Мирный договор глазами японцев

@ личный архив

15 февраля 2017, 17:50 Мнение

Мирный договор глазами японцев

Есть большие сомнения в том, что совместная деятельность России и Японии на Курилах и даже мирный договор могут состояться в обозримом будущем. Исходя прежде всего из реалий японской политики.

Александр Вишняков Александр Вишняков

эксперт Всемирного Русского Народного Собора

14 февраля министр иностранных дел Японии Фумио Кисида косвенно подтвердил, что в случае передачи Японии Южных Курил на них будут распространяться обязательства со стороны США в рамках Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности. То есть США должны будут защищать эти острова так же, как и всю территорию Японии.

Японцы куда больше мирного договора будут рады контракту на поставку качественного сливочного масла

Известно, что Токио претендует на южнокурильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, поставив передачу их Японии условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан.

По итогам визита Владимира Путина в Токио в декабре прошлого года правительства России и Японии активизировали сотрудничество и переговоры по мирному договору. В качестве компромиссного варианта российская сторона обозначила возможность совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.

Однако есть большие сомнения в том, что совместная деятельность на Курилах и даже мирный договор могут состояться в обозримом будущем. Исходя прежде всего из реалий японской политики, о которых упомянул глава МИД Японии.

То, что японская внешняя политика всецело находится под контролем США, – достаточно известный факт. Любые действия «гражданских» кругов также не свободны от отеческой опеки Вашингтона.

Ярким примером того, как все устроено в Японии, является история с TPP – договором о транстихоокеанском партнерстве.

Целью торгового соглашения между 12-ю странами Азиатско-Тихоокеанского региона было заявлено снижение тарифных барьеров, а также регулирование внутренних правил в странах-участницах в таких областях, как трудовое право, экология, интеллектуальная собственность и ряде других.

Соглашение было подписано 4 февраля 2016 года в Новой Зеландии, а 23 января 2017 новый президент США Дональд Трамп из TPP вышел. В результате все остальные участники остались в несколько странном положении.

#{smallinfographicright=469243}Особенно Япония, власти которой ради TPP в буквальном смысле сломали через колено весь мелкий и средний сельскохозяйственный и пищевой бизнес. И вот уже три недели вынуждены отвечать на почтительные, но навязчивые вопросы сограждан – что им теперь делать с результатами долгожданного торгово-политического альянса?

В одном из сетевых обсуждений TPP и Японии прозвучало крайне циничное, но емкое сравнение. TPP – это как если бы некий натурал уговорил еще 11 натуралов устроить гей-вечеринку. А когда все собрались – просто встал и ушел.

В очередной раз была поднята тема японского вассалитета по отношению к США. Барак Обама прямо заявил в апреле 2012-го, что в TPP Япония должна быть. Японские власти желание американского президента исполнили меньше чем через год. Что, по мнению многих японцев, означает окончательную «потерю лица» для премьера Синдзо Абэ.

Дело тут даже не в отсутствии де-факто суверенитета, а в том, что следование национальной элиты в фарватере американской политики и торговли приводит к системным неприятностям.

В настоящее время экономисты обсуждают обвальное падение потребления – японцы перестали тратить деньги на излишества.

В банках попытались ввести отрицательные ставки для того, чтобы накапливать деньги на счетах стало невыгодно. Это привело к тому, что депозиты в виде наличных и золота осели в домашних сейфах японских граждан. Все аналитики констатируют, что на руках у населения мертвым грузом лежит рекордное количество наличных. Хотя цифры значительно разнятся.

Японские СМИ регулярно пишут о том, как концерн Toshiba вынужден продавать свой самый ценный актив – производство полупроводников. Концерн был принудительно подписан в качестве партнера по производству оборудования для атомных электростанций к Westinghouse Electric.

Как это принято говорить, «ожидания оказались завышенными». В середине января Toshiba заявила об убытках в размере $4,4 млрд, акции обвалились на 26%, а общая капитализация компании сократилась наполовину.

В результате концерн сейчас спасают на государственном уровне, при помощи Банка развития Японии и других структур.

