Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
17 апреля 2015, 10:38 • Клуб читателей

Обсуждение номера «пчелок» наносит больший вред, чем он сам

Юрий Маракулин: Обсуждение номера «пчелок» наносит больший вред, чем он сам

Обсуждение номера «пчелок» наносит больший вред, чем он сам
@ из личного архива

Теоретически, я должен оказаться в числе оскорбленных «Тангейзером» и ужаленных «пчелками»; должен рвать и метать, как тузик грелку. Но пока все получается совсем иначе.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Юрия Маракулина о том, что эксперименты в искусстве будут продолжаться, а нам стоит пересмотреть свое отношение к тому, что можно считать оскорблением.

Кто-то намеренно искал, чем бы оскорбиться, и нашел

До сего дня я развлекался переводом общественных событий на язык маркетинга. Но сейчас не буду – он чересчур циничен для бесед о культуре и нравственности и слишком жестко называет вещи своими именами. Попробуем зайти с другой стороны.

Теоретически, я должен оказаться в числе оскорбленных «Тангейзером» и ужаленных «пчелками»; должен рвать и метать, как тузик грелку. Но пока все получается совсем иначе.

Я вырос в высококультурной ленинградской семье, в доме, заваленном книгами от пола до потолка. У нас все получили высшее образование, и никто этим не кичился.

Все связывали свою работу с нашей страной: в роду были и есть военные врачи, инженеры, экскурсоводы, тренеры (двое – заслуженные тренеры СССР), клинические психологи, преподаватели. У всех и были, и есть творческие увлечения, причем почти профессионального уровня: музыка, литература, хореография, рукоделие, история искусства.

Самое старшее поколение прошло через войну и блокаду.

Извините мой экскурс в историю семьи – это я к тому, что для всех нас слова «культура» и «Родина» многое значат. И потому-то я не понимаю всех этих истерик вокруг «Тангейзера» и «пчелок». Потому что все эти средневековые пляски на черепах с воплями «запретить», «посадить» и «расстрелять» есть не что иное, как отсутствие культуры. Той самой культуры, о которой столько говорят.

О «Тангейзере»

Культура – если не вдаваться в красивые слова – это то, что обогащает и человека, и страну, и человечество. Обогащает духовно, интеллектуально, творчески. А все, что сознательно препятствует этому обогащению, – это следствие бескультурья. И прежде всего это бездумные запреты на все, что ни попадя.

Культура, если без лишних слов, бывает не только классической, но и авангардной. На самом деле признанная классика тоже когда-то была экспериментом: и Пушкин, и Рубенс, и Мусоргский, и Паганини, не говоря уже о Вагнере, Скрябине и Стравинском, в свое время считались безумными авангардистами и получали свою долю плевков.

Моцарт и Pink Floyd, Тургенев и Довлатов, Ван Гог и Дюрер, Эйзенштейн и Дзеффирелли, Лермонтов и Летов – все они внесли свой вклад в мировую культуру. Конечно, у каждого из нас свои предпочтения, и кто-то чего-то не понимает или не любит, но разве это меняет произведение искусства?

Так вот, свободу творчества отстаивать не надо, это все равно что защищать снег зимой. С тем же успехом можно это запрещать. Творческие эксперименты всегда были и всегда будут, и неизбежно возникнут новые более или менее эпатажные произведения. Это нормально.

Да, не все они войдут в историю, но здание культуры складывается из кирпичиков. Да, не все авангардные изыски удачны, но и эксперименты в русле классической традиции тоже удаются далеко не всегда. Судить надо само произведение, а не только его соответствие канонам.

И «Тангейзер» – не исключение. Кстати, парафразы известных сюжетов характерны для классической европейской культуры.

Я не видел самого спектакля, и потому не могу судить о его достоинствах, хотя было бы интересно посмотреть. Может, он ничего особенно и не представляет, а может, это прорыв. Но эксперимент в искусстве – это нормально. Приготовьтесь, их будет много. И нельзя заранее сказать, из какого скандала вырастет новый Пушкин или Станиславский.

Ну, и насчет «оскорбления чувств». Хочу напомнить, что спектакль проходил в театре, в помещении, специально предназначенном для неоднозначных зрелищ: ведь театр еще со времен Аристофана полемичен и провокативен. И ответ здесь очень прост: не нравится – не смотри. Никто ничего не навязывал, не бегал по воскресным школам или приходам, не танцевал в культовом здании – так в чем заключается проблема?

У меня есть только одна версия: кто-то намеренно искал, чем бы оскорбиться, и нашел. А поскольку этот человек незнаком с культурой, он и отреагировал так прямолинейно. Но это не имеет никакого отношения ни к замыслу режиссера, ни к искусству. Завтра те же люди оскорбятся чем-нибудь еще: тем, что вы не отмечаете церковный праздник, например. Это моя гипотеза, и если вы не согласны, то попробуйте меня переубедить.

Я атеист и отношусь к религии без всякого пиетета. Но я уважаю выбор других людей, даже если я с ним не соглашаюсь. И хочу, чтобы уважали мой выбор. А навязывание определенной позиции в масштабе всей страны на уровне законодательства плюс кляузы в прокуратуру – это попытка ограничить мой выбор и вмешаться в мою жизнь.

