Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
2 августа 2016, 08:30 • В мире

Изображая Трампа «русским», Клинтон лишь помогает миллиардеру

Пытаясь "ударить Россией" по Трампу, Клинтон лишь помогает миллиардеру

Изображая Трампа «русским», Клинтон лишь помогает миллиардеру
@ Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Tекст: Петр Акопов

Россия и Путин бесповоротно стали одной из главных тем в американской президентской кампании. Когда газета ВЗГЛЯД впервые предсказала это в конце прошлого года, в такой поворот событий мало кто верил – американских избирателей не волнует внешняя политика, и сами кандидаты никогда не уделяют ей большого внимания. Но в этой кампании все не так, и если изначально путинскую тему разыгрывал Дональд Трамп, то теперь уже демократы пытаются ударить Россией по миллиардеру.

На прошлой неделе о России в контексте предвыборной кампании говорили в США все – большинство СМИ, президент Обама и вице-президент Байден, кандидаты Трамп и Клинтон. 

Тему «подрывного российского влияния» будут разыгрывать против Трампа в оставшиеся до выборов сто дней

Оказывается, Россия вмешивается в президентскую кампанию, пытаясь повлиять на исход выборов в США – взломала переписку руководства Демпартии, чтобы дискредитировать Клинтон. А Трамп не только не понимает опасности русской угрозы, но и заискивает (определение Обамы) перед диктатором Путиным (определение Байдена), и это очень беспокоит Хиллари Клинтон:

«Если разложить все факты, у нас возникают серьезные вопросы о вмешательстве России в наши выборы и в нашу демократию. И мы не будем терпеть это ни от одной страны. Особенно от тех, с кем у нас серьезные разногласия. Трамп это поощряет и хвалит Путина, несмотря на попытки повлиять на выборы. А ведь это вопрос национальной безопасности».

О национальной безопасности заговорили после того, как Трамп, комментируя разговоры о том, что это русские хакеры взломали почту Демпартии, шутливо предложил России найти и 30 тысяч писем, уничтоженные Клинтон на ее личном сервере. Трампа на полном серьезе обвинили в предательстве национальных интересов и в призыве к противнику шпионить за США – рассуждения политиков и журналистов были адски серьезны. И это уже не шутки.

Лидер демократов в сенате Гарри Рид высказал надежду, что в ходе еженедельных брифингов, которые спецслужбы будут проводить для Трампа как для утвержденного кандидата в президенты, он не будет получать реальную информацию:

«Как ЦРУ и другие спецслужбы будут проводить брифинги для него? Как они будут это делать? Я бы предложил разведслужбам, если вам придется проводить для него брифинги – не говорите ему ничего, просто притворитесь, потому что этот человек опасен. Придумайте, сделайте вид, что вы проводите брифинг, но нельзя давать ему какую-либо информацию».

Тут самое интересное в том, что Рид совершенно искренне считает Трампа невменяемым, а то и «сибирским кандидатом» – за последние дни появилась масса статей, в которых влиятельные СМИ и авторы рассуждают о «прокремлевской ориентации Трампа». Это настолько же поразительно, насколько и смешно.

Америка впадает в столь привычную ей истерию русофобии – и это страна, которая единственная в мире считает себя вправе вмешиваться во внутренние дела абсолютно всех стран мира и практикует это уже не одно столетие. Причем это вмешательство осуществляется любыми способами, ограниченными только силой сопротивления самих его объектов – от военного вторжения до идеологической войны, от подрывной работы до переворотов, от финансового влияния до санкций. И на этом фоне американцев пытаются убедить в том, что Россия оказывает какое-то влияние на их внутренние дела.

