Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
24 июня 2014, 21:50 • Общество

Консервировать пока рано

Судьба космодрома "Морской старт" зависит не от Украины

Консервировать пока рано
@ sea-launch.com

Tекст: Андрей Резчиков

Судьба плавучего космодрома «Морской старт», с которого запускаются сделанные на Украине ракеты, стала предметом обсуждения прессы во вторник. Высказывались опасения, что из-за прекращения российско-украинского военного сотрудничества проект может быть заморожен. В итоге выяснилось, что судьба проекта зависит совсем от других факторов.

Уникальный плавучий космодром «Морской старт» (Sea Launch), предназначенный для коммерческих запусков ракет-носителей «Зенит-3SL» с мобильной стартовой платформы из экваториальной части Тихого океана, может быть законсервирован до 2016 года. Об этом РИА «Новости» заявил источник в космической отрасли.

Можно надеяться, что «Морской старт» выведут на рабочий режим, но если произойдет еще один такой удар (неудачный пуск), то проект закроется без возможности восстановления

«Морской старт» первый в истории коммерческий международный проект ракетно-космического комплекса океанского базирования. Основная цель – оказание услуг по запуску космических аппаратов с плавучей стартовой платформы. Большинство спутников выводится на геостационарную орбиту из экваториальной зоны в Тихом океане. В рамках проекта с 1999 года выполнено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», из них один был частично успешным, два – аварийными. По данным Sea Launch, консорциум готовит на 20142015 годы пять пусков «Зенит-3SL». Пуски производятся с плавучей платформы Odyssey.

«Причина (возможной консервации) в том, что производство ракет-носителей «Зенит 3SL» находится на Украине, в Днепропетровске, а проект «Морской старт» в настоящее время располагает только четырьмя ракетами разной степени готовности. Сам украинский производитель – Южмаш – был бы рад продолжать многолетнее взаимовыгодное сотрудничество, однако пока непонятно, как в перспективе развития событий на Украине оно будет складываться», пояснил источник.

По его словам, если американо-российско-украинские отношения не удастся стабилизировать, вскоре может быть принято решение о временной консервации «Морского старта» как минимум до 2016 года. «Это значит, что сама стартовая платформа и командное судно будут постоянно находиться в порту приписки в Лонг-Бич (Калифорния). Численность команды, обеспечивающей подготовку к пускам, предполагается уменьшить в несколько раз, остальные специалисты могут находиться в режиме ожидания. Это не значит, что стартовый комплекс не будет способен к выходу в океан, просто подготовка в случае необходимости займет более длительное время», заключил источник.

Международный консорциум «Морской старт» был создан в 1995 году. После реорганизации в 2010 году штаб-квартира компании Sea Launch AG располагается в Берне (Швейцария).

Источник в космической отрасли добавил, что при необходимости производство «Зенит-3SL» можно наладить на российских предприятиях, а сам плавучий космодром перевести базироваться во Владивосток. «Конструкция «Зенитов» отработана до совершенства. Двигатели с летной квалификацией есть, система управления – тоже. Эту ракету можно при желании начать выпускать на территории РФ в кооперации при участии ЦСКБ «Прогресс», Центра имени Хруничева и Красмаша», отметил источник.

При этом он признал, что лучшее место базирования проекта именно в Калифорнии, так как там поблизости располагаются множество компаний-производителей полезной нагрузки. «Кроме того, идти из Владивостока к экватору дольше, чем из Калифорнии, что также увеличивает стоимость доставки, а в конечном итоге может повлиять на цену запуска в целом», пояснил источник.

Впрочем, глава государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев позднее по сути опроверг эти сообщения. Он заявил «Интерфаксу» об отсутствии планов приостанавливать поставки «Зенитов». «Поставляла, поставляет и готова поставлять. Для Sea Launch – без проблем», сказал Алексеев.

Ранее исполнительный директор компании Sea Launch AG Сергей Гугкаев говорил, что украинский кризис не повлияет на план проведения в 2014 году двух пусков ракет-носителей «Зенит».

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, профессор американского Университета имени Хопкинса Юрий Караш считает, что если в итоге проект все-таки законсервируют, то при принятии профессиональных и тщательных шагов ничего страшного не произойдет. «Но если просто тупо загнать платформу в док и она там будет стоять, может начаться процесс разрушения электронных систем и двигательных установок корабля», сказал Караш газете ВЗГЛЯД.

В свою очередь научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев уверен, что в случае прекращения сотрудничества с производителем ракет «Зенит-3SL» оба проекта, как «Морской старт», так и «Наземный старт» (пуски «Зенита» с космодрома Байконур) «будут закрыты и больше не восстановлены». «Если не будет «Зенита», значит, будет другая ракета. Соответственно, всю наземную инфраструктуру придется переделывать. В этом случае проект «Морской старт» закроется полностью»,  сказал Моисеев газете ВЗГЛЯД.

Эксперт убежден, что в случае закрытия проекта потребностей в альтернативах не возникнет. «Это же коммерческий проект. Соответственно, прибыль не получат ни Россия, ни Украина. На Украине потеряют работу большое количество рабочих. На остальные вещи это не повлияет», полагает Моисеев.

Также он считает, что с технической точки зрения «Морской старт» был очень удачным проектом, но с экономической было множество просчетов. «Он должен был быть и экономически эффективным. Но плохая организация коммерческих процессов вызывала критику Роскосмоса. И среди специалистов было понятно, что это слишком запутанная и темная схема – непрозрачная и никому не известная. Из-за недостатков экономического менеджмента этот проект оказался на грани банкротства. В случае прекращения сотрудничества с Украиной проект закроют, и на этом все закончится», сказал Моисеев.

Он пояснил, что проект «Морской старт» был в тяжелом положении, «вдобавок была пара аварий». «Это тяжело для проекта, тем более коммерческого. Были предложения от РКК «Энергия» продать этот проект государству, то есть фактически взвалить свои огрехи на государственный бюджет. Можно надеяться, что «Морской старт» выведут на рабочий режим, но если произойдет еще один такой удар (неудачный пуск), то проект закроется без возможности восстановления. Через несколько лет будет другой экономический расклад, и делать все заново практически невозможно», считает Иван Моисеев.

..............