Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
27 октября 2016, 10:34 • Клуб читателей

Зачем изучать Священную Историю?

Виктор Пляшкевич: Зачем изучать Священную Историю?

Зачем изучать Священную Историю?
@ из личного архива

Когда заходит речь о Священной Истории, многие люди не сразу понимают, о чем речь, а узнав, что это, вообще-то, подразумевает чтение Библии, впадают в состояние раздражения и начинают выкрикивать разные глупости.

До революции в школах и гимназиях детям преподавали Закон Божий, большую часть которого занимала Священная История.

Одна дама на мой вопрос: «Кто такой Самсон?» – ответила, что это фонтан в Петергофе

Когда в разговоре заходит речь о Священной Истории, многие люди не сразу понимают, о чем речь, а узнав, что это, вообще-то, подразумевает чтение Библии, впадают в состояние раздражения и начинают выкрикивать разные глупости.

Один из них побагровел и сказал мне, что он и так кандидат наук.

Я многим людям задавал вопрос: знает ли человек Священную Историю, и по тому, как быстро приятное выражение лица менялось на злое, знал наперед их ответ.

Мне отвечали – пошел я в православный храм, меня там обругали и оскорбили, или – не лезьте в личную жизнь, или – да пошел ты со своей Историей, или – я и без Бога зарабатываю на хлеб.

Ну зачем же так, ведь Священная История Ветхого и Нового Завета – это не только чтение Библии как религиозного текста.

Священная История – это изложение событий прошлого, содержание которых определило всю западную цивилизацию за две тысячи лет, которые нужно и любопытно знать каждому человеку, приверженному нашей цивилизации. А мы именно таковы.

Как-то давно академик А. Д. Александров (великий математик-геометр) сказал мне в беседе, что без знания Священной Истории невозможен серьезно образованный человек.

А в фильме «Русский ковчег» Сокурова герой фильма – француз из прошлого – в Эрмитаже дважды говорит каким-то студентам: «Как вы можете понимать человека, если не знаете Священную Историю?»

Одна дама на мой вопрос: «Кто такой Самсон?» – ответила, что это фонтан в Петергофе, а Соломон – это старый мудрый царь.

У нас в России огромный недостаток знания Священной Истории, девять человек из десяти не знают ее. Это роковое невежество для страны, которая хочет возрасти в новую перспективу.

Как станет Россия Империей Влияния, если в народе нет базовых знаний? В лучшем случае знают случайные эпизоды, например как Давид убил Голиафа (или наоборот). И на том спасибо.

Но почему? Чтение ее столь же интересно, как чтение любой хорошей исторической книги, и вовсе не подразумевает обратить вас в веру. Например, сделать иудеем, или мусульманином, даже христианином. Если ребенок (вообще гражданин) не хочет верить в Бога, пусть он изучает Священную Историю для своего образования, что ли, как книгу, в которой Бог – один из персонажей. 

Библия – это тот столп, на котором стоит иудаизм, мусульманский мир и, конечно, западная цивилизация. Ну не на историю же Средних веков опирается она, кряхтя.

Как русскую литературу в школе нужно изучать начиная с основ древнерусского языка, так историю как предмет нужно начинать с ознакомления со Священной Историей Ветхого и Нового Завета.

Они – та главная смысловая ось, относительно которой естественно строится преподавание истории.

Например, как понять движущие силы Средних веков? И что толку в изучении истории религии, культуры ислама, православной культуры, если ребенок (вообще гражданин) не знает Священной Истории, что он поймет? Что надо бить лбом об пол в красивом храме?

Притом против изучения равно не будут ни родители-мусульмане, ни иудеи, ни христиане, все дети в одном классе будут на таких уроках объединены общим им всем предметом и общим интересом. Пусть устроят дружеский конкурс «кто лучше знает».

Вот похожий пример, на сайте ISLAM REVIEW сообщается: «В египетском селении Минья учитель по имени Аяд воспитал несколько поколений учеников в терпимости и толерантности, обучая одновременно двум Писаниям – Корану и Библии. В классах педагога учится примерно 120 учеников, из них 70–80 – из мусульманских семей, 30–40 – из христианских.

«В школе мы всегда живем во взаимной любви,  говорит учитель. – Я получаю всего около доллара, но мне приятней получать доллар за учение с любовью, чем сто долларов за воспитание ненависти. Я рад, что меня понимают и поддерживают и школьные учителя, и родители. Тем более что нынешних родителей я сам же и учил когда-то точно так же, и они выросли хорошими людьми».

Мы говорим об общем для большинства людей светском, но не о церковном образовании. А сейчас, где сейчас может человек ознакомиться со Священной Историей?

