Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
16 ноября 2016, 18:50 • Экономика

Производитель «Арматы» хочет зарабатывать не только на танках

Производитель «Арматы» хочет зарабатывать не только на танках
@ Донат Сорокин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Одна из ведущих оборонных корпораций России – «Уралвагонзавод», известный знаменитыми танками Т-72, Т-90 и перспективной «Арматой», – огласила новую стратегию своего развития. Планируется резко увеличить долю гражданской продукции и вывести производство «на новый технологический уровень». Программа выглядит амбициозной, но у нее есть и подводные камни.

