Чем Турчинов будет брать Москву

@ из личного архива

1 июня 2017, 20:00 Мнение

Чем Турчинов будет брать Москву

Заявление Турчинова об окончании войны после взятия Москвы и его постоянное позирование на фоне пусков загадочных ракет, грозящих стать украинским чудо-оружием, заставляет присмотреться поближе к мотивации этого деятеля.

Свежие заявления Турчинова о непременном окончании войны после взятия Москвы и его постоянное позирование на фоне пусков загадочных ракет, грозящих стать давно ожидаемым украинским чудо-оружием, заставляет присмотреться поближе к мотивации этого деятеля.

Поскольку авиация оказалась занята президентом, то Турчинову досталась ниша ракетного вооружения

Для этого уместным будет некоторый обзор состояния дел с украинской «длинной рукой», которая должна беспощадно и эффективно громить врага.

На прошлой неделе, 26 мая, была годовщина начала боевого применения украинской штурмовой авиации против восставших республик Донбасса.

Всего в течение лета 2014-го только штурмовики Су-25, не считая других типов самолетов и вертолетов, совершили около 400 боевых вылетов. Однако по мере развития боевых действий ВВС Украины стали нести все более ощутимые потери, в итоге лишившись не менее шести штурмовиков из двух десятков боеспособных.

Уже к концу июля – началу августа для штурмовых полетов украинцы начинают применять истребители МиГ-29. Излишне говорить, что подобные задачи не свойственны данному типу самолета, поэтому логично, что вскоре ВВС безвозвратно потеряли два МиГа. 

Ну а к началу осени, не добившись хоть сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий, украинская авиация окончательно выдохлась, полеты прекратились.

Голубая мечта наиболее оголтелой части украинского общества о том, что доблестные, хотя и изрядно обветшавшие украинские ВВС вбомбят повстанцев в каменный век, с треском провалилась. Униженная и изрядно побитая авиация отправилась зализывать раны.

После провала авиации в распоряжении ВСУ осталось лишь два типа чудо-оружия, которое в тех же голубых мечтах позволило бы без особого труда расправиться с сопротивлением.

Речь идет о тактических ракетах «Точка-У» и тяжелых реактивных системах «Смерч» и «Ураган».  

Турчинов оседлал тему чудо-оружия (фото: Маркив Михаил/ТАСС)

Турчинов оседлал тему чудо-оружия (фото: Михаил Маркив/ТАСС)

Как и в случае с авиацией, за времена незалежности боевая мощь украинских ракетных и реактивных войск многократно снизилась. 

К моменту начала боевых действий на вооружении украинской артиллерии находилось около десятка пусковых установок «Точка-У» и не менее сотни ракет к ним. Однако наиболее новая из этих ракет была выпущена еще в 1991 году, а гарантированный срок эксплуатации таких боеприпасов составляет 10 лет.

Единственное предприятие, способное продлевать сроки эксплуатации этих ракет, находится в России и примерно с 2005 года прекратило их обслуживание. Впрочем, к этому времени все же было обновлено около 50 ракет. Именно этими ракетами ВСУ и попытались компенсировать слабость украинской авиации.

Но и тут результатов достигнуто не было. Применение ракет в сражении у Саур-могилы и в боях под Дебальцево и Иловайском не помогло ВСУ добиться победы.

Всего, по разным данным, было совершено не менее четырех десятков пусков. Соответственно, теперь ВСУ располагают не более чем десятком более-менее кондиционных ракет.

Что касается остального запаса, то его применение не дает никаких гарантий эффективности, а кроме того, противоречит украинскому же законодательству, так как задействовать эти залежалые боеприпасы возможно только в случае объявления военного положения. Впрочем, подобные юридические нюансы никогда не останавливали Киев.

Немногим лучше оказались дела и с тяжелыми реактивными системами.

На начало конфликта Украина могла рассчитывать примерно на 70 установок «Ураган», вооруженных 220-мм реактивными ракетами. Однако в ходе боевых действий она потеряла уничтоженными и захваченными восемь из них, а еще восемь погибли осенью 2015 года во время пожара на складе в городе Сватово в украинской части Луганской области.

Дополнительной проблемой является то, что тягачи ЗИЛ, на которых установлены «Ураганы», также советского производства, и для их обслуживания приходится разбирать имеющиеся в запасах машины.

Тем не менее пять десятков столь мощных установок, которые все еще остаются в распоряжении ВСУ, несомненно, являлись бы грозной силой, если бы и здесь не было проблемы обеспеченности этих машин реактивными снарядами.

К началу войны ВСУ могли располагать примерно 70 тысячами 220-мм ракет, однако из них не менее 10 тысяч – это снаряды третьей категории, которые просто не успели утилизировать к началу войны.

Еще около 10 тысяч штук были уничтожены во время того же взрыва в Сватово осенью 2015-го. Учитывая, что утилизационная программа, во время которой определялась кондиция снарядов, была завершена восемь лет назад, за эти годы еще какая-то часть снарядов успела прийти в негодность.

Существует также вероятность, что на недавних взрывах в Балаклее были также уничтожены снаряды этой номенклатуры.