Причем масштаб этой кампании уже таков, что можно смело предсказывать, что тема «подрывного российского влияния» станет одной из главных, которые будут разыгрывать против Трампа демократы в оставшиеся до выборов сто дней. Та часть республиканского истеблишмента, которая была вынуждена смириться с выдвижением Трампа, нервничает, желая продемонстрировать свой патриотизм – так, бывший кандидат в вице-президенты на выборах 2012 года, спикер палаты представителей Пол Райан через своего пресс-секретаря заявил, что «Путин должен держаться подальше от этих выборов», назвав Россию «глобальной угрозой под предводительством коварного бандита».

Республиканцы боятся того, что нагнетаемая демократами волна «национального предательства Трампа» ударит по всей партии, которая до недавнего времени как раз отличалась гораздо более агрессивной риторикой в адрес России. Тот же Райан шел на прошлые выборы в качестве вице при кандидате в президенты Ромни, который в 2012 году прямо называл Россию главной угрозой для США. Но республиканский, как и демократический истеблишмент не чувствуют, что все изменилось – и времена, и настроение избирателей, и возможность манипуляции массовым сознанием. Попытки «замазать» Трампа Путиным, рассуждения про их «броманс» (симпатии двух мужчин, к тому же имеющие и гомосексуальный оттенок), которые уже год повторяет американская пропаганда, не оказывают на избирателей практически никакого воздействия.

Более того, Трамп при этом сознательно подливает масла в огонь – на прошлой неделе он распечатал еще и крымскую тему. Сначала он сказал, что изучит вопрос признания Крыма российским, а спустя пару дней развил эту тему в телеинтервью:

– Россия не собирается на Украину. Просто чтобы вы понимали. Не собирается на Украину, хорошо? Можете думать по этому поводу что угодно.

По-моему, Россия уже там, разве нет?

Ок, она там. Но там и Обама тоже. И, честно говоря, весь мир сейчас – полный бардак и хаос при Обаме, со всей силой и мощью, про которую он постоянно говорит, с НАТО и оружием. И при этом Крым...

Но вы сказали, что можете признать его?

Я рассмотрю этот вопрос. Насколько я слышал, жители Крыма предпочитают быть с Россией, а не там, где они были. И это заслуживает внимания. Что касается Украины, там сейчас тоже бардак. И это случилось при администрации Обамы с его прочными связями с НАТО. Не вините в этом Дональда Трампа. Для всех будет лучше, если у нас будут хорошие отношения с Россией. По-моему, в этом нет ничего плохого.

В этом же интервью Трамп, до этого отказывавшийся отвечать на вопрос о своих отношениях с Путиным, решил объясниться:

«Я не знаю, что вы имеете в виду под отношениями. Несколько раз он говорил обо мне приятные вещи. Но у меня нет с ним отношений. Я не встречался с ним, не проводил с ним время, не ужинал, не прогуливался. Я не знаю его, только фотографии. Я знаю, как он выглядит... У меня нет вообще никаких отношений с Россией».

В том, что Трамп продолжает гнуть свою особую позицию по России, нет ничего удивительного. Во-первых, он действительно не видит в России ни врага, ни противника – потому что сам не является сторонником построения глобального мира по-американски. Трамп не изоляционист, но и не глобалист – для него Америка превыше всего, она самая лучшая и должна быть самой сильной в мире, но при этом он не считает ее точкой сборки глобальной наднациональной империи планетарного масштаба. Поэтому если с Россией и Путиным можно договориться о конкретных вещах, будь то на Ближнем Востоке или где угодно еще, то это нужно сделать.

Во-вторых, будучи сторонником национального государства, Трамп считает самым важным укрепление американской экономики, а не расширение американской геополитической гегемонии. Естественно, Трамп будет укреплять экономическую мощь США, используя самые разнообразные средства давления, включая и военные – но он не собирается воевать или угрожать войной России ради интересов наднациональных, глобалистских сил.

Ну и, в-третьих, Трампу чисто по-человечески нравится путинский стиль и его последовательность в отстаивании национальных интересов своего государства. Да, Трампу нравится сильный лидер – и, признаваясь в этом, он тем еще раз говорит американцам, что и он сам будет таким же сильным лидером для Америки. И – вот уж удивительно – очень большому числу американцев именно это нравится в Трампе.