Тут надо помнить, что Toshiba основана в 1875 году, является одним из крупнейших японских производителей электроники, энергетического и медицинского оборудования. И текущую ситуацию вокруг концерна можно сравнить с гипотетическим одновременным обращением за господдержкой «Ростеха», «Росатома» и РАО «ЕЭС».

Решать эти проблемы японцы пытаются в том же русле – а именно путем уговоров «большого брата» в Вашингтоне. Который, надо признать, пока милостив.

Состоявшийся визит Синдзо Абэ к Дональду Трампу оказался крайне результативным. Трамп фактически снял все предвыборные претензии к Японии, партнерские отношения останутся в прежнем русле, за исключением TPP.

Военная защита остается, причем увеличения расходов японского бюджета на содержание американских баз не потребуется, острова Сенкаку (или Дяоюйдао, по мнению Китая) в США будут считать японскими.

Чтобы поддержать больше остальных пострадавшего вассала, вопрос о попадающих в США с мексиканских заводов автомобилях «Тойота», несмотря на решительные предвыборные заявления Трампа, вообще не звучал.

Единственное, что вызывает у Токио беспокойство, – внезапная отставка Майкла Флинна. Уже бывший советник по вопросам нацбезопасности придерживался позиции невмешательства в японо-российские дела, что радовало японские власти. Теперь ясность относительно того, насколько можно быть суверенным в отношениях с Москвой, у Токио отсутствует.

Как легко догадаться, премьер Абэ в Японии считается слабым политиком.

Готовность Синдзо Абэ к самостоятельному обсуждению и тем более заключению мирного договора без команды из США воспринимается с равнодушием. А обсуждение совместной деятельности на Курилах – как абстрактный проект, выгоды от которого если и будут, то очень нескоро.

Население больше заинтересовано в стабилизации экономики и собственной внешней политики, которая не зависела бы от американского влияния.

На форумах, впрочем, тему мирного договора все же обсуждают, но достаточно вяло и в контексте других вопросов. Обмен мнениями относительно мирного договора с Россией или специфики взаимоотношений Токио и Вашингтона обычно сводится к такому полилогу:

k2abma: Как думаете, возможно ли наконец-то заключение японо-российского мирного договора?

tonmanotomato: Возможно-невозможно... необходимо! И противятся этому только граждане с промытыми амеропропагандой мозгами.

tonmanotomato: Хе-хе, вот заключат договор, с Курилами разберутся, Америка введет санкции? А Япония введет ответные санкции и будет вконец размазана?

captain_santa_88: Очень даже возможно. Спустя почти 70 лет после войны мы не можем пригласить к себе кого-либо без согласования с Америкой. Короче, пока Япония не станет самостоятельной, любые движения с мирным договором и Курилами наткнутся на американский пинок.

hanshin174: По сути, мы до сих пор воюем с Россией. Главное – договор и взаимные обязательства мира. Требовать возвращения островов сразу после договора тоже довольно глупо. Почему мы не заключили его с СССР? Америка влезла. И закрыла глаза на то, как мы у корейцев Такесиму (острова Лианкур – группа небольших островов спорной принадлежности в западной части Японского моря – прим.) сперли. Ну, а Россия у нас Хоппоредо отжала.

Японо-русский мирный договор – это прекращение дрязг Китая, Южной Кореи, Китачесен (КНДР – прим.). Договор – это стабильность Восточной Азии.

irohani_hoheto_1612: Поэтому Америка и безумствует, чтобы не допустить. Вот у нас договор об американской защите – и что? Китай наглеет, КНДР ракетами бросается, будто так и надо. Какой-то дикий и глупый у нас договор. Японо-русский мирный договор – это не разрыв японо-американского, это баланс сил в регионе. Хоть Россия и дружит сейчас с Китаем, но Китай может быть угрозой в будущем. Сближение Японии и России поможет последней детальнее разобраться и противостоять китайской системе.

haromoni3ta: Россия Крым оттяпала, разве ей можно верить?

irohani_hoheto_1612: Балбес ты, haromoni3ta сан. А Америке, просто так бомбившей Ирак, ты веришь? На все договоры наплевавшей Америке. Разбомбившей Японию атомными бомбами. Сколько тысяч японцев погибли и пострадали? Конечно, японское производство началось с американского толчка. Грязь американская финансовая у нас отмывалась – не знаешь об этом?

Возможно, русские и злодеи. Но американцы злодеи больше.

Злодеи с добреньким лицом. А русские – злодеи со страшным лицом, никого не обманывают, они не англосаксы. Приспособившись, с русскими можно вести дела.

Amanojyakkoo: Почитал я вас внимательно и подумал, все-таки договор надо заключать без привязки к «северным территориям». Проблемы надо решать пошагово, не теряя времени даром (комментарий признан лучшим в треде – прим.).

В целом сам предмет диалога по поводу мирного договора стремительно теряет историческую актуальность – даже при японском долголетии все меньше остается тех, кто помнит СССР, войну или был рожден на Курилах.

Сложно сказать, какой должна быть схема совместной экономической деятельности на Курилах, чтобы заинтересовать не политический истеблишмент Японии, а ее деловые круги.

На Хоккайдо есть два населенных пункта, выживающих исключительно за счет связей с Россией: Вакканай, специализирующийся на прибрежной торговле с Сахалином, неформальный «хаб» рыботорговли региона, и Отару – порт, откуда на Дальний Восток России отправлялась основная масса автомобилей с правым рулем, до тех пор пока обвал курса рубля не сделал поставки нерентабельными.

«Перепрыгивать» через собственный Хоккайдо во имя бизнеса на Курилах вряд ли кому-то покажется рентабельным. Что до самого мирного договора – то факт его заключения не играет никакой практической роли в текущей международной и японской экономике.

Единственной категорией, активно отреагировавшей на новости о мирном договоре, оказались престарелые рыбаки острова Хоккайдо.

Они потребовали компенсацию от правительства за неиспользованную возможность рыбной ловли у Курильских островов, предоставив действующую лицензию на промысел, полученную еще до 1945 года и возвращения Курильской гряды под контроль России.

Поскольку принятые во время владычества Японии в регионе законы никто в Токио не отменял – в том числе и главный документ от 1901 года, регламентирующий хозяйственную деятельность в прибрежных водах и получение разрешений на эту деятельность, то имеющиеся на руках стариков лицензии юридически безупречны. Сумма иска составляет 225 млн долларов.

Пока что это вся обозримая польза от гипотетической экономической деятельности в регионе.

Японцы куда больше мирного договора будут рады контракту на поставку качественного сливочного масла.

То, что Япония не может освоить даже собственный суверенный Хоккайдо, – не секрет. Территория Хоккайдо приблизительно равна по площади территории Австрии и занимает около 22,1% всей площади Японии, но население острова составляет всего 4% от общего населения страны.

Глубину государственных забот по развитию своего «Дальнего Востока» можно сравнить с российским аналогом – остров с 1950 года находится под особым присмотром Агентства развития Хоккайдо, руководитель которого имеет ранг министра.

В первой половине 2000-х правительство Японии попыталось инициировать программу заселения стареющего и вымирающего Хоккайдо привлеченной молодежью. Условия по японским меркам были весьма благоприятные: безвозмездно и без налогов выделялся большой участок земли, оказывалась поддержка при переезде и первоначальном обустройстве. Из 127-миллионной Японии программой воспользовались менее 100 человек.

Хоккайдо по японской классификации прямо характеризуется как «в состоянии определенной экономической отсталости». 90% предприятий – это фермерские или мелкие семейные производства, ориентированные на внутренний региональный рынок, что по японским меркам оценки респектабельности бизнеса просто кошмар.

Из-за того что работать на фермах остается все меньше желающих, в Японии хронический дефицит сливочного масла. Такой малоизвестный факт из практики развития собственных «северных территорий» на фоне заявлений о грядущей совместной деятельности на отдаленных Курилах.

..............