Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
17 февраля 2016, 09:30 • Авторские колонки

Василий Колташов: Токсичное влияние Японии

Василий Колташов: Токсичное влияние Японии

Случилось чудо. Вслед за снижением цен на нефть и ослаблением доллара резко поднялась японская иена, что заставило экспертов говорить о Японии как о стране с положительным влиянием на будущее рынков. Но так ли это на деле?

Наблюдатели особенно подчеркивают широкие перспективы Японии на рынке сырьевых товаров. Так каково реальное состояние японской экономики?

Для России нет ничего хорошего ни в росте иены, ни в ее падении

Укрепление иены необходимо рассматривать через призму многих событий, включая ослабление юаня на 8%. Оно сродни укреплению евро, так как произошло одновременно. И оно порождено оттоком капиталов с других азиатских рынков.

Однако это механика. Повышение же курса иены дало ощущение того, что и размер японского импорта должен будет вновь увеличиться. Это кажется логичным, раз деньги Страны восходящего солнца подросли к американскому доллару. Кажется также, что иена способна удержаться на новой позиции, раз статистика США стала ухудшаться, а из доллара капитал начал уходить в другие валюты.

Япония – важный покупатель нефти. В 2014 году она потребляла в сутки 4,3 млн баррелей. Большая часть сырья импортировалась. Япония также получает более всего на планете сжиженного природного газа. Ее рынок, при всем этом, в кризисы не был устойчивым. В 1997 году, когда на рынках Азии бушевала паника, импорт черного золота в Японию упал с 1,7 до 1,3 млн баррелей в сутки. А это весьма неслабо повлияло на цены. И сейчас сложилось аналогичное положение.

ВВП Японии снижается уже не первый год. МВФ подсчитал, что в 2012 году он составлял 5,95 трлн долларов. В 2013 году показатель просел до 4,92 трлн. 2014 год тоже оказался неудачным: ВВП составил уже 4,61 трлн.

Временное укрепление йены – вовсе не благо для Японии (фото: Yuriko Nakao/Reuters)

Временное укрепление иены – вовсе не благо для Японии (фото: Yuriko Nakao/Reuters)

В 2015 году ситуация снова ухудшилась. ВВП Японии оказался равен 4,21 трлн долларов. Стоит ли ожидать обратного процесса, роста экономики страны? Вероятно, в условиях развития второй волны кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе временное укрепление иены – вовсе не благо для Японии, чей ЦБ ввел отрицательную ставку.

2012 и 2013 годы были для иены печальными. Девальвация составила 30%. В 2014 году положение для валюты Страны восходящего солнца вновь ухудшилось – она упала на 20%. После курс относительно стабилизировался, пока, уже в 2016 году, иена вдруг не укрепилась, чтобы затем снова закачаться под влиянием обратного небольшого усиления доллара.

При этом экономика Японии как была, так и осталась в положении больного, теряющего вовсе не лишний вес.

В 2015 году японцы немного сократили импорт нефти. По данным министерства финансов, он составил 3,37 млн баррелей в день. Официальная версия случившегося: улучшение в сфере транспорта, где «зеленые» технологии вытесняют традиционные двигатели внутреннего сгорания.

Но пониженный долларовый доход японцев тоже можно записать на счет использования более полезного для здоровья и экономного транспорта, чем личный автомобиль. Чаще передвигаться пешком – это тоже полезный «транспорт».

Зато девальвация дала Японии возможность улучшить торговый баланс. Его дефицит упал с 2014 года на 7%, составив 23,9 млрд долларов. С 2014 года он сократился на 78%.

Если подвести итог, то Япония уже поучаствовала в снижении мировых цен на углеводороды. Все последние годы она оставалась проблемным рынком, страной с ослабевающей национальной валютой. Последнее дало возможность увеличить экспорт. В 2015 году он вырос на 3,5%, составив 638,5 млрд долларов. Напротив, импорт упал на 8,7%, достигнув 662,4 млрд долларов. В рамках таких изменений естественно, что Япония стала меньше потреблять нефти и сжиженного газа.

2015 год страна завершила сокращением производства. Центральный банк уже в феврале ввел отрицательную ставку (-0,1%), чем весьма нашумел в мировой прессе. Повышение курса иены, когда в феврале цены на нефть вдруг снова понизились, вызвало у руководства страны беспокойство: относительно дорогая национальная валюта лишь усугубляет экономическое нездоровье Японии. Когда иена вновь немного упала к доллару, у чиновников, должно быть, отлегло от сердца.

Однако для России нет ничего хорошего ни в росте иены, ни в ее падении, хотя последнее является более логичным. Япония может быть временным прибежищем для бегущих с азиатских рынков капиталов, но имеет значение не это, а то, что японские корпорации теряют перспективу роста в регионе и своей стране. Это гарантирует дальнейшее падение спроса в Японии, которая во всех больших кризисах проваливалась более многих иных экономик. В плане же нефти Япония будет плохо влиять на цены и далее. Потребление углеводородов здесь будет сокращаться.

Потому, если какая-то страна и может сыграть на поддержку стоимости нефти, то это явно не Япония. Она будет играть на стороне понижения, хотя это вряд ли будет приятно для японских потребителей.

На сам же рынок Страны восходящего солнца будут давить слабеющие экономики региона, включая и китайскую. Уже сейчас власти Японии собираются повторить американскую политику времен первой волны кризиса, вести курс количественного смягчения. Это повалит иену еще больше, но зато может помешать развитию кризиса в реальном секторе экономики.

Стоит подчеркнуть для влюбленных в Швейцарию, что отрицательная ставка центрального банка в этой стране будет давить на местную валюту. И всюду в мире, где будут копировать Японию, деньги должны будут обесцениваться. Экономика при этом останется больной и лишь будет получать весьма токсичную подпитку.

Естественно, экономика все равно будет сжиматься, импорт – точно. Потому в случае Японии стоит ожидать как дальнейшего ослабления иены при балансировке экономики на грани коллапса, так и негативного влияния на рынок углеводородов.

..............