Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

10 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Мечте Сергея Галицкого не суждено сбыться

Российский футбол продолжит вариться в собственном соку, что, надо отметить, получается очень неплохо. Количество юных игроков, стабильно играющих в основных составах, регулярно растет. Растет и их уровень.

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Ускоренная деиндустриализация Украины

Очень долго Москва сопротивлялась тому, чтобы дополнить демилитаризацию и денацификацию Украины ее деиндустриализацией (с этим, к слову, неплохо справлялись и сами украинские власти). Но повышение ставок в этом противостоянии и масштабы уже допущенных разрушений, к большому сожалению, сделали такой подход оправданным.

28 комментариев
29 октября 2006, 14:14 • Культура

Отар Иоселиани: «Я вступаю в диалог со зрителем…»

Отар Иоселиани: «Я вступаю в диалог со зрителем…»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Бирюков

Состоялась российская премьера нового фильма Отара Иоселиани «Сады осенью». Сюжет картины обманчиво прост. Министр лишается поста, он привыкает к новой жизни французского обывателя, жителя бедного квартала. Он встречается, общается, расстается с людьми, каждый из которых вроде бы не приносит в его жизнь ничего нового. Но это только на первый взгляд. А что происходит с героем ленты на самом деле, должен понять сам зритель. Вернее, не должен, но может, если постарается.

Мы разговаривали с мэтром в домашней обстановке. Он курил сигареты одну за другой и смотрел в окно. Было видно, что некоторые вопросы недостойны его, он начинал скучать. Но ничего не поделаешь, порою кажется, что Иоселиани расспросили обо всем, что возможно. Но каждый раз мастер дает ответы на надоевшие ему вопросы и каждый раз делает это по-новому, при этом не изменяя своим взглядам на жизнь.

Порою кажется, что Иоселиани расспросили обо всем, что возможно
Порою кажется, что Иоселиани расспросили обо всем, что возможно

- Хотелось бы понять соотношение творческого и человеческого. Полностью ли соответствуют друг другу Иоселиани-режиссер и Иоселиани-человек? Какие человеческие качества являются наиболее важными для режиссера?
- Само наше ремесло – очень простое, я могу обучить ему любого человека за два месяца. Но весь багаж, который завещан нам предыдущими поколениями, начиная от тех, кто строил пирамиды, и того, что было создано Леонардо, Микеланджело, – все это является необходимым багажом, который составляет фон нашей профессии.

Так как кинематографисты – народ совершенно дикий и безграмотный, то единственное, что можно считать самым важным элементом – это образованность, грамотность. Не может быть кинематографистов, которые не читали «Илиаду», которые не знают Радищева, которые не слышали Рахманинова или не ответили бы на вопрос, кто написал «Весна священная».

- Образованность и грамотность – это именно профессиональные качества, а искренность как качество человеческое?
- Потом наступает совсем другой момент, вы вступаете в диалог со зрителем и должны себе представлять, кому вы это адресуете. Если вы делаете фильм, на который валом повалит молодежь, то есть где-то 90-95% киноаудитории или уже воспитанных на определенном культурном или даже на некультурном «бульоне», то в таком случае вы станете человеком, штампующим поделки, а не вступающим в тот самый диалог.

Но есть и та малая часть киноаудитории, которая будет существовать всегда, которой понятны и близки такие недостижимые по глубине содержания произведения, как «Мастер и Маргарита». Хотя людям, занимающимся воровством, торговлей, финансами, делячеством, управлением государством, даже в голову не придет читать Булгакова или слушать Стравинского.

Поэтому мы вольны делать выбор в пользу тех или других. И врать им нельзя. Вот этот выбор и есть искренность.

- В своем интервью Сinemas-de-recherche вы говорили о том, что «притча всегда основывается на реальности. Только в отличие от обычной жизни в ней всегда ясно, кто – волк, а кто – агнец». Значит ли это, что в своих фильмах вы стремитесь к однозначности и определенности, ведь главный герой «Садов осенью» в молодости изобретает оружие массового поражения, а не лекарство от всех болезней?
- Каждый ответственен за то, как он поступает на этом свете, если человек выбирает заниматься руководством массами людей, то я считаю его выбор глубоко ошибочным.

Я серьезно отношусь к тому, что человек может просто уйти в монахи. Есть такой момент в жизни человека, человек формируется, и то, что он считал правильным, может оказаться ошибочным. И вдруг потом уже, если у него в душе теплится какой-то огонек, он начинает понимать, что поступал неверно.

Я принимаю разные формы жизни человека. Каждый разговаривает на том языке, который не всегда может расшифровать другой, под одними и теми же словами подразумеваются различные понятия, поэтому об однозначности говорить не приходится.

Отар Иоселиани
Отар Иоселиани

- В том же интервью вы подробно раскрываете образы, зашифрованные в фильме. Например, роль животных в фильме, которые символизируют амбиции главных героев. У главного героя домашних питомцев нет, а его преемник содержит гепарда – символ аристократичности. И так далее. Зачем вы это делаете, вы не доверяете зрителю, не думаете, что он сам может все это понять и проинтерпретировать? Ведь вы же говорили о зрителе, который имеет тот же ключ к пониманию, что и у вас.
- Ну и что, что эти образы очевидны. Есть у человека гепард, потом он захотел еще и птицу. А в конце концов они все сидят в клетке. Это не расшифровка, просто когда назойливый человек к вам пристает и спрашивает, что это означает, приходится отвечать: а ты подумай.

Это не от доверия к зрителю, надо ему помочь, показать дорогу к пониманию. Однако я ничего не расшифровываю, вообще не говорю о собственных фильмах. Но бывают дурацкие вопросы: почему у дамы рыжие волосы, что это может значить?

- В ваших фильмах часто заняты одни и те же артисты. Что это? Все многообразие мира через призму ближнего круга общения? Сознательная скупость красок?
- Это как театральная труппа. Одни актеры, которые играют разные пьесы.

- Кто ваш зритель?
- Живой человек.

- Вам удается донести до него то, что вы хотели?
- Захочет – воспримет, захочет – нет.

- И последний вопрос, личный, интимный, на который хотелось бы услышать ответ шепотом. Что для вас дождь? Во многих ваших фильмах, в таких, как «Утро понедельника», присутствует и выходит на первый план дождливая атмосфера...
- Иногда светит солнце, иногда идет дождь. Просто когда идет дождь, то это очень приятно, это чисто подсознательно. Это все, что нас окружает.

..............