Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
31 мая 2017, 21:40 • Политика

Путин возвращает старообрядцам доверие к власти

Путин возвращает старообрядцам доверие к власти
@ Михаил Метцель/ТАСС

Tекст: Петр Акопов

Президент России посетил Рогожскую слободу – главную обитель старообрядцев. Этот шаг Владимира Путина имеет огромное значение. Спустя три с половиной века после раскола Русской церкви и век спустя после раскола русского общества глава государства демонстрирует заботу о русском единстве.

Раскол Русской церкви в 1660-х годах относится к числу самых страшных трагедий русской истории – по масштабу потрясений и последствиям с ним можно сравнить только 1917 год. И более чем символично, что именно в столетие русской революции Владимир Путин обращается и к «революции» 17-го века.

Если мы хотим уврачевать раны 1917 года, то надо помнить о том, что корень той смуты лежит в расколе 17-го века

Руководители России никогда не были у старообрядцев. Со времен раскола Русской церкви при царе Алексее Михайловиче оставшихся верным старым обрядам или преследовали, или пытались записать в официальную церковь, или же игнорировали. При том, что старообрядцами еще сто лет назад была очень внушительная часть русского народа, легальное существование их организаций стало возможно только после реформ 1905 года. В 1906 году состоялась и единственная встреча старообрядцев с главой России – их делегация была принята Николаем Вторым в Царском Селе.

Но до нынешнего года ни один глава русского государства не был у ревнителей древнего благочестия. Посетить Рогожскую слободу Путина пригласил митрополит Московский и вся Руси Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Корнилий во время их встречи в Кремле в марте. Та встреча тоже была уникальной – впервые главу крупнейшей старообрядческой церкви принимал глава государства. До этого они, конечно, были знакомы и встречались, в 2013-м Путин даже вручал митрополиту орден Дружбы, но именно с официальной встречи в Кремле начался новый, очень важный этап в отношениях государства и старообрядческой церкви.

Путин приехал в Рогожскую слободу, помолился в Покровском кафедральном соборе, приложился к подаренной ему древней иконе Святой Троицы – «чтобы она вас хранила, чтоб мир и любовь, которые на иконе, были и в наших душах, и в нашем государстве», пожелал ему митрополит. Президент поздравил митрополита с отмечаемым им завтра 70-летием, побывал на выставке «Сила духа и верность традиции», посвященной истории и старообрядчества в целом, и самой Рогожской слободы, крупнейшего центра староверов с екатерининских времен. Уничтоженную в конце 20-х Рогожскую слободу вернули старообрядцам только в середине 90-х, а восстановление храмов началось в 2005-м. Тогда же РПСЦ возглавил митрополит Корнилий.

Сейчас глава церкви поблагодарил президента за помощь в восстановлении обители и в подготовке к празднованию 400-летия протопопа Аввакума – одного из главных героев русской истории и символов русского духа. А на нынешней выставке специально подчеркивалось, что старообрядцы не были врагами или разрушителями государства.

Тема отношений государства и старообрядцев действительно сложная. Страшные репрессии, которые обрушились на них в первые полвека после раскола, не могли не вызвать неприятия государственной власти как таковой (недаром Петра Первого они называли – да и считали – антихристом). Но в начале XX века, при том, что действительно отдельные старообрядческие купцы, вроде Саввы Морозова, финансировали радикальных революционеров, большинство старообрядцев любили и защищали Отечество. Например, немалая часть казачества сохраняла верность старому обряду.

Сегодня в России около миллиона старообрядцев, и это во много раз меньше, чем было сто лет назад. Но это не значит, что староверы исчезнут – наоборот, идет возрождение их церкви. Возрождение старообрядчества не означает и движения в сторону его слияния с РПЦ. Хотя РПЦ многое делает для сближения двух церквей. Старообрядцев перестали считать еретиками еще в 1929-м, когда были отменены все анафемы, провозглашенные на Большом московском соборе 1666–1667 годов, тогда же была признана «равноспасительность» старого обряда.

В 1971 году эти решения были подтверждены на Поместном соборе, осудившем насильственный характер церковной реформы XVII века и указавшем на ее ненужность:

«Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру».

А Русская православная церковь за границей в 2000 году (еще до воссоединения с РПЦ) на своем архиерейском соборе принесла покаяние перед старообрядцами:

«Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской церкви...

Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях... Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения...

В XX веке на Православную российскую церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима... Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану».

Подобное отношение близко и большинству русских православных людей. Но воссоединить старообрядцев и РПЦ очень сложно – этому мешают три с половиной века отдельной жизни. В рамках РПЦ существуют единоверческие приходы, где Старый обряд сочетается с признанием Московского патриархата. Иерархи РПЦ проводят и службы старым чином, а в январе 2013 года впервые за 350 лет Божественная литургия древним чином была совершена даже в Успенском соборе Кремля. Но путь к воссоединению Церквей гораздо сложнее, чем был путь к воссоединению РПЦЗ и РПЦ, которое состоялось десять лет назад и которому в меру своих сил содействовал и Владимир Путин.

Но вот что можно сделать уже сейчас и что делает на наших глазах президент – это поставить представителей РПСЦ на по праву принадлежащее им место среди так называемых традиционных конфессий России. Их четыре – православные, мусульмане, буддисты и иудеи. Старообрядцы являются православными, да и сами себя, естественно, так и называют (а старообрядцами или древлеправославными – это уже для внешнего мира), представляя при этом отдельную церковь.

Митрополит Корнилий все последние годы присутствует на всех важных государственных мероприятиях, которые проводит президент – и это очень правильно. Потому что таким образом демонстрируется то, что мы, русские, хотим преодолеть страшный, трагический раскол, ставший невольным делом рук царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Если мы хотим уврачевать раны 1917 года, то надо помнить о том, что корень той смуты лежит в расколе 17-го века.

..............