Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Европа опошлила значение атомной бомбы

Ядерное оружие – это не атрибут красивой жизни, и не способ самоутвердиться перед кем-либо. Будет очень здорово, если понимание этого вернется к Западу до того, как мы окажемся у грани всеобщей катастрофы.

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Анонимность в интернете – это не преступление

Обсуждаемый запрет на анонимную регистрацию в сетях означает отмену презумпции невиновности – теперь вы находитесь под подозрением изначально, до того, как вы что-либо написали. На вас с самого начала смотрят как на крайне сомнительную личность, которая еще должна очень постараться, чтобы эти подозрения рассеять.

6 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Как капитализм мешает добывать редкоземы

Если бы вы в каком-нибудь 1990 году спросили специалистов, кто является лидером в производстве редкоземов, они бы вам не моргнув глазом ответили: конечно же, США. На втором месте СССР. Как же получилось, что спустя 30 лет почти монополистом стал Китай?

16 комментариев
15 октября 2006, 10:15 • Культура

Концептуализм атакует

Концептуализм атакует
@ галерея Файн Арт

Tекст: Максим Шульц

Репринт журнала «А – Я» в последнее время никак не хочет отправляться обратно, на свое законное место в книжном шкафу. «А - Я» издавался в 70-80-х за рубежом и рассказывал о наиболее актуальных на тот момент советских неофициальных художниках. Безумно качественный (с текстовой точки зрения, разумеется), этот журнал на протяжении долгого времени был единственным изданием подобного рода. Именно он транслировал первые высказывания наших художников и теоретиков искусства - ныне безусловных классиков.

Толстая белая книжица номеров «А - Я» никак не хочет угомониться, что, впрочем, неудивительно – выставки ее героев следуют одна за другой, едва ли не в строгой последовательности. В первом «А - Я» есть интервью с Эриком Булатовым – не так давно в Третьяковке на Крымском Валу открылась его ретроспектива. Следом идет материал о Франциско Инфантэ – пожалуйста, «Артефакты» Инфантэ и Нонны Горюновой, его жены и соавтора, представляет Московский музей современного искусства.

Инфантэ-Горюнова. Очаги Искривленного Поостранства
Инфантэ-Горюнова. Очаги Искривленного Поостранства

Вообще приятно, когда по прошествии многих лет взгляды художника на искусство остаются одними и теми же. Это вызывает уважение. Изменились исследуемые автором проблемы, в ходу уже другой набор тем, но некая общая составляющая – прежняя. В конце 70-х – начале 80-х была очень востребована тема взаимоотношения жизни и искусства. Трудно с ходу назвать кого-то, кто не сделал что-нибудь об этом – я имею в виду не только советских художников. Однако позиция Инфантэ принадлежала к числу не слишком распространенных. По его мнению, современное искусство несколько утеряло свою мистериальность, вместе с водой выплескивают и ребенка. А ведь процесс создания объекта – ритуал, равно как является ритуалом перформанс.

В этом смысле Инфантэ и Горюнова являются едва ли не самыми романтическими из всех московских концептуалистов. Проблема документации акций (например, вопрос ее достаточности) решается Инфантэ просто – документация вполне самодостаточна, по крайней мере, для зрителя. Возможно, именно поэтому современному зрителю, не осведомленному о теоретических прениях, так приятно рассматривать работы Инфантэ – Горюновой.

Игорь Шелковский, чья выставка открылась в галерее «Файн Арт», тоже имеет к журналу «А – Я» самое непосредственное отношение. Потому что он был одним из основателей журнала и, на протяжении всех лет существования «А – Я», его редактором. Шелковский эмигрировал во Францию еще в 1976-м, а потому больше известен на Западе, чем в нашей стране. Первая персональная выставка Шелковского в России прошла только в 2003 году в той же «Файн Арт». На нынешней выставке (третьей по счету) представлена живопись художника, его скульптура и архитектурные проекты.

Игорь и Светлана Копыстянские, чья выставка сейчас проходит в Государственном центре современного искусства, тоже могли бы оказаться на страницах «А - Я». В любом случае, их принадлежность к «московскому романтическому» вполне очевидна. «Розовое и белое» Копыстянских - новая видеоинсталляция, совсем недавно демонстрировалась в лондонской Lisson Gallery. В основе – восемь «случаев» Даниила Хармса. Основываясь на символизме цветов и киноаллюзиях, Копыстянские создают своеобразный видеоколлаж, полный пространственных парадоксов и смещений во времени.