Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
9 января 2006, 11:12 • Культура

Мертвые души

Мертвые души

Tекст: Екатерина Сальникова

Сериал по культовому роману Булгакова «Мастер и Маргарита» завершался под Новый год. Он шел параллельно с так называемыми рождественскими сказками, примитивными и сладкими. Он предварял нескончаемую лавину поп-шоу. Сериал Владимира Бортко отстоит от этого так же далеко, как всякая станковая живопись от рядовых открыток и календариков.

Однако, помимо безусловной самодостаточности этой экранизации, независимо от авторских намерений возникают куда более глубокие связи «Мастера и Маргариты» с окружающим показ сериала общим культурным контекстом.

Гипноз историей

Владислав Галкин - Иван Бездомный
Владислав Галкин - Иван Бездомный
Еще до появления главных персонажей пьесы, чье первенство заявлено уже в названии булгаковского романа. Но чуда не произошло и после их появления, сериал не сделался радикально глубже, остроумнее и артистичнее в своем движении к кульминации и финалу.

Мастер (Александр Галибин) так и остался фигурой умолчания. Неповторимой земной любви и душевной страсти Мастер и Маргарита не проявили. Маргарита (Анна Ковальчук) оказалась просто красивой. Можно возразить, конечно, что и этого тоже не мало. Но все-таки хотелось, чтобы в сцене застолья у Воланда актриса играла не только утомленную и раздраженную женщину, глотнувшую спирта. Чтобы при виде гостей бала у героини на лице было написано еще что-то, кроме страха и брезгливости. Чтобы Бегемот (Александр Баширов) не пытался по-человечески разворачивать шоколадку, прежде чем ее сожрать. Чтобы в чекистах, столь увлекших воображение Бортко, брезжило что-нибудь от булгаковской образности и булгаковских интонаций. (Здесь мнимый иностранец в валютном магазине кричит «Милиция!», а не «Меня бандиты убивают!», как было в романе.)

Режиссер имеет право свободно трансформировать мотивы любого литературного произведения. Нет никакого желания требовать абсолютного совпадения сериала с романом. Но как можно не ощутить принципиальной неорганичности некоторых вольностей? Беглое повествование булгаковского эпилога Бортко развернул в целый мини-сюжет о чекистском следствии, разоблачении и повсеместной трансляции заседаний, возглавляемых Человеком во френче.

Симуляция историзма превратила финал московской линии в претенциозно глубокомысленное антисталинистское зрелище, в публицистический абсурд без самоиронии. А Булгаков – литератор тактичный, тонко ощущающий грань, которую не следует переходить, дабы не нарушать совершенства и соразмерности формы. Зачем Булгакову большая, тяжеловесная сцена с диалогами, несмешно пародирующими чистки и дознания 30-х? Ведь в том же эпилоге уже состоялось подробное погружение в историю арестованного кота, которого привели в милицию со связанными передними лапами.

Парадокс в том, что Булгаков на эстетическом уровне оказался более свободным от советской реальности, нежели Бортко. Булгаков иронизировал по поводу советского стиля жизни и советской психологии в целом. А Бортко во всех сериях подряд пытался на полном серьезе высказываться по поводу сталинской внутренней политики.

Как будто его кто-то загипнотизировал.

Заложники мистических мотивов

Владимир Бортко - автор сценария, режиссер-постановщик, продюсер
Владимир Бортко - автор сценария, режиссер-постановщик, продюсер
Другая глобальная проблема сериала связана с нашими культурными традициями. У нас не укоренены фильмы ужасов, мистические триллеры и прочие подобные жанры кино, требующие множества сложных спецэффектов. Конвейерного производства таких фильмов в России не было и нет до сих пор.

Вообще у нас не слишком принято увлекаться вымышленными ужасами и откровенной мистикой. Видимо, так происходит потому, что реальные ужасы и сама явь реальной власти воздействуют на сознание сильнее. Перед их лицом меркнут и не вызывают уважения любые, даже самые смелые фантазии. На переживание непостижимой мистики исторического процесса уходят все наши силы, не оставляя возможностей для воображения.

Каждая картина, резко порывающая с рациональным реалистическим образом действительности, в нашей культуре – на вес золота. Из сугубо легкого популярного кинематографа почти нечего вспомнить, кроме экранизации гоголевского «Вия» и детского назидательного ужастика «Сказка о потерянном времени». А немногое прочее – «Солярис», «Кин-дза-дза», «Городе Зеро» – в первую очередь важны не своей внешней зрелищностью и экшеном. Они представляют метафору основных проблем человека и человеческого общества. Это не развлекательная, но экзистенциальная фантастика и экзистенциальная мистика.

«Дом под звездным небом» Сергея Соловьева – редкий случай слияния прямой публицистики с формами фантасмагории. Были в этом сюжете о хаосе государства и гибели одной отдельно взятой семьи и мотивы, близкие булгаковским: и фокусы с разрезанием человека пополам, и отрезание голов, и сатанинская неуязвимость, и чистая земная любовь, и полет... Но главный смысл сосредоточивался отнюдь не в спецэффектах, которые присутствовали в весьма скромных дозах. Главное в нашем кино всегда – в построении ситуаций, в моделировании поведения героев и общей тональности сюрреалистических подробностей.

