Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
30 января 2006, 23:20 • Культура

Купленная революция, или Проданный нелоготип

Купленная революция, или Проданный нелоготип
@ www.mcspotlight.org

Tекст: Андрей Лебедев, Париж

Продавщица прикатила еще одну тележку книг и стала расставлять книги на полках.
– Что такое?
«Купленная революция», «Балканский национализм», «Смерть, религия и семья в Англии», «Сын генералиссимуса», «Красное десятилетие», «Предсмертные записки самоубийц»…
Сергей Болмат, «Покупки»

Московское издательство «Добрая книга» сделала действительно хорошее дело, выпустив на русском языке две книги канадской журналистки Наоми Кляйн: «Не логотип: сила торговых марок» и «Заборы и окна: хроники антиглобалистского движения». Вторая состоит из статей, написанных между концом 1999-го и 2002 годом, продолжая, таким образом, первую, самую знаменитую, вышедшую на английском в 2000 году.

Нет логотипу!

Книга Найоми Кляйн
Книга Найоми Кляйн "Не логотип: сила торговых марок"
Именуемое часто «евангелием антиглобализма», No Logo если и добрая книга, то ее добро – с кулаками: в боксерских перчатках, наверняка, из искусственной кожи и обязательно от производителя – противника эксплуатации.

Как и полагается евангелию, оно делится на четыре части: «Без пространства», «Без выбора», «Без работы», «Без брендов». В первой описывается агрессия рекламы, проникающей повсюду, вплоть до школ и университетских кампусов. При этом подростково-молодежная среда, как констатирует Кляйн, на глазах становится главным потребителем в секторе одежды и развлечений.

Во второй части речь идет об ужасах вкуса и выбора, навязываемых несчастному западному потребителю владельцами транснациональных торговых сетей. В третьей – о массовой переброске заводов с Запада на Восток (с Севера на Юг, согласно ортодоксальной антиглобалистской терминологии) в поисках дешевой рабочей силы и о прочих ухищрениях всяческих мистеров твистеров, стремящихся выжать максимум из рабочего люда.

Наконец, четвертая и самая боевая часть посвящена священной войне с акулами капитализма. Здесь можно узнать о борцах с рекламой, способных придать идиотский вид пафосной афише, движении «Критическая масса», участники которого массовыми велопробегами отвоевывают городские улицы у автомобилистов, бойкоте товаров фирм, не уважающих принципов экологии и охраны труда, а также других формах выражения праведного антиглобалистского гнева.

В том, что пишет дочка американского хиппи-пацифиста, не желавшего служить во Вьетнаме, а потому сбежавшего с молодой супругой в Канаду, – много горькой правды. Скотские условия работы на филиппинских или китайских заводах каких-нибудь «Найка» и «Рибока», вездесущая реклама, превращающая прогулку по улицам так называемого цивилизованного города в ежеминутную борьбу за право независимого интеллектуального существования, подробно, убедительно и не без черного юмора описаны в книге Кляйн. Тем не менее какой бы благородной ни была идея, ее жизнестойкость проверяется в полемике.

Реформаторы против революционеров

 Книга Джозефа Хеза и Эндрью Поттера «Проданный бунт» вышла в США под названием «Нация бунтовщиков»
Книга Джозефа Хеза и Эндрью Поттера «Проданный бунт» вышла в США под названием «Нация бунтовщиков»

«Не логотип» является одним из главных предметов критики Джозефа Хеза и Эндрью Поттера, авторов «Проданного бунта». Впрочем, адресатов у этой критики немало: братья Вачовски, заимствовавшие философскую идею «Матрицы» у Жана Бодрияра, сам Бодрияр, выросший как мыслитель из «Общества спектакля» Ги Дебора, и многие другие отцы и дети контркультуры, превратившиеся сегодня в бойкий предмет торговли. Канадцы, как и Кляйн, Хез – профессор философии университета Торонто, Поттер – исследователь при Монреальском университете, специалист по этике.

