Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

4 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
15 мая 2015, 16:33 • Клуб читателей

Нас постоянно бросает из крайности в крайность

Евгений Петров: Нас постоянно бросает из крайности в крайность

Нас постоянно бросает из крайности в крайность
@ из личного архива

Идеология, как и природа, не терпит пустоты. Какого только дурмана не вылили на наши головы, во времена, когда Гайдар-внук шагал впереди, впору было объявлять: «Учение Хаббарда всесильно потому, что оно верно!»

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Евгения Петрова о том, без чего возродить Русь невозможно.

Однажды, будучи в хорошем расположении духа, шел я тихой безлюдной улочкой и думал о чем-то о своем. Навстречу мне приближались две милые дамы неопределенного возраста.

Можно ли возродить Русь без веры? Наверное, да, только Русью это образование вряд ли можно будет назвать

Поравнявшись со мной, они вдруг поздоровались, я тоже ответил, поскольку считаю себя человеком воспитанным. Женщины были явно мне незнакомые, но я все же решил уточнить, не виделись ли мы раньше. Нет, оказывается, не виделись, они просто хотят со мной поговорить о смысле жизни.

Предложение было заманчивое, поговорить я всегда готов, особенно с такими прекрасными незнакомками. А сам таки думаю, чего это им от меня надо среди белого дня, что это за разговоры такие на улице, мало ли чего.

И вдруг понимаю, чего им надо: а надо им не мое бренное тело, а мою бессмертную душу. Догадываюсь, что это «ловцы человеков» («И говорит он им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков...» (Мф. 4:19). Но, чтобы развеять сомнения, спрашиваю – а вы что, из братства какого будете?

Женщины оживились: «Да. Мы свидетели Иеговы*». Разговор предполагал быть интересным, ведь интересно пообщаться не с кем-нибудь, а непосредственно со свидетелями, да не кого-нибудь, а Отца нашего Небесного.

Спрашиваю: «Ну, раз вы свидетели, значит, видели Самого?» Вроде как не видели, но свидетельствуют. Согласитесь, довольно странно, тянет на лжесвидетельство.

Спрашиваю:

– А Иегова – это кто?

– А это имя Бога!

– А кто же его так назвал?

– А он сам себя так назвал.

– Ну, это вы так считаете. А другие люди называют его Христом или Аллахом, многие – Буддой.

Чувствую, разговор у нас не клеится, и мы расстались, не совсем довольные друг другом.

Историю я эту вспомнил в связи с недавней публикацией «С игрой в возрождение святой Руси пора покончить». Тогда какую Русь нам надо возрождать? Можно ли возродить Русь без веры? Наверное, да, только Русью это образование вряд ли можно будет назвать, это уже будет все что угодно, но не Русь.

Без веры общество существовать не может, вопрос только в том, во что верить – в Бога или светлое будущее, в президента или в самого себя. Вера человеку просто необходима, вряд ли можно было совершить прыжок с парашютом, не веря в благополучное приземление, опуститься на дно морское, не веря, что выплывешь обратно. Вряд ли мать у кроватки больного ребенка не верит в его выздоровление.

Я думаю, что даже самый воинственный атеист глубоко в душе допускает существование чего-то, что управляет миром. Согласитесь, жить и готовиться к жизни, а не к смерти, все же намного приятнее, чем представлять себе пустоту небытия. Да и многие ли из вас могут себе эту пустоту представить…

Помните, когда развалился Союз и рухнула коммунистическая идеология, сколько к нам пожаловало различных миссионеров, чтобы половить рыбу в мутной воде. Каких только проповедников мы в ту пору не насмотрелись, начиная от Марии Дэви Христос и кончая печально известной «Аум Синрике*».

Как-то включаю в то время «Маяк», а там какое-то бульканье. Оказалось, это музыка преподобного Асахары, а потом и он сам читает свое учение истины. Если не забыли, этот преподобный впоследствии устроил газовую атаку в токийском метро, решив приблизить конец света для избранных.

Какого только дурмана не вылили на наши головы во времена, когда Гайдар-внук шагал впереди, впору было объявлять: «Учение Хаббарда всесильно потому, что оно верно!»

Идеология, как и природа, не терпит пустоты, содержимое серого вещества всегда будет чем-то заполняться, ведь даже грабитель имеет собственную систему ценностей, а террорист, взрывающий дома спящих людей, оправдывает свои поступки великой идеей.

В детские годы я любил слушать, как отец читал рассказы Зощенко, особенно мне запомнились зарисовки про священнослужителей. Я смеялся от души. Отец сам очень любил сатирика, но даже тогда, во времена махрового атеизма, мой смех его все же огорчал. Тогда, помню, он сказал, что нельзя смеяться над чувствами верующих людей. Я не очень понимал, о чем идет речь, все церковное казалось мне пережитками прошлой жизни, а батюшки в черных одеяниях чуть ли не инопланетянами.

Чаще всего человек обращается к вере, когда ему плохо: так же случилось и в суровом 41-м году, когда к вере предков пришлось обратиться руководству страны, объявив войну Отечественной. Свое выступление по этому поводу Сталин начал словами: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я..», а чуть позже появился и орден Святого Александра Невского, и песня Александрова «Священная война».

Нас постоянно бросает из крайности в крайность. Сначала мы взрываем храмы или приспосабливаем их под склады или дома культуры, потом, в 90-е, вдруг снова становимся истовыми христианами.

И те, кто в молодые годы танцевал в бывших церквях-клубах (а опыт «Пуcси Райот» далеко не первый), в преклонном возрасте начинают усиленно отбивать поклоны. Можно, конечно, назвать это лицемерием, а можно сказать, что пути господни неисповедимы.

В последнее время против РПЦ в России идет целенаправленная информационная кампания – достаточно вспомнить о «самоисчезающих» часах патриарха, о «голосистой» афише на «Тангейзера», но всех превзошел «Левиафан» Звягинцева.

Помните, как долго «обсасывали» этот фильм критики, кто-то увидел Левиафана в образе плещущегося кита, кто-то – в железной лапе «Вольво», крушащей дом главного героя, а кто-то – бери выше – и в самой местной церковной власти.

Конечно, церковь – это не сборище святых, и там, где есть власть, пусть и духовная, будет и борьба за нее. Но судить о православии по отдельным человеческим порокам все равно что судить о солнце по его пятнам.

Эта моя заметка вовсе не имеет целью защитить православие в России, оно в моей защите не нуждается, христианству на Руси более тысячи лет. Сколько уже было за это время различных «измов», и где они теперь…

Расскажу лучше притчу о соловье и волке. Спросили как-то соловья:

– Любишь ли ты волю?

– Люблю, люблю, как никто другой, люблю до безумия.

Спросили об этом и волка:

А ты волю любишь?

– Не знаю.

Поймали их двоих и посадили в клетку. Спрашивают соловья:

– Ну что, плохо тебе в неволе?

– Ой плохо, плохо, сил нет!

Спрашивают волка, а он молчит: подошли поближе, а волк-то сдох.

Так вот, Родину свою надо любить молча, а не размахивать флагами – хоть красными, хоть полосатыми.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............