Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

2 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
7 июля 2017, 10:52 • Политика

«Политические амбиции удовлетворены выше крыши»

Виктор Озеров: Политические амбиции удовлетворены выше крыши

«Политические амбиции удовлетворены выше крыши»
@ Илья Питалев/РИА Новости

Tекст: Андрей Резчиков

«В душе я, конечно, молодой, но паспорт говорит, что в январе будет 60. Я что – приватизировал это место? Наверное, нужна ротация. Пускай придет новый человек», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД член Совета Федерации Виктор Озеров. В четверг сенатор официально объявил о решении уйти с поста, на котором находился 16 лет.

В четверг руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров объявил о решении уйти с этого поста по собственному желанию.

Комитет по обороне и безопасности он занял в 2001 году. Заявление сенатора будет рассмотрено в начале следующей недели. Причиной такого решения он назвал необходимость ротации должностей в Совфеде. Кроме того, Озеров заметил, что и для себя хотел бы «сменить обстановку и ритм жизни». В то же время он остается сенатором от Хабаровского края, которым является с 1996 года.

Как говорят у нас в футболе, уйти вовремя – это когда ты еще играешь в основном составе

О мотивах своего решения, о возможном преемнике на посту главы комитета и роли Совета Федерации в политической жизни России Виктор Озеров рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Виктор Алексеевич, как вы оцениваете проделанную вами работу на посту? Что могли бы выделить?

Виктор Озеров: В Совете Федерации я 21 год, из них 16 – на должности председателя комитета. Все ныне существующее законодательство в области обороны и безопасности нашего государства прошло через мое сознание, восприятие, участие в разработке и принятии этих законов.

Последние исторические решения касались дачи согласия на использование президентом вооруженных сил на Украине, что способствовало безболезненному проведению референдума и возвращению Крыма и Севастополя.

Важным было согласие на использование вооруженных сил в Сирии и вообще все решения по миротворцам.

Для вооруженных сил был важен закон о статусе военнослужащих. Отмечу и закон о противодействии терроризму. Тут сразу все не перечислишь. В целом все законодательное поле России в области обороны и безопасности государства так или иначе прошло через наш комитет, а значит, через меня.

ВЗГЛЯД: Как долго вы обдумывали свое решение, прежде чем объявить о нем? Или вы решили уйти в один момент?

В. О.: Я не тот человек, который поддается сиюминутным решениям. Это глубоко обдуманное решение. Я понимал, что рано или поздно надо будет уходить. Как говорят у нас в футболе, уйти вовремя – это когда ты еще играешь в основном составе, а не когда игрока ставят туда за старые заслуги, хотя он уже не играет на прежнем уровне. Этот же принцип во мне сидел.

ВЗГЛЯД: Когда вы пришли в политику?

В. О.: В 36 лет стал первым председателем законодательной думы Хабаровского края. Комитет возглавляю с 2001 года, 16 с лишним лет.

Никто так долго не возглавлял ни в Госдуме, ни в Совете Федерации. Напряжение большое. Я за все это время летал в Хабаровск 350 раз туда и обратно, то есть в сумме получается 700 полетов. Умножьте их на 7 тыс. километров. Получается почти пять миллионов километров.

А это только полеты в Хабаровск. А еще я бывал десятки раз в Калининграде, Якутии, Красноярске тридцать раз, Новосибирске раз 20 и т.д. и т.п.

В душе я, конечно, молодой, но паспорт говорит, что в январе будет 60. Я что – приватизировал это место? Наверное, нужна ротация. Пускай придет новый человек. Или изберут из моих коллег. Это достойные люди, прошедшие военную и государственную службу.

ВЗГЛЯД: А кто на вас особенно сильно повлиял за эти годы?

В. О.: Достойных людей очень много в Совете Федерации, я их всех уважаю. Я им благодарен. Особенно благодарен Егору Семеновичу Строеву (возглавлял Совет Федерации с 1996 по 2001 год), Сергею Михайловичу Миронову (возглавлял с 2001 по 2011 год). С годами становишься старше и меньше поддаешься влиянию, но Валентина Ивановна Матвиенко в политическом и человеческом плане оказала на меня большое влияние. Многому научился у таких людей, как Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Юрий Лужков.