«Главная идея нашей книги заключается в следующем: если десятилетия контркультурного бунта ничего не изменили, то потому что теория общества, на которой он основывается, ложна, – заявляют во введении авторы. – Мы не живем ни в Матрице, ни в спектакле. На самом деле мы живем в куда более прозаичном мире. Его составляют миллиарды человеческих существ, каждое из которых обладает своим, более или менее убедительным представлением о добре, пытается сосуществовать с другими и достигает этого в различной степени. (...) В таком мире контркультурный бунт не только бесполезен, но просто-напросто контрпродуктивен. Он направляет в ложное русло энергию и усилия, которые могли бы конкретно способствовать улучшению жизни людей; более того, контркультура поощряет систематическое презрение по отношению к постепенным улучшениям».

Современная контркультура, ассоциирующаяся у авторов «Проданного бунта» прежде всего с антиглобализмом, страдает, по их мнению, роковым недостатком: идеологическим манихейством, делящим мир на «чистых» и «нечистых», «бунтовщиков» и «потребителей», тех, кто хип, и тех, кто сквер (скверны, конечно же, обыватели). Но в какой степени самим контркультурщикам-бунтовщикам чужды потребительские рефлексы? Иронизируя по поводу французских интеллектуалов, видящих именно в американском социуме модель консьюмеристского общества, Хез и Поттер замечают: «Всякий раз, когда изучаешь перечень предметов, в которых люди на самом деле не нуждаются (согласно тому или иному критику), имеешь дело с одним и тем же списком вещей, в которых не нуждаются интеллектуалы среднего возраста. Пиво «Бадвайзер» – нет, шотландский single malt – да; голливудские фильмы – нет, искусство перформанса – да; «Крайслер» – нет, «Вольво» – да; гамбургеры – нет, ризотто – да и так далее. Интеллектуалы – по своей природе против предметов массового потребления, так как их куда больше трогают и стимулируют идеи, чем вещи».

Свободу курицам!

Книга Найоми Кляйн
Книга Найоми Кляйн "Заборы и окна: хроники антиглобалистского движения"

Презрение к нормам традиционного общества подрывает в конечном счете понятие нормы как таковой. Можно объявить старомодными обычаи пропускать женщину вперед, подавать ей пальто или платить по счету в ресторане. Но вместо того, чтобы найти иные формы проявления уважения, многие мужчины перестают вовсе заботиться о женщинах: «Она сама по себе, я сам по себе». Можно упразднить школьную форму. Однако это решение никак не способствует проявлению индивидуальности, а, наоборот, порождает у подростков из семей со скромным достатком комплекс неполноценности по отношению к модно одетым богатым одноклассникам. Можно, наконец, заботясь о благополучии домашних животных, покупать курицу, выращенную не в инкубаторе, а на свободе. Проблема в том, что курицы просто-напросто не любят свободы. Как выясняется из специальных исследований, проведенных ввиду важности вопроса (!), лишь пятнадцать процентов куриц используют внешнее пространство, специально отведенное под «свободу», тогда как остальные сбиваются в кучу и отсиживаются в курятнике.

Ироничный, богатый примерами из повседневной жизни, «Проданный бунт» располагает к тому, чтобы не уходить в лес, подобно Генри Дэвиду Торо, отказываясь от благ прогнившей цивилизации (как выясняется, философа-отшельника аккуратно обстирывала служанка, забиравшая корзину с грязным бельем). И не считать свой гражданский долг выполненным, пририсовав усы диве с рекламного плаката. Легальная борьба, задействующая рычаги демократии, ставка на последовательную, кропотливую работу по усовершенствованию общества, а не на эффектный, но не эффективный конткультурный жест – принципы, вполне актуальные для сегодняшней России. Пусть «проблема свободной курицы» и кажется для нее малозначимой. Пока.

Наоми Кляйн. Не логотип: сила торговых марок. Москва, «Добрая книга», 2003.
Наоми Кляйн. Заборы и окна: хроники антиглобалистского движения. Там же, 2005.
Joseph Heath, Andrew Potter. The Rebel Sell. HarperCollins Canada, Toronto, 2004.

..............