Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
28 октября 2014, 17:20 • Клуб читателей

За джинсы и жвачку

Василий Ходеев: За джинсы и жвачку

За джинсы и жвачку
@ из личного архива

Советский Союз развалился не из-за Горбачева или проделок ЦРУ: он развалился потому, что все хотели джинсы и жвачку. Сейчас есть и джинсы, и жвачка. Поэтому легко кричать, что санкции не страшны.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Василия Ходеева о том, насколько существенно санкции скажутся на благосостоянии населения России.

Очень многие комментаторы на страницах газеты «ВЗГЛЯД» пишут: «Не страшны нам санкции! Мы их не почувствовали! Великая Россия и не такое переживала! Чего Путин боится, санкции на нас не действуют, пусть дожимает украинцев и проклятый Запад!»

Подумайте и ответьте себе честно: готовы вы снова покупать неудобные носки, носить капроновые колготки Брестского комбината и покупать жене сапоги сомнительного дизайна по цене в две зарплаты?

Овации. Занавес. Не почувствовали? В феврале почувствуете.

В январе доллар стоил 33,1 рубля. Сегодня 41,8 рубля. За неполный год рост 26%. Для страны, сидящей на импорте более чем основательно, это очень много.

Прежде чем станете возражать – собственное производство у нас есть, но сырье у него импортное, потому что хлопок легче завезти за валюту из Узбекистана или Пакистана, а синтетические ткани – за доллар из Китая. Китай не хочет получать от нас юани, только доллары.

Следующий момент. Думаете, если доллар вырос на 26%, то и товары вырастут на 26%? Вот и нет, сейчас посчитаем.

Например, я оптовик и везу контейнер неких товаров из Китая на 100 000 долларов. Я везу его не каждый месяц, а раз в полгода или раз в год. Сейчас, в октябре, я торгую товаром, который завез еще зимой, при относительно дешевом долларе. Поэтому санкций пока никто не чувствует. Разве что по продуктам питания, где цикл оборачиваемости короткий.

А сейчас я планирую заказы к новому году.

Зимой цена товара в рублях была бы 3 300 000 рублей. Сейчас поставщики подняли цену на 5%, умножаем на новый курс – 4 389 000 рублей. Транспорт зимой 150 000, а сейчас, благодаря курсу, 200 000. Пошлина (в среднем 30–35% от стоимости товара). Зимой 1 200 000 рублей. А сейчас 1 600 000 рублей. А теперь суммируем. Были расходы 4 650 000, а за тот же товар в октябре я заплачу 6 200 000.

Итого удорожание 32,5%. Но хорошо, если это деньги мои. А если я их беру под процент в банке (как делают многие оптовики)? В январе они платили процент от 4 650 000, допустим, 15%, а сегодня – от 6 200 000, еще 240 000 разница. Еще 5% сверху.

Итого при оптимальных раскладах (оптовик не делает больше никаких наценок) в розничную сеть товар поступает на 37–38% дороже, чем в январе.

И даже если розничный магазин не делает наценку в процентах от цены поступившего товара, а только компенсирует разницу, для покупателя это все равно будет удорожание 37–38%.

А теперь простая математика. Ваша зарплата 20 000 рублей? В феврале она станет фактически на 37% ниже, то есть 12 600 рублей. Вы хорошо зарабатываете в вашем регионе, например 50 000 рублей? Фактически ваша зарплата в феврале будет 31 500. Существенная разница, да? Вы военный с зарплатой 35 000 рублей. В феврале получите 22 000.

Проблема в том, что обеднеют все – и бедные, и средние, и богатые. Но у богатых уровень жизни не понизится, а у среднего класса и бедных слоев – понизится.

Вывод такой: во-первых, санкции, к сожалению, скажутся.

Во-вторых, мне непонятно отсутствие комментариев со стороны властных структур. Если честно и понятно объяснять ситуацию населению, социальной напряженности можно избежать. Наш народ, к счастью, в отличие от украинского, в целом лоялен к власти. Но нельзя повторять, что все хорошо, когда на самом деле все вовсе не так хорошо.

В-третьих. Нельзя было не помогать Крыму и Донбассу. Выбор был между плохим и очень плохим. Но нельзя вести длительные конфликты, имея слабую экономику и не имея производства.

Советский Союз развалился не из-за Горбачева или проделок ЦРУ: он развалился потому, что все хотели джинсы и жвачку. Сейчас есть и джинсы, и жвачка. Поэтому легко кричать, что санкции не страшны.

А если это снова завтра отнимут? Подумайте и ответьте себе честно: готовы вы снова покупать неудобные носки, носить капроновые колготки Брестского комбината, покупать жене сапоги сомнительного дизайна по цене в две зарплаты, стоять годами в очереди за «Ладой», свинину есть только в том случае, если родня в деревне разводит свиней?

Подумайте и ответьте себе честно.

..............