Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
7 ноября 2014, 09:16 • Клуб читателей

Свободный капитализм

Александр Дубровский: Свободный капитализм

Свободный капитализм
@ из личного архива

В массовом сознании общепринято ставить знак равенства между рынком и капитализмом. И здесь следует ненадолго остановиться и понять один из структурных перекосов, порожденных «свободным» рынком.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Александра Дубровского о предпосылках современного системного кризиса рыночного капитализма.

Я всегда был сторонником принципиальной позиции: если человеку постоянно внушать мысль о болезни, рано или поздно он заболеет и умрет. То же самое касается бизнеса: компания, чрезмерно сконцентрированная на своих недостатках и неудачах, продуцирует вокруг себя негативный имидж, с ней перестают работать, и она исчезает с рынка.

Согласно заклинаниям, степень развития капиталистических рыночных отношений есть мерило развития общества, и никак иначе

Наконец, если все граждане страны постоянно обвиняют в своих проблемах власти, а также видят вокруг одни недостатки и постоянно их муссируют, даже если мотивируют свою позицию благими намерениями, век у такой страны недолгий. Страна, конечно, не исчезнет, но рано или поздно объявятся внешние благодетели и предложат гениальный план по приведению населения к вершинам счастья, как правило, счастья рыночного.

Схема сценария совсем не абстрактная, а вполне жизненная, во многих случаях жизнеутверждающая. Таких стран, кстати, значительное большинство, граждане многих из них давно свыклись со своей вторичностью, спокойно извлекают из нее мелкую выгоду и ни о каких цивилизационных миссиях и особых альтернативных путях развития давно не мечтают. Ну что ж, как говорится, по Сеньке и шапка.

Так уж случилось, что нам, гражданам России, сильно придавленным ощущением величия Родины, мечтать о благодетелях всегда сильно не нравилось. Даже при том, что былое величие совсем недавно чуть не оказалось на свалке истории под железобетонным саркофагом.

Но тут в очередной раз сработало извечное русское везение: видимо, при строительстве саркофага часть бюджета была традиционно попилена, конструкция оказалась хлипкой и вместо обещанной вечности не продержалась и десяти годов. Из этого и будем исходить.

Вполне возможно, что разговор об экономической независимости в условиях глобализированной экономики не совсем уместен, только вот есть одна небольшая проблема – значительная часть человечества в 21 веке массово начала подвергать рыночное капиталистическое счастье суровому остракизму с применением тяжелых вооружений, перманентно переходящих в публичное отрезание голов.

Начиналось же все достаточно благостно и теоретически безупречно. Тот факт, что по большинству частных капиталов на заре развития капитализма можно изучать уголовные кодексы того времени, давно канул в Лету, так же, как и заложенные в рыночную теорию легкость и гибкость саморегулирования.

Сегодня миру явлена громоздкая конструкция из жуткого количества правил, регламентов, условностей, графиков, циклов и странных деклараций, напоминающих заклинания, призванные каждый раз подчеркивать преимущества рыночных свобод.

Парадоксально, но из перечисленного продолжают исправно работать лишь заклинания, как «за» капитализм, так и «против» любых альтернатив, особенно тех, которые могли бы реально работать. Это странно, так как любая безальтернативность по сути означает как раз отсутствие свободы, нежели ее наличие.

Другими словами, человечеству предложена неограниченная (согласно заклинаниям) свобода внутри одной парадигмы без права свободы выбора другого пути. Более того, согласно заклинаниям, степень развития капиталистических рыночных отношений есть мерило развития общества – и никак иначе!

Что характерно, в безальтернативность поверили уже практически все, от либералов до консерваторов. И это при всем при том, что на современном этапе развития человечества капитализм испытывает колоссальный системный кризис, борьба с которым не имеет ничего общего с рыночными принципами.

Уже невозможно не обратить внимания на очевидное несоответствие деклараций и методов проведения в жизнь рыночных принципов. Причем как в странах «развитой рыночной демократии», так и в так называемых развивающихся странах.

Недавно, например, практически в режиме онлайн мы наблюдали спасение крупных экономик с помощью государственных институтов, вливающих ликвидность в гибнущие сектора, что не имеет никакого отношения к рыночной теории (хотя, вполне возможно, уже имеет).

Напомню, что при этом госсобственность последовательно дискредитировалась и продолжает активно дискредитироваться апологетами капитализма. И уже совсем недавно прошла достаточно странная новость: Барак Обама просит признать экономические успехи России и вывести ее из списка развивающихся стран.

