукты, сделанные без крупицы энтузиазма.

Американизация определяет содержание даже «Спокойной ночи, малыши!» на РТР. И это лучшая иллюстрация нашего национального возрождения, иллюзии которого принято поддерживать на первых двух кнопках.

Ничто так не надоело за весь 2006 год, как истории про Лунтика. Они обладают какой-то мучительной дежурностью гуманизма и назидательности. А юмор в них такой американский, что голливудские репризы кажутся после лунтичных похожими на добрую и аристократическую английскую иронию.

Зрители получили первую обойму экранизаций отечественной классики – и к концу года телевидение устало. При этом в телеверсиях классических произведений практически нет разницы между русской и советской классикой. Стилистических, художественных различий в работе с литературным материалом создатели сериалов явно не ощущают. Актуальна лишь забота о фиксации тех или иных исторических реалий.

Окончательно сложилась новая империя документалистики, срастающейся с развлекательностью, фантазийностью, игровым началом – и превращающей любые фрагменты истории в нечто «виртуальное и близкое».

И, наконец, телевидение 2006 года решило дать народу отвести душу. Состоялось возрождение любимого телезрителями советских времен фигурного катания, в виде грандиозного зрелища на «Первом» и камерного - на РТР.

В брежневские времена спорили, спорт это или искусство. 2006 год с опозданием разрешил вопрос. Фигурное катание теперь не спорт и не искусство, а телешоу с медийными лицами и профессионалами спорта для их поддержки. Все, что не телешоу, на телевидении больше не выживает.