Кстати, мне нравится новая инициатива с введением маркировки «автор не имеет намерения оскорбить чувства верующих, но данное произведение может показаться им оскорбительным». Пусть об этом знают. Кто не хочет – может не смотреть. Специально оскорблять никого не надо, и «Шарли» свое получил за дело, нужно все-таки думать о последствиях. Но знаете, когда целая группа людей может в любой момент оскорбиться любым действием и запретить любое мероприятие – это порочная практика.

И она ведет не к укреплению страны, а к расшатыванию ее устоев. Потому что оскорбляться и запрещать – это очень увлекательный процесс, он просто так не останавливается. Посмотрите на Украину, где дозапрещались до войны. Посмотрите на нашу бессистемную оппозицию, которая уже своих адептов называет аскаридами и десятый год выясняет, кто из них слил протест. Посмотрите и убедитесь. Вы того же хотите?

О «пчелках»

Для начала поплачу. Чем плох интернет, так это дефицитом ответственности. Например, некоторые персонажи позволяют себе в открытую обсуждать моральный облик и внутренний мир детей, которые участвовали в танце. Мол, первый шаг, предрасположенность, и далее по тексту. Нашли себе достойных противников, ага. Девчонок несовершеннолетних.

Я уверен, ни один из этих негодующих авторов не посмел бы в лицо сказать такое отцам девочек. Потому что любой нормальный отец за намек на «первый шаг к проституции» заткнет пасть такому критикану его же собственными зубами.

Публично, в интернете обсуждать детей – это не только непрофессионально и недопустимо, но и безнравственно, раз уж на то пошло. Хотите что-то сказать – скажите родителям.

Я, как отец, прервал бы речь подобного оратора – рискни он сказать такое в очной дискуссии – жестко и по-мужски. И меня бы не мучила совесть перед великой русской культурой – я бы вспомнил Гиляровского, Есенина и Алексея Толстого, больших любителей подраться. Они бы меня простили.

Ну и по делу. Видел я этот ролик. Могу сказать только одно: грязь можно найти в чем угодно, было бы желание. Танец, конечно, не шедевр, и логика появления короткоюбочных пчелок в «Винни Пухе» слишком изысканна для моих примитивных мозгов, но ничего страшного я так и не увидел. Просто неудачная постановка, каких тысячи.

В той же художественной гимнастике, синхронном плавании или даже в легкой атлетике, не говоря уже о женском бодибилдинге, костюмы и позы еще откровеннее, но никого это не шокирует.

Или шокирует? Тогда к психиатру.

У меня такое ощущение, что кто-то сознательно искал грязь и нашел ее. Если верить мемуарам, так некогда малограмотные офицеры смотрели балет: через бинокли, желательно снизу.

Кстати, интересное: если не ошибаюсь, чуть больше века назад знаменитый танцовщик Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену в обтягивающем трико. Тогда это тоже вызвало скандал, едва ли не на уровне императорской фамилии. Не ручаюсь за точность цитаты, но ответ Нижинского был крайне простым: если зрителей интересуют танец, то какое им дело до обрисованных трико подробностей?

А если их интересуют подробности, то что они делают в театре? Теперь в трико танцует весь мир, Нижинского считают одним из величайших танцоров в истории, а имена оскорбленных уже никто не помнит.

Могу привести еще сотню аналогичных случаев. Например, в свое время развратным танцем считали венский вальс. Конечно, оренбургскому постановщику до Нижинского далековато. Но его критикам еще дальше.

А на самом деле проблема решается очень просто.

Во-первых, надо прекратить истерику и включить мозг. Если уж вы так хотите что-то сказать, то сделайте это не на всю страну, а спокойно, приватно, с участием родителей, самого постановщика, его руководства. Все можно обсудить; в крайнем случае, дело закончится снятием с репертуара самого танца и аналогичных номеров (если они есть, конечно). Я абсолютно уверен, что в этой школе танцуют многое другое, куда более скромное и не вызывающее споров.

Во-вторых, не надо требовать жестких необратимых действий в стиле «взять все и запретить, взять всех и расстрелять». Не надо расформирования школы, не нужно остракизма постановщика.

Если номер признают ошибкой, надо просто сделать соответствующие выводы в рамках все той же школы: такое больше не ставим, подобные танцы начинаются от 18 лет, извините, все всё поняли, вопрос закрыт. Можно подумать, вы никогда и ни в чем не ошибаетесь.

В-третьих, всероссийское обсуждение номера «пчелок» наносит гораздо больший вред, чем он сам. Не надо кликушества, такие вещи надо делать крайне тактично, просто потому, что речь идет о детях. И неосторожное слово может иметь весьма серьезные последствия.

И в-четвертых, давайте учтем, что любые дополнительные занятия – это уже хорошо. Это лучше, чем бухать «ягу» и шататься «по раёну». И если спорный танец – это главная проблема данной школы, то договоритесь о его снятии и дайте людям заниматься своим делом.

В конце концов, ругать постановщика за неудачный танец – это как вешать собак на тренера по каратэ за чей-то разбитый нос. Это издержки, такое бывает. Раз в год что-то подобное обязательно случится.

И под занавес

Дорогие друзья, запрещать надо употребление наркотиков, пресекать надо прямое насилие, жестко контролировать надо прием лекарств пациентами ПНД. Все остальное надо обсуждать, искать приемлемое решение, а действовать силой надо, только если ваши оппоненты абсолютно неадекватны. Если перед вами Майдан.

Остальное решается миром.