Само собой, Трамп не является ни русофилом, ни пророссийским кандидатом – но, что важнее всего, он не является ни русофобом, ни глобалистом. То есть с Америкой под руководством Трампа России будет проще разговаривать, Америка под руководством Трампа будет представлять меньшую угрозу как миру в целом, так и России в частности. Вот главные причины того, что как наше общество, так и политический класс в целом ставят на Трампа.

Ну и, конечно, для России было бы просто замечательно, если бы победа Трампа привела к переключению США на решение в первую очередь внутренних проблем, если бы победа Трампа ослабила позиции господствующих в американской элите «глобалистско-экспансионистских» надпартийных сил. Не лишила их власти – что, естественно, не под силу никакому президенту, будь он трижды изоляционистом, но ограничила их возможности и влияние. Получится ли это у Трампа? Как минимум, став хозяином Белого дома, он попытается это сделать.

И не нужно думать, что он будет один в поле – на самом деле его представления о геополитике, в том числе и о России, разделяются не только большим количеством рядовых американцев, но и частью истеблишмента. Например, консультирующим его Генри Киссинджером – опытнейшим стратегом и реалистом, который прекрасно понимает всю сложность той ситуации, в которой оказались США. Причем как внутри страны, так и в мире.

И если внутриполитическое напряжение связано с социально-экономическими проблемами (которые Трамп как протекционист и будет решать) и тотальным недоверием к правящему классу, то на мировой арене Штаты нуждаются в серьезнейших маневрах.

При всем миротворчестве Обамы он умудрился обострить отношения и с Китаем, и с Россией – и, как считают в США, подтолкнуть Москву и Пекин к альянсу. В реальности Россия и Китай после 2012 года и так ускорили сближение – но, конечно, попытка блокады России со стороны США дополнительно способствовала русско-китайской дружбе. А первое правило геополитики по Киссинджеру (да и в глазах любого реалистичного защитника американских национальных интересов) гласит: отношения США не должны допускать, чтобы отношения между Москвой и Пекином были теснее, чем у США с ними. Трамп интуитивно, а теперь еще и с помощью Киссинджера, это понимает – и будет всеми силами пытаться изменить длину сторон в треугольнике Вашингтон – Москва – Пекин. Заявление, сделанное им в понедельник, по сути, подтверждает это: снова высказавшись за союз России и США в борьбе с ИГ и добавив, что две страны могли бы вместе «сделать и другие вещи», Трамп посетовал, что вместо этого администрация Обамы «по своей глупости заставляет Россию вступать в союз с Китаем из-за нефти».

Приход Трампа к власти не сделает Россию и США ни друзьями, ни глобальными партнерами – но он сбавит напряжение и ослабит противостояние. Победа Трампа не приведет ни к отказу контролирующей США наднациональной элиты от планов мирового господства, ни к самоизоляции Северной Америки. Но даст реалистам в американской элите шанс попробовать провести сложную геополитическую комбинацию для того, чтобы попытаться остановить продолжающееся уже несколько лет неуклонное снижение влияния США.

Одним из элементов этой комбинации будет переход от грубого сдерживания России к попытке снова вписать ее в некие общие проекты, «оттащить» от Китая, притянуть к Европе (естественно, атлантической, а не самостоятельной).

Эта американская стратегия не сработает – но России удобнее и выгоднее сыграть в шахматную партию с Трампом – Киссинджером, чем на третьем сроке Обамы ставить силовые блоки выдумкам Клинтон – Олбрайт – Бжезинского, оставшимися в ушедшем веке «американского всесилия». Пока что все идет к тому, что американские избиратели обеспечат нам такую возможность, сделав правильный для себя и России выбор. Причем безо всякого вмешательства Путина – если, конечно, не считать таким активнейшую эксплуатацию его имени в американской предвыборной кампании.

..............