Наше кино, в отличие от западного, не привыкло вкладывать душу в сами спецэффекты. (Оба «Дозора» пытаются переломить эту стойкую традицию, но пока лишь подтверждают ее живучесть.) Однако наполнение их убедительной органикой и смыслом – ремесло почти на грани магии. Владимир Бортко со всей своей командой в нем не виртуоз, что закономерно. Он первопроходец.

Когда у нас в последний раз создавали визуальный образ вечности, пришельцев из ада, властителей вселенной, райского сада, наконец? В западном кино творческие руки набиты на аналогичных образах, которыми кишат популярные фильмы. Так что любому, кто решит создавать серьезное нетленное кинозрелище на эти темы, всегда есть на что опереться и от чего оттолкнуться. Христианская модель мира, как и вера в наличие потусторонних сил, сделались частью ментальности.

А в России (и дело тут вовсе не в советском периоде с его атеизмом) всегда мало верили в ад и рай, в потусторонние силы неприродного происхождения. Меньше, чем в других частях света. Мы слишком долго и тяжело христианизировались. А потом слишком воодушевленно и ускоренно создавали светскую мирскую культуру.

Для XVIII и XIX веков все внеземное – не более чем образ, символ, сказка, метафора. Прорывы к мистическому восприятию мира не образовывали устойчивой непрерывной линии. После Гоголя такого второго грандиозного прорыва – в большой повествовательной форме – и не было вплоть до Булгакова. (Если не считать отдельные элементы иррациональности у Пушкина, отдельные мистические повороты в великих психологических рефлексиях Достоевского. Если не считать искусство эпохи модерна с его не очень глубокой модой на камерную мистику с всевозможными мелкими бесами.)

Художник имеет право оставаться в пределах стилистики жизнеподобия. И Бортко может гордиться достоверностью многих сцен не только «Идиота», но и «Бандитского Петербурга». Однако «Мастер и Маргарита» настаивает на непринужденном сосуществовании мистики с обыденностью и психологизмом. В идеале булгаковский роман требует отношения к спецэффектам как к великой и родной стихии, полной драматизма и патетики. Вот это-то и не заладилось в сериале.

Неудачи и удачи

Азазелло (Александр Филиппенко)
Азазелло (Александр Филиппенко)
Как только возникает почти шекспировская сцена бури в эпизоде казни Иешуа, теряется сам Иешуа. И действительно, получается, что «казни не было». Как только начинается полет Маргариты, пропадает драматизм перерождения героини в ведьму. Как только разворачивается бал у Сатаны, сюжет соскальзывает в эстетику банальнейшего триллера про оживающих мертвецов. А ведь это центральные, смысловые сцены.

Подлинное напряжение, тем не менее, постоянно возникало на подводках к кульминациям или, наоборот, вдогонку к несостоявшимся апофеозам драматизма. Азазелло (Александр Филиппенко) замечательно терпеливо беседовал с Маргаритой, сидя на лавочке и глядя в близлежащую реальность своими разными глазами, приспособленными для созерцания вечности. А Маргарита вела себя как женщина умная и здравая, но так и не научившаяся быть женой и советским человеком. Вот на этой лавочке и произошла в сериале первая настоящая встреча земного и демонического – когда они наконец узнали друг друга. И демон согласился несколько минут подыгрывать земной разумной красавице, чтобы она потом навсегда подчинилась демоническим правилам игры.

Вторым кратким откровением было одно движение и один взгляд Воланда (Олег Басилашвили), который, прощаясь с Маргаритой, уже обретшей Мастера, посмотрел на нее с человеческим участием и мужским осознанием ее женской незаурядности.

Третьей удачей сериала явились сцены запоздалой мести Пилата (Кирилл Лавров), которую тот адресовал Каифе с помощью убийства Иуды. Лавров сыграл и скрытые муки совести, и зависть к нищему и свободному Левию Матвею, и вдохновение расчетливого тактика, прежде не позволявшего себе быть самоотверженным стратегом, не ведающим инстинкта самосохранения. Встреча и объяснение Пилата с Иешуа на лунном луче и шествие их втроем с верной величественной собакой составили, пожалуй, настоящий финал истории и момент превращения спецэффектов в образ вечности и всепрощения.

Сериал невольно получился о том, что проще и приятнее исправление или замаливание неисправимых ошибок и грехов теми, у кого есть на то сверхчеловеческая или хотя бы человеческая власть вкупе с горячим желанием.

Удел остальных смертных – страдать, ошибаться, терпеть, ждать, но ни о чем не просить. Самый неординарный человек – создание слабое. Мы преодолели ощущение прямой зависимости от государственной идеологии. И теперь будем переживать ощущение более опосредованной и глобальной зависимости – от расклада сил на вечном вселенском просторе.