Конечно, пособий много, трудность же, однако, в том, что чтение текстов Ветхого и Нового Заветов сложно, самостоятельно усвоить из них Священную Историю ребенку или просто человеку с привычкой к чтению обычных книг и деловой переписки невозможно. Повторю – невозможно!

Нужен преподаватель, вообще нужен кто-то, кто вел бы. Это сложная проблема, но могут ведь помочь те, кто знаком с текстом.

Так после революции неграмотных учили грамоте многие сколько-нибудь образованные люди. Сейчас грамотное преподавание Священной Истории ведется лишь на курсах в отдельных кафедральных соборах в крупных городах или в церквах в воскресных школах, где «едва бредут».

Оно отдано в руки как-то связанных с религией людей и распространяется на немногих людей.

Православная церковь не занимается истинным миссионерством внутри страны и катехизаторством, у нее свои задачи. В глубинке же совсем плохо. На сайте «Православие» А. Рогозянский пишет: «Не существует не только удачных примеров, но даже и постановки вопроса о миссии в среде простых мужиков-работяг из народа».

Многие люди бессвязно знают лишь отдельные эпизоды, такие как Потоп и Ноев ковчег, или о Каине, но Священная История – это единая последовательность событий, определивших наш мир, культуру, науку, философию.

Для большинства людей сначала достаточно просто познакомиться с единой цепью событий Священной Истории: Адам – Каин – Ной – Авраам – Иаков – Иосиф – Моисей – Исход из Египта – Земля обетованная – Иерусалим – Пророк  Самуил  – (Пророки) – Давид –  Соломон – Плен и возвращение – Пророк Илия – Римское владычество – Рождество Иисуса Христа – Распятие и Воскресение Иисуса Христа.

Познакомившись со Священной Историей, те, чья душа откликнется на этот странный волнующий текст, пойдут своим путем, у неверующих же людей в душе возникнет тот величественный фон, на котором далее будут разыгрываться все события их жизни, обрамленные датами рождения и смерти.

Возможно, когда-нибудь потом кто-то из них в момент страдания вспомнит прекрасного Иосифа или милую Руфь. И как минимум картинные галереи райцентров и великих столиц наполнятся не зеваками, но теми, которых приходится, закрываясь, вежливо выгонять.

Полезно, полезно чтение текстов такого масштаба.

Цари, народы, Вавилон, Иерусалимский Храм, нашествия, радости и беды, все подвижно, как океан.

Вчитайтесь спокойно в события, происходившие три–четыре тысячелетия назад. Это были живые люди и живая жизнь.

Тут для примера я предлагаю небольшой текст из неканонического варианта Книги Есфирь, 3:12, о правлении царя Артаксеркса. Его правление характеризуется Плутархом и Диодором как мудрое и умеренное. Вот письмо царя Артаксеркса к своему народу.

Прочтите внимательно, что говорил (или мог бы сказать) мудрый деспот:

«Великий царь Артаксеркс… подчиненным им наместникам. Царствуя над многими народами и властвуя над всею вселенною, я хотел… сделать жизнь подданных постоянно безмятежною и, соблюдая царство свое мирным и удобопроходимым до пределов его, восстановить желаемый для всех людей мир…  дабы благоустроялось безукоризненно совершаемое нами соуправление… не препятствовали нам в последующее время проводить жизнь мирно и безмятежно до конца».

Итак, восточный царь, из тех, которых считают восточными деспотами, уже 2500 лет назад в скромных и исполненных достоинства словах, как хороший менеджер, излагал основы устройства своего царства.

Силу его он полагал не в возвышении одной только его нации (народа), но в единстве многих народов, которые он специально собрал воедино под свое мудрое и сильное попечение.

Так, жители захваченного Иерусалима не были истреблены, но почти весь народ, евреи, особенно наиболее искусные, умные, образованные и здоровые, были перевезены в его страну и ассимилированы с другими народами на равных правах с ними. А еврейка Есфирь стала его женой.

Идеалом царства Артаксеркса было его устроение так, чтобы царство было мирным, спокойным для жителей, чтобы оно стало единым, удобным для жизни и могло быть удобопроходимым, т. е. пересекаемым во всех направлениях без ограничений, без таможен, легко и свободно. При этом главным достоинством своего правления царь видел мир для всех народов его царства.

Кто в наше время отказался бы жить под правлением Артаксеркса?

Рассуждать о жизни всегда полезно, а старые тексты дают пищу уму. Поэтому согласитесь, что полезно читать старые тексты. И думать.

..............