Желание президента США оказалось вполне объяснимым, хотя, на первый взгляд, и кажется парадоксальным – лишить Россию торговых льгот в рамках американской Генеральной системы преференций. С тех пор вопрос о статусе скоропостижно потонул в украинских разборках, остро обозначивших прямо противоположный цивилизационный подход к мировым делам со стороны России и всего Запада.

Оказалось, что взаимные санкции, кроме обоюдных ударов по экономикам, носят, прежде всего, политико-воспитательный характер принуждения к своим и только своим ценностным категориям, базирующимся на разных мировоззренческих базах.

По большому счету, водораздел проходит по линии отношения к рыночной экономике и к тем уступкам, на которые готово пойти государство, отдавая собственность на средства производства в частные руки.

В массовом сознании общепринято ставить знак равенства между рынком и капитализмом. Не углубляясь в терминологические дебри, можно признать, что в этом смысле наиболее близки к классическим определениям рыночного капитализма, конечно же, экономики Запада, которые совершенно закономерно стали распространять свое влияние на весь мир, не считаясь с желаниями и предпочтениями иных регионов, исторически тяготеющих к другим парадигмам развития.

В этом суть рынка – непрерывное развитие, так как остановка смерти подобна. Именно поэтому национальным рыночным экономикам в определенный момент стало тесно, и они вышли за естественные границы государств, породив термин «глобальный рынок», который автоматически подтянул под себя западные политические институты, объявившие зоной своих национальных интересов всю планету Земля.

Таким образом, глобальный рынок обозначил свою главную и, одновременно, промежуточную цель – завоевать все мировые рынки. Почему промежуточную? Очень просто: так или иначе, мировые рынки конечны, следовательно, после их победоносного освоения очередь за ближним космосом, потом – за дальним, сверхдальним и т.д.

В качестве средства достижения целей рынок породил научно-технический прогресс (НТП), в своем гипотетическом пределе уходящий в тот же самый космос по пресловутой гиперболе, символизируя неизбежное преодоление любых препятствий на пути вселенского господства человечества.

Или господства постчеловечества, если для покорения вселенной понадобится технологически модифицировать самого человека, совсем не приспособленного к жизни в открытом космосе. Также одним из средств экономического могущества всепобеждающего рынка выступил капитал в виде денежных средств: чем больше денег, тем ближе цель.

Таким видит мир глобальный капитализм, разжиревший на беспроцентных кредитах и требующий немедленного и эффективного применения накопленных капиталов в соответствии с выбранной целью.

Здесь следует ненадолго остановиться и понять один из структурных перекосов, порожденных «свободным» рынком: на определенном этапе, а именно с 80-х годов прошлого века, цели и средства неожиданно поменялись местами: в сознании апологетов рыночной парадигмы деньги переместились на место цели, так как возникла иллюзия, что только с помощью больших денег можно решить любую техническую задачу, какой бы невероятной она ни казалась.

Но тут оказалось, что в системе возникли пограничные состояния, на которых, как известно, дают сбои даже законы физики, не то что искусственные экономические фантазии. К пограничным состояниям я отношу:

– безумный бюрократизм и неповоротливость западных политико-экономических систем, не способных принимать быстрые антикризисные меры. Итогом стало крайне неэффективное функционирование и нарастающие долговые проблемы всех ведущих западных экономик, решить которые в рамках рыночной парадигмы не представляется возможным.

В том числе и потому, что система закономерно пропускает на вершину власти исключительно безликих и никчемных личностей, не способных увидеть причинно-следственные связи глобальных процессов;

– переход НТП на вертикальную часть гиперболы, что приводит к неконтролируемому потоку мелких естественно-научных открытий, охватить который сегодня не способен ни один гениальный и даже сверхгениальный человеческий мозг.

Фактически технический прогресс вырвался из-под контроля и стал работать сам на себя, производя массу никчемных технических устройств, превращая планету в магазин ненужных вещей;

– наличие денежной массы, кратно превышающей все материальные ценности на планете Земля. По экспертным оценкам соотношение выглядит примерно так: 60–80 трлн долл. – это материальные ценности и 600–800 трлн долл. – накопленные капиталы. И это при всем при том, что после кризиса 2008 года произошло некоторое сужение денежной массы.

Именно так накопились предпосылки современного системного кризиса рыночного капитализма, совершенно логично подошедшего к своему финалу. Именно поэтому сегодня в мире нарастает хаос и трещит вся международная система, призванная нивелировать угрозы и развязывать узлы назревающих проблем.

Более того, несмотря на «вертикаль гиперболы» и бравурные утверждения о величайших технологических достижениях современности, я утверждаю, что реальный технический прогресс за последние 30 лет практически остановился.