Таким образом, без учета того, что было использовано и потеряно в боях 2014–2017 годов, в распоряжении ВСУ менее 50 тысяч снарядов этого типа. А в реальности – вдвое меньше.

Безусловно, 30 тысяч снарядов хватит на годы войны с нынешней интенсивностью, однако при активизации боевых действий 220-мм системы в короткие сроки останутся без боеприпасов.

Ситуация с другими, еще более мощными 300-мм системами «Смерч» не более утешительна для Киева.

На момент начала так называемой АТО число установок в строю достигало 36 штук. Данные об их потерях противоречивы, но, вероятно, не составили более одной–двух установок. Запас ракет, доступный Украине, целиком и полностью произведен во времена СССР, а собственное производство подобного оружия и даже возможности по продлению срока эксплуатации к моменту начала боевых действий отсутствовали.

Все это делает расчет на этот вид столь мощного оружия также крайне ненадежным.

Однако мечта выжечь на расстоянии непокорный Донбасс никуда не делась, как и мечта о чудо-оружии, которое поможет наиболее оголтелым патриотам уничтожить противника без риска для себя.

Естественно, тема чудо-оружия не могла пройти мимо украинских политических элит.

Порошенко взялся воссоздавать авиацию, объявив 2016 год годом украинских ВВС. В течение года были отремонтированы целых шесть МиГ-29, четыре Су-27 и три Су-25. Естественно, Петр Алексеевич поспешил объявить эти (довольно скромные) успехи возрождением украинской авиации.

Однако Порошенко остается самым популярным украинским политиком, имея рейтинг даже выше 10%, и для него возрождение украинских ВВС – мелочь, которая теряется на фоне его других огромных достижений.

Другое дело – политики рангом поменьше. Как, например, Александр Турчинов, чей рейтинг составляет десятые, если не сотые доли процента, да и вся его политическая сила – «Народный фронт» – сейчас балансирует на грани статистической погрешности.

Учитывая реноме полководца и отца АТО (именно этот человек начинал войну), а также должность главы СНБО (Совета национальной безопасности и обороны), вполне естественно, что Турчинов оседлал тему чудо-оружия. А поскольку авиация оказалась занята президентом, Турчинову досталась ниша ракетного вооружения. 

Поэтому Турчинов периодически выходит в эфир, где запускает некую сверхсекретную новую ракету, которая – по его словам – оставляет далеко позади российские аналоги. Однако если присмотреться к тому, что запускает украинский полководец, выясняются интересные подробности.

Во-первых, бросается в глаза закрашенная на всех детальных фотографиях советская маркировка запускаемых изделий. Во-вторых, запуски сверхсовременной ракеты почему-то проводятся с советской пусковой установки МАЗ-543М, которая является не чем иным, как пусковой установкой «Смерч».

Да и сами ракеты, которые запускает Турчинов, почему-то до боли напоминают семейство 330-мм реактивных снарядов к той же реактивной системе залпового огня.

По сути, мы имеем дело с попытками под руководством украинского КБ «Луч» продлить сроки эксплуатации и несколько модернизировать советские запасы ракет для установки «Смерч». И дабы придать проекту новизну и флер чудо-оружия, ему присвоили собственное название – «Ольха».

Естественно, ни о каком новом производстве речи не идет, хотя, конечно же, постоянно делаются заявления о том, что ракеты, дескать, полностью украинского производства и – конечно же – во всем превосходят ракеты российские.

Вероятно, был реанимирован один из десятков давно заглохших проектов по модернизации ракет данного типа, которых хватало на Украине еще в 90-х.

Причем, учитывая возможности украинской оборонной промышленности, даже переснаряжение старых ракет вряд ли удастся наладить в достаточных объемах. По крайней мере сроки организации серийного производства «новых» ракет постоянно откладываются.

Так, несмотря на заявления о скорой постановке на вооружение чудо-оружия, несмотря на рассказы Турчинова о том, что они, дескать, уже поступают в войска, 30 ноября 2016 года украинский кабмин издал постановление, согласно которому крайний срок закупки оборудования для работ по реализации проекта «Ольха» перенесен на конец 2018 года.

Именно с этого момента, если у КБ «Луч» все-таки получится довести до ума старые советские ракеты, начнется некое серийное производство. Причем в каких объемах удастся его наладить и удастся ли вообще, остается загадкой.

Учитывая, что в деле модернизации авиации и бронетехники результаты далеки от масштабности, вряд ли дело с ракетами пойдет более успешными темпами.

Таким образом, все показательные шоу с пусками неких загадочных ракет и пафосные свежие заявления Турчинова о взятии Москвы – не что иное, как элемент шоу-политики, рассчитанный на симпатии оголтелой части украинского общества, не расстающегося с мечтами о величии ВСУ и победоносной и легкой расправе с супостатами.

Помогут ли Турчинову чудо-ракеты удержаться на верхних ступенях властной вертикали, покажет время. Но точно можно утверждать, что подобные попытки создания современной армии, грозящей взять Москву или даже Донецк, обречены на провал.

..............