Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
1 ноября 2005, 19:38 • Культура

Восемь с половиной

Восемь с половиной

Tекст: Дмитрий Бавильский

До этого были «Спасти президента» и «Убить президента». Наибольшую известность получил роман Гурского «Перемена мест», по которой был снят сериал «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского» с Николаем Караченцовым в главной роли.

Лев Гурский – известное имя-бренд, один из детективщиков, прозвучавших на первой волне постперестроечной литературы. Однако, в отличие от Тополей и Незнанских, Гурский всегда был вещью в себе.

Утром в газете, вечером в романе

Обложка книги Льва Гурского «Спасти президента»
Обложка книги Льва Гурского «Спасти президента»

Его тексты отличали изящество конструкций и легкая ирония, понятная «посвященным»: каждое второе имя в книгах Гурского имело в реальном что-то типа прототипа. «Что-то типа», потому что, несмотря на узнаваемость, персонажи романов Гурского обладают своей собственной логикой развития.

Взять хотя бы бывшего редактора большой газеты Морозова, в котором узнается бывший редактор «Независимой» Виталий Третьяков. Знак равенства между Морозовым, промышляющим после отставки торговлей газет в подземном переходе, и Третьяковым, после отставки продолжающим заниматься журналистикой, поставить невозможно. Однако, сделав такую милую отсылку, Гурский заряжает роман доброй иронией, подпитываясь от реалий повседневности. Для того чтобы закружить детективную кадриль и отправить ее по волнам ассоциаций в свободное плаванье.

Для чего же тогда нужны все эти многочисленные отсылки? А для того, чтобы невероятные события, коими переполнены романы Гурского (так, «Никто, кроме президента» основан на похищении действующего главы государства), оказывались не столь уж невероятными. В мире всегда найдется место не только подвигу, но и фантазии, которая делается материальной, после того как ее зафиксировали на бумаге.

Кроме того, это очень важное для беллетристики свойство – вовремя польстить читателю, который въезжает в систему подмигиваний, чувствуя при этом свое всевозрастающее интеллектуальное превосходство над другими. Ведь смог же, поучаствовал, разгадал шифр и получил порцию заслуженного удовольствия. Два в одном: занимательную книжку читаешь и кроссворд разгадываешь. Причем кроссворд весьма ненапряжный.

Два в одном

Обложка книги Льва Гурского «Убить президента»
Обложка книги Льва Гурского «Убить президента»

Есть и другое объяснение методике Гурского. У литературоведов она называется «вскрытие приема». Все эти отсылки к реальным действующим лицам (рядом с которыми существуют и явно вымышленные персонажи) нужны Гурскому для того, чтобы показать ненатуральность всего в романе происходящего. Но не на сюжетном уровне (который по определению невероятен – похитить президента и держать его в заточении, время от времени выгуливая на протокольные мероприятия, невозможно), а на уровне самого письма. Своими подмигиваниями Гурский говорит о том, что все, что он делает, – не детектив, но игра в детектив. А если быть еще более точным – размышление по поводу детективного жанра.

«Никто, кроме президента» построен по принципу сменяющих друг друга внутренних монологов самых разных героев. Именно этот речевой поток позволяет Гурскому проговаривать массу сведений, никак напрямую к сюжету не относящихся. Как устроены съемки телевизионного шоу или чем буфет в Государственной думе отличается от буфета в Белом доме. Как следует ездить по забитой автомобилями Москве, чтобы не попасть в пробку, или как устроен, к примеру, книжный бизнес. Именно эти отступления – главный источник авторского остроумия и красноречия, убери их – книжка скукожится до четкого композиционного скелета, и будет уже неинтересно следить за интригой, прямой, как полет стрелы.

А тут, а так – бездна обаяния, информационного мусора и душераздирающей актуальности. Которая, собственно говоря, и уравновешивает игровое начало. Гурский – не детективщик per se, он экспериментатор, играющий в массового автора и, на самом-то деле, интересен именно этим.

Вскрытие приема

Роман Арбитман (www.gursky.by.ru)
Роман Арбитман (www.gursky.by.ru)

Проект, начатый десять лет назад, с самого начала выдавал некоторую неформатность. Сочетание приятного с полезным, многочисленные подмигивания и ироническая дистанция авторского взгляда – все это настораживало, настраивало читателя на какой-то совершенно иной лад.

Кстати, потом эту ироническую интонацию и внимание ко всякого рода деталям подхватили наши женщины, под грифом «иронический детектив» совершившие коммерческую революцию. Книжкам Гурского повезло меньше – слишком уж он был тонок и умен, слишком уж ручной выделки были его работы. Однако сериал и многочисленные переиздания тоже чего-то значат. Особенно если ты сидишь в Саратове и пишешь литературную критику.

Член Академии современной российской словесности Роман Арбитман, снискавший известность как один из главных исследователей масскульта, никогда особенно и не скрывал, что игра в Льва Гурского нужна ему как полигон для проверки своих теоретических изысканий в плоскости практического применения. Что ж, надо сказать, у него это замечательно вышло. Проект существует десять лет, в его рамках вышло восемь романов. Продолжение следует.

Кстати, игра в Гурского была не первой мистификацией Романа Арбитмана. В начале 90-х широкую популярность в узких кругах получила монография Рустама Каца «История советской фантастики». Скромная брошюра, отпечатанная на ротапринте в Саратове, состояла из биографий вымышленных писателей и описания их никогда не написанных книг. Кац пародировал традиционный стиль исследовательской монографии, предлагая ключ к пониманию советского периода российской истории. Де, все отечественные правители и генсеки последнего века были одержимы идеей колонизации Луны. «История советской фантастики» удалась на славу, окрыленный ее локальным успехом, Арбитман принялся за создание общеупотребимого бренда.

Но его, Гурского, истоки там – в веселой и скрупулезной мистификации. У Феллини есть фильм «8 ½», классический случай «кино о кино». В том же направлении движется и Гурский-Арбитман. У него тоже образовался пул из восьми с половиной книг, включающих восемь полнометражных детективов и половинку, состоящую из монографии Каца. Все его работы – «литература о литературе». Поп-привлекательность не должна вводить в заблуждение. Бурение жанра идет вглубь. Присоединяйтесь.