Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
3 ноября 2006, 09:23 • Культура

Том Уэйтс, «Би-2», Арефьева и открытие года

Том Уэйтс, «Би-2», Арефьева и открытие года
@ brianbork.blogspot.com

Tекст: Гуру Кен

Осенью посыпался град альбомов, пройти мимо которых меломану почти невозможно. Необыкновенную трилогию выпускает Том Уэйтс, новыми альбомами порадовали отечественные рокеры «Би-2» и Ольга Арефьева. Но начнем мы с главного открытия нынешнего года – группы Mew из Дании.

Mew. Mew and the glass handed kites

В отличие от большинства групп, заразившихся эстетикой построка, музыкантам Mew удалось удержаться от сползания в деконструктивную депрессию
В отличие от большинства групп, заразившихся эстетикой построка, музыкантам «Mew» удалось удержаться от сползания в деконструктивную депрессию

По правде сказать, этот альбом вышел еще в прошлом году. Но только теперь дошел до России и издан кирилликой. Однако за этот промежуток молодая группа Mew успела получить за него MTV Europe Music Awards – 2005 и DMA-2006 (Danish Music Awards) в номинациях «Лучшая группа», «Лучший альбом» и «Лучший мужской вокал». Охарактеризовать этот в высшей степени необычный альбом непросто: смесь лирической поп-музыки с энергичным прог-роковым драйвом, к которому прибавлены мазки унылости от построка и элегантности от Depeshe Mode.

Нежный вокал Йонаса Бьерре звучит пронзительно и с привкусом ностальгии. Критики любят сравнивать его со знаменитым норвежским A-Ha, и это сравнение правомерно. Однако этот нежный голос декорируется пучинами жестких гитарных брейков Бо Мэдсена и пучиной яростных тарелок Силаса Граэ. Парадоксально, но спокойно-лиричный вокал Бьерре только выигрывает от подобных контрапунктов подобно свежей спарже в соусе из трюфелей.

На альбоме уже есть радиохит «Special». В отличие от большинства групп, заразившихся эстетикой построка, музыкантам Mew удалось удержаться от сползания в деконструктивную депрессию. Они остались в контексте могучей европейской эстрадной песни и явно способны родить не один десяток наджанровых хитов. Стоит отметить, что 10 ноября группа впервые приезжает в Москву, и услышать столь перспективную группу на взлете карьеры имеет смысл самому привередливому меломану.

Оценка: 9/10.
Sony BMG Music, 2005.

«Би-2». Moloko

Концептуально альбом поделен создателями на диско-панк, который символизирует в их глазах наисвежайшую музыкальную моду, и обычный «Би-2»
Концептуально альбом поделен создателями на диско-панк, который символизирует в их глазах наисвежайшую музыкальную моду, и обычный «Би-2»

Концептуально альбом поделен создателями на диско-панк, который символизирует в их глазах наисвежайшую музыкальную моду, и обычный «Би-2». Спорить о свежести неприлично, как завещал нам Булгаков. Но фирменная стилистика диско-панка – октавный бас, электронные штучки в духе диско 80-х и пр. – действительно освежает саунд «Би-2». Несомненные хиты «Дурочка» и «Он плохо кончил», собственно, навеяны именно влиянием на Леву и Шуру групп LCD Soundsystems, The Rapture, The Departure и им подобных. Только вряд ли стоит поддаваться на рекламные уловки и всерьез искать в песнях «Би-2» аллюзии на «Заводной апельсин» Э. Берджесса. Слишком уж разные идеологии у пьющих moloko маргинальных героев романа и буржуазных лирических героев песен «Би-2».

Одна из ярких удач нового альбома – кавер на песню Шумова «Привет тебе». Музыкантам, обожающим наследие московского рок-андеграунда 80-х, удалось достойно воссоздать атмосферу сумрачного «центровского» шедевра. Однако на второй половине альбома мы слышим традиционные штампованные песни «Би-2», которые крепко и уверенно держат планку, и не более. Но и не менее. После того как Земфира* по неизвестным науке причинам отдала Звонкова и Лифшица в «Би-2», группа получила объективно самый сильный инструментальный состав в России. И качество альбома «Moloko» выше всяких похвал. Будет обидно, если с таким составом мы так и не дождемся гениальных сумасшествий, что случались с теми же музыкантами у Земфиры.