Я пережил несколько порядков формирования Совета Федерации. На юбилейном 400-м заседании СФ (в ноябре прошлого года) Валентина Ивановна объявила, что в зале есть один человек, который был членом Совета Федерации все 400 заседаний, то есть достаточно много.

ВЗГЛЯД: У вас было желание стать губернатором?

Когда избирался второй раз, то у меня спросили: «А чего ради ты, военный, идешь?» Ответил: «Хочу доказать, что у военных не одна извилина, а минимум две

В. О.: Чтобы быть губернатором, надо заниматься борьбой, боксом или, в крайнем случае, играть в большой теннис. А я всю жизнь играю в футбол и хоккей. Я в коллективном виде спорта. Поэтому мне больше нравится в парламенте. Здесь коллектив решает.

ВЗГЛЯД: А как же политические амбиции, каково это – оставлять родной комитет?

В. О.: Я вышел из простой семьи. У меня отец шофером был с четырьмя классами образования, у мамы – семь классов. В нашей большой семье я первый, кто получил высшее образование. Закончил школу, училище и академию с золотой медалью. Я был первым председателем законодательной думы Хабаровского края. Политические амбиции удовлетворены выше крыши. Я многое сделал, как мне кажется. По крайней мере, делал все, что в моих силах.

Поэтому мне не стыдно сказать, чтобы кто-то другой продолжил это. Может быть, внесет что-то новое в работу комитета.

ВЗГЛЯД: Но судьба комитета наверняка продолжит волновать вас?

В. О.: Я остаюсь в Совете Федерации, поэтому, как говорят в таких случаях, мой опыт и знания будут востребованы и в интересах Хабаровского края, и Совета Федерации, и, конечно, комитета. Это мое детище.

#{interviewpolit}ВЗГЛЯД: Сейчас говорится о том, что вашим преемником на посту главы комитета может стать главком воздушно-космических сил Виктор Бондарев. Вы общались с ним по поводу передачи дел?

В. О.: По этому вопросу не общался. Тут рано говорить. Он еще не зарегистрирован (в качестве выдвиженца в Совет Федерации). Сначала надо победить, прийти.

Пока это все разговоры, домыслы. Конечно, я хорошо знаю тезку Бондарева. Мы понимаем друг друга. У нас очень дружеские отношения.

Если он станет председателем, то внутренних противоречий у меня не будет, наоборот, обрадуюсь за своего коллегу, военного человека. Про нас же, военных, говорят, что у нас одна извилина... Я когда избирался второй раз, то у меня спросили: «А чего ради ты, военный, идешь?» Ответил: «Хочу доказать, что у военных не одна извилина, а минимум две».

У нас в комитете много достойных людей. У меня там работают три бывших главы субъекта Российской Федерации, бывший председатель парламента и правительства, экс-мэр Тамбова.

ВЗГЛЯД: Вы не против назначения главой комитета человека без серьезного военного опыта?

Как сказал в свое время Константин Черненко, счастлив тот руководитель, который сможет совместить в себе авторитет должности и авторитет личности

В. О.: Опыт, приобретенный в той или иной должности, никуда не уберешь. И знание специфики важно. Но комитет по обороне и безопасности затрагивает очень широкий спектр вопросов, не только тех, что касаются Министерства обороны.

Это сфера интересов Министерства внутренних дел, Национальной гвардии, ФСО, МЧС и всего того, где предусмотрена военная или правоохранительная служба. Они в той или иной степени замыкаются на наш комитет, и мы осуществляем правовое регулирование в этих сферах.

Поэтому многое зависит от аппарата комитета, который я считаю очень подготовленным, он способен решать вопросы законотворческой деятельности. Хотя у нас есть взаимозаменяемость, как в экипаже танка. Когда решается конкретная задача, все работают на конечный результат. Мы штучные специалисты.