Допускаю, что вручение Нобелевской премии 2014 года по физике за изобретение цветных светодиодов было вполне заслуженно, однако, вы меня извините, но это достижение никак не тянет на значимое фундаментальное открытие, призванное раскрыть очередную тайну Вселенной.

Ну хорошо, а может, и Бог с ними, с тайнами Вселенной? Не проще ли просто взять и покорить весь космос?

Ничего не напоминает?

Мне лично напоминает совсем недавнюю мантру: человек – царь природы! Что из этого вышло, думаю, подробно расписывать нет надобности. Поэтому мое мнение такое – сначала нужно навести порядок в собственном доме, а уже затем заявлять претензии на вселенское господство.

В любом случае рыночная парадигма, нацеленная лишь на извлечение прибыли путем нещадной эксплуатации природных ресурсов, после чего «хоть трава не расти», для этого мало подходит.

А что же у нас в России? Да все то же самое – кризис, отягощенный последствиями разрушительных рыночных реформ 90-х годов. А кроме этого – мучительный поиск альтернативного пути, позволяющего твердо стоять на ногах при любых катаклизмах.

Во всяком случае, осознание того факта, что «…все попытки перевести экономику на рельсы рыночных отношений есть просто попытки уничтожить наше государство» (проф. В. Катасонов), наконец-то стало в народе всеподавляющим.

Поэтому, несмотря на жесткие санкции за естественное стремление русского мира к объединению в одной семье, в России по-прежнему, не снижая темпов, строятся новые заводы, с невероятной скоростью идет перевооружение Армии и Флота, быстрым темпом восстанавливается престиж великой космической державы.

Кстати, немного о космосе.

Как ни странно, но даже среди настоящих патриотов, не говоря о «всепропальщиках», бытует мнение, что мы по-прежнему далеко отстаем в космической отрасли от США. Подобный низкопробный миф разбивается в пух и прах простой и доходчивой таблицей по состоянию на 6 ноября 2014 года:

 РоссияСША
ГодКоличество запусковРезультатКоличество запусковРезультат
2008271 неудачный151 неудачный
2009321 неудачный241 неудачный
2010311 неудачный15 
2011323 неудачных181 неудачный
2012241 неудачный13 
2013321 неудачный19 
2014241 неудачный211 неудачных
Итого2029 неудачных1254 неудачных

Кстати, превышение количества неудачных российских пусков с лихвой компенсируется разницей в стоимости с упавшими американскими ракетами-носителями, что, конечно же, не снимает с повестки дня вопрос надежности. Но об этом дальше.

Для справки: всего в США используется 7 основных типов ракет различных классов, две из которых – «Антарес» и «Атлас-5» – используют российские двигатели НК-33 (Антарес) и РД-180 (Атлас – первая ступень). В России используются 9 ракет различных классов полностью на отечественных двигателях всех ступеней.

Вскоре будет введена в строй завершающая испытания новейшая ракета-носитель «Ангара», представляющая из себя целое семейство (от легкой – грузоподъемностью 1,5 тонны, до тяжелой – 35 тонн) ракет модульного типа, способных стартовать с любого космодрома, с экологичными кислородно-керосиновыми двигателями.

В результате одна «Ангара» может заменить все предыдущие ракеты-носители, что существенно упростит космические запуски и увеличит их надежность. Завершая разгром космического мифа, вынужден еще раз огорчить пресловутых «всепропальщиков»: на орбите уже работают первые российские плазменные двигатели нового поколения, так называемого «холловского типа».

А в области плазменных двигателей, работающих на принципе создания электрического поля высоких потенциалов в плазме, Россия является мировым лидером.

В заключение замечу, что особо продвинутый читатель без труда и немедленно пригвоздит меня перечнем тяжелейших и неразрешимых проблем отечественной экономики, начиная с дорог и заканчивая заоблачным курсом доллара. На что я, так же немедленно, отправлю его к первому абзацу: о своей Родине – только хорошее, а с проблемами мы как-нибудь, даст Бог, справимся.

А вот когда справимся, в чем у меня нет никаких сомнений, тогда вместе и вспомним многочисленные пророчества о грядущем мировом величии России.

Впрочем, надеюсь, к тому времени выйдет наконец сквозная и последовательная история страны, откуда можно будет легко и доступно понять, что пророки здесь на самом деле совсем ни при чем. Просто, как всегда, повезло.

Как говорится, больше хороших и нужных санкций нам в помощь!

Источник: Блог Александра Дубровского 

..............