Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
1 октября 2006, 15:14 • Культура

Путь к культуре лежит через желудок

Путь к культуре лежит через желудок
@ gallery.vavilon.ru

Tекст: Анна Сафронова

Александр Генис, отделившись от своего кулинарного партнера Петра Вайля (как забыть их совместный труд «Русскую кухню в изгнании»?), выпустил персональные «кулинарные путешествия» под скромным, но – куда ж от этого деться – знаковым названием «Колобок». (М.: АСТ; «Астрель», 2006).

Читать в голодном состоянии не рекомендуется, можно от описания разных вкусностей заработать язву желудка. Но все непросто. Между прочим, «кулинария – мать человечества», а суть познания ее вот в чем: «…Входя в страну с парадного подъезда дворцов и музеев, мы узнаем ее такой, какой ей хотелось бы нам показаться. Но служебный (через базар и погреб) ведет нас в самое нутро культуры – в ее чрево. Внутреннее – не важнее и не честнее внешнего. Важно, что одно нельзя понять без другого».

Кулинарная эссеистика

Вагрич Бахчанян
Вагрич Бахчанян

Итак, к книге две части: «Открыв рот» - это, собственно, и есть кулинарные путешествия, тот самый служебный вход в разные страны, список коих открывает Италия, а заканчивает Россия.

Не меньшего внимания, чем сам предмет описания, заслуживает стиль Гениса: твердая колбаса – «черная, как наша совесть». Разрезанные поперек морские ежи – «как фантасмагорические яйца, сбежавшие с картины Босха». В целом после «Колобка» можно смело утверждать, что жанр кулинарной эссеистики, родоначальником которого называют Александра Гениса, действительно существует.

Во второй части книги автор отвлекается от экзотической духовной кулинарии и придвигает к себе поближе блюдо с теорией, на котором все меньше продуктов, но изрядно увеличивается количество бумаги. Кое-что о рецепте, по которому изготовил свою книгу Вагрич Бахчанян. Или вот: «Меню Бродского – бутерброд на горьком хлебе изгнания». Или еще: «Обэреут (позор корректору книги Мокиной И. Н.!) Введенский… кормил читателя «жареным звуком» и «задумчивым сыром молодецким»…» (из главы «Писательская кухня»). Глава же «Пир во время чумы» уже отбивает аппетит начисто: размышления об эволюции советской кухни – не совсем та тема.

Другая кухня

Александр Генис
Александр Генис

Небольшой вклад в копилку Александра Гениса. В скобках и между прочим назову одну книжицу, изданную в 1992 году редакцией журнала «Волга» в бескорыстном порыве заработать каких-нибудь денег.

Вот уж точно – служебный вход в культуру. И когда сотрудников журнала спрашивают, как удавалось издавать журнал, можно ничего не говорить, а просто протягивать эту брошюрку. Брошюрка называлась «Суп из топора», автор-составитель ее Т. В. Новикова спела сладкую песню о горьком хлебе: «Не будем унывать. Самое простое блюдо, если вы придумаете ему какое-нибудь замечательное название, да еще приправленное вашей улыбкой…»

Среди душераздирающих котлет из крапивы, пюре из просвирника и супа-пюре из ботвы – лирические отступления: «Смысл блюда в том, чтобы теми крохотными кусочками продуктов, которые есть и которые вы в состоянии купить, суметь накормить семью». Книжонка пользовалась спросом, и изрядное число вовсе не исхудавших советских домохозяек, одержимых идеей экономии, принялось делать изюм из вишни, кофе из цикория и лопуха, форшмак из капусты и сыр из тыквы.

Не только кухня превращалась в ад, но и весь дом, потому как вторая часть книги содержала советы некулинарного характера: как поставить заплатки, как из старой одежды сделать новую, и что не надо выбрасывать, потому что пригодится. На этом месте особо впечатлительных я прошу принять устойчивое положение.

О способах применения «полезных» вещей говорить не буду, лишь оглашу список: «Не выбрасывайте… картофельную шелуху, чайную заварку и кофейную гущу, лимонные и апельсиновые корки, отвар, в котором варилась лапша, макароны, луковую шелуху, яичную скорлупу, воду, в которой варился картофель в мундире, рыбью чешую, воду, в которой варились бобы, остатки мыла, старую клеенку, красивые футлярчики из-под губной помады, деревянную ручку от сломанного ножа, старые газеты, узкие полоски белой ткани, сосну, ель, пихту после новогоднего праздника, капроновые сеточки…»

В общем, продолжить список можно, заглянув в любой мусорный контейнер. Более яркого литературного памятника я не знаю – не только и не столько отечественной нищете, сколько отношению к ней – совершенно уникальному. Только фантазия Венички Ерофеева может сравниться с этим, только его коктейли, включающие все что угодно: хоть средство для снятия лака, хоть средство от потливости ног.

После этого отступления особенно приятно процитировать Александра Гениса: «Кулинарная семиотика позволяет обнаружить в каждом блюде социальные знаки, которые в совокупности образуют социокультурную систему, раскрывающую специфику национальной ментальности».

Однако как это верно!