Оценка: 7/10.
Стиль Рекордс, 2006.

Арефьева и «Ковчег». А и Б

С музыкальной стороны идеология подкреплена привычным для «Ковчега» русско-роковым конструктивизмом – акцент на четную долю при басе на нечетной
С музыкальной стороны идеология подкреплена привычным для «Ковчега» русско-роковым конструктивизмом – акцент на четную долю при басе на нечетной

Новый номерной альбом неутомимой Ольги Арефьевой представляет собой 14 оригинальных треков и три бонус-кавера: «Орландина» Хвоста, «Дрянь» Майка и «Summertime» Дж. Гершвина. Впрочем, из оригинальных тоже не все оригинальны – например, песня «Только не плачьте» является переложением народной кубинской «Гуантанамеры». Оригинальный текст «Гуантанамеры» написал, как известно, бунтарь и философ Хосе Марти. Если прочесть тексты песен Арефьевой, то поневоле придешь к выводу, что тоже имеешь дело все-таки с бунтарем и философом. Основные темы – бессмысленность всякой войны, нежелание повиноваться любым приказам, индивидуальная свобода как наивысший императив бытия.

С музыкальной стороны идеология подкреплена привычным для «Ковчега» русско-роковым конструктивизмом – акцент на четную долю при басе на нечетной. То ли регги, то ли рок. Местами переходящий в вальсок. Кое-где использованы русские народные песни, записанное пение саамов и звуки загадочных «людей тайги». Словом, Арефьева в своем репертуаре. Вызывает некоторое удивление откровенно сырой саунд на записи, напоминающий концертную запись. Уж верно, при сведении в 2006 году можно было бы проявить поболее фантазии. Аранжировки выстроены так, что если музыканты что-то начинают играть, так играют все то же до конца песни. Весь «живчик» – в нервном, звонком голосе Арефьевой. И Ольга выстраивает образ глубокой чувственной женщины, неравнодушной к окружающему миру. Понимающим и принимающим такой образ альбом в первую очередь и адресован.

Оценка: 6/10.
Ольга Арефьева + «Отделение ВЫХОД», 2006.

Tom Waits. Orphans: Brawlers, Bawlers & Bastards (3CD)

Недавно великий американский шансонье Том Уэйтс сыграл в «Доме блюза» в Кливленде свой первый клубный концерт за 30 лет. Такова жизнь у небожителей. Новый тройной альбом Уэйтса «Orphans» (сироты) поделен по авторскому разумению. Первая часть «Brawlers» («Скандалисты») состоит из хриплых крикливых блюзов неоднозначного свойства – утопленники на берегу, рыбы в тюрьме, терроризм у насекомых. Вторая часть «Bawlers» («Крикуны») – причудливая смесь метафизических кантри-колыбельных, кельтских вальсов и шотландских мадригалов с кабаре. Третья часть «Bastards» («Ублюдки») – и вовсе авангардные сказки и экспериментальная дискотека.

Из 56 треков 30 абсолютно новых, причем высочайшего качества. Немудрено, ведь в записи приняли участие Les Claypool, гитаристы Dave Alvin и Marc Ribot, саксофонист Ральф Карни, гармошечник Charlie Musselwhite и ударник Brain. Партию контрабаса Том оставил, как водится, себе. Не всякий узнает в харизматическом исполнении Уэйтса знакомые композиции The Ramones, Курта Вайля или Leadbelly. Не все расслышат тексты Джека Керуака и Чарльза Буковски. Но феерические песенки «2:19», «Walk Away», «Little Drop Of Poison» или «Jayne's Blue Wish» уже останутся в истории музыки навсегда.

Оценка: 10/10.
Anti-, 2006.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............