Вернуть народу голос

@ из личного архива

2 февраля 2017, 16:10 Мнение

Вернуть народу голос

Либеральная система повесила на них ярлык – «популистские партии». Определение «популистский» нуждается в деконструкции. Что есть популизм? В чем его суть и чему он противостоит?

Дарья Платонова Дарья Платонова

журналист

С победой Трампа на президентских выборах миропорядок необратимо изменился. Это можно принять или противиться. Но это свершилось. Однако процесс отступления мира от неолиберальной гегемонии начался не сегодня. 

Цель популистских партий – вернуть народу голос

Так, в Европе в последние годы на первый план политической сцены вышли партии нового типа («Национальный фронт» во Франции, «Лига Севера» в Италии, «Альтернатива для Германии» в ФРГ, Партия свободы в Австрии) защищающие правые политические ценности (консерватизм, традиционализм) в сочетании с левыми экономическими позициями (идея социальной справедливости).

Либеральная система повесила на них ярлык – «популистские партии». Определение «популистский» нуждается в деконструкции. Что есть популизм? В чем его суть и чему он противостоит?

В первую очередь для точного понимания феномена популизма необходимо отстраниться от навязываемого нам западной прессой негативного шаблона интерпретации.

Аргентинский политолог Эрнесто Лакло определял популизм как форму конструкции политического, заключающегося в установлении границы между теми, кто находится в государстве «снизу» (народ, массы), и теми, кто находится во власти, «сверху», и восстании нижнего элемента против высшего («элиты»).

Популизм не есть политическая идеология, он не имеет определенного программного содержания, это не политическая система, но скорее подход к политике. Он возникает тогда, когда возникает новый субъект или актор действия – народ (лат. populus), который расценивает существующий социальный порядок как несправедливый.

В последние годы взлет популярности популистских партий есть реакция-ответ на кризис либерал-демократической глобалистской политики. Его особенностью становится то, что он действует в пространстве «постполитики» – в пространстве, где удалено разделение на «правых» и «левых».

Причина исчезновения классического партийного деления связана с консенсусом, выработанным самими либеральными партиями центра (и правого толка, и левого), которые учредили, что в мире нет альтернатив неолиберальной глобализации. Политический философ Шанталь Муфф называет это состояние политики «консесус в центре».

Под предлогом «модернизации» либеральный центр стал проводником диктата мирового финансового капитализма. В такой картине мира парламенты и демократические институты, позволяющие гражданам влиять на политику, оказываются лишними. Так демократия, провозглашающая власть народа, превратилась в либеральный тоталитаризм.

Современная западная демократия являет собою образец неолиберальной гегемонии. От демократии остается только туманное понятие «прав человека», под знаменем которого, как правило, понимаются права особого типа человека, будь то трансгендер или мигрант. 

Пространство агоры, обсуждения политического проекта, который желает видеть народ, снесено, и на его платформе выстроено высотное здание нового либерального тоталитаризма. Народ же с агоры изгнан. 

Популизм восстает против такого изгнания народа за пределы принятия решений. Он отвергает постполитику и постдемократию. Цель популистских партий – вернуть народу голос, воссоздать агору, пространство политического. Популистское движение основано на желании воссоздать демократию (в подлинном смысле слова), вернуть власть народам.

В силу того, что левая идеология не принимает политической категории «народ», демократический дискурс сегодня проводят партии, в прежнюю эпоху называемые правыми (правые именно в изначальном смысле слова, либеральные СМИ ошибочно заносят их в категорию ультраправых), однако в последние годы появилась одна крайне интересная черта: в их программе появляются элементы социализма. Это формирует особый блок, можно было бы даже его назвать – партии «консенсуса с народом».

В них правые политические ценности тесно переплетены с левыми экономическими, и этот блок «популистских» партий сегодня – серьезный вызов неолиберальным силам. В условиях победы Трампа на выборах в США хватка невидимаой руки мировых финансовых элит над ЕС ослаблена, и это делает победу популистов реальной.

Нам остается только внимательно следить за выборами и референдумами в странах ЕС (президентские выборы во Франции, парламентские в Германии, возможные досрочные парламентские выборы в Италии и так далее). Результаты, уверена, нас обрадуют. Ведь миропорядок необратимо изменился!

..............