Мы главные у Юрия Леонидовича Воробьева в экспертном совете по правовому регулированию оборонно-промышленного комплекса и военно-техническому сотрудничеству. Мы главные в научно-экспертном совете по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей. Поэтому здесь многое зависит от того, насколько ты можешь объединить усилия своих коллег, аппарата Совета Федерации в целом.

Для будущего председателя комитета военное прошлое важно, но оно не определяющее. Понятно, что человек должен пройти в жизни определенную школу управления, представлять работу с людьми.

Чтобы быть губернатором, надо заниматься борьбой, боксом или, в крайнем случае, играть в большой теннис. А я всю жизнь играю в футбол и хоккей

Как сказал в свое время Константин Черненко, когда был первым генеральным секретарем ЦК КПСС, счастлив тот руководитель, который сможет совместить в себе авторитет должности и авторитет личности. Очень важно сплотить комитет и аппарат. Таких людей много, и Бондарев не исключение.

ВЗГЛЯД: А что бы вы ответили тем, кто называет Совфед синекурой для почетных отставников?

В. О.: Я бы посоветовал этим людям для начала самим стать почетными. Почетные люди прошли школу жизни, как это сделали Владимир Иванович Долгих или Николай Иванович Рыжков. Николай Иванович даст фору любым студентам и ученым. Без бумажки выступает, как и Владимир Иванович. Или Эдуард Россель. Столько лет был губернатором, и что – выбросить его? Или того же Кресса... Или Анатолия Ивановича Лисицына, чье 70-летие мы недавно праздновали.

Эти губернаторы спасли Россию в свое время. Они знают более тяжелые времена, когда карточки были. Я же тогда председателем думы Хабаровска был, видел их в другой обстановке. По 3–4 месяца зарплаты не выплачивались. С пенсиями проблемы были. В Совет Федерации приводили людей, которые собирались стать премьерами. Сначала они были у нас, а только потом их вели в Государственную думу и говорили, что их кандидатуры согласованы с Советом Федерации. Это те люди, которые в свое время сказали Борису Николаевичу: «Не надо разгонять Госдуму», а Госдуме сказали: «Не надо объявлять импичмент президенту. И так тяжелая ситуация в стране».

В моем комитете бездельников нет. Мы не замыкаемся рамками Садового кольца. Мы всякий раз куда-то выезжаем, проводим заседания. На прошлой неделе были на заводе «Микрон». 18 июля поедем в Калининград, чтобы изучить военно-пограничную безопасность Калининградской области. Мы бываем в воинских частях. Я не говорю уже о Сирии.

Любой, кто так говорит, пускай придет и попробует выиграть у них в игре «Что? Где? Когда?» И если выиграет, то будет так говорить. Мне кажется, здесь говорит зависть тех, кто не стал популярным или известным и его не направили. Балласта в Совете Федерации нет.

ВЗГЛЯД: За время существования Совета Федерации порядок его формирования неоднократно менялся. Какой из них вы считаете оптимальным?

В. О.: Благодаря своему опыту могу сказать, что у каждого порядка формирования Совета Федерации были свои сильные и слабые стороны. 1996, 2001 год, конечно, тогда мы не работали с законами. В понедельник прилетали, во вторник было заседание комитета, в среду голосовали, а вечером на самолет. Может быть, качество законов страдало, и потом пришлось это лопатить...

Сейчас более плановый период. Перед нулевым чтением, после первого чтения вносятся поправки. Методы работы Совета Федерации меняются. Пришла Валентина Ивановна. Появился правительственный час, час экспертов, субъектов Федерации. Это новые формы, которые приближают Совет Федерации к территориям, а не отдаляют.

Совет Федерации должен балансировать интересы федерального центра и субъектов Федерации, которые он представляет. У нас в регламенте запрещено создание политических фракций, групп и всего остального. Мы, как иногда говорят, партия регионов.

С другой стороны, мы понимаем, что мы поднялись над уровнем региона, есть еще федеральные масштабы – оборона, безопасность, за что я отвечаю. Надо балансировать: с одной стороны, надо решать вопросы экономического развития Хабаровского края, но с другой – обороны и безопасности страны. Где этот баланс? Вот сенаторы этот баланс и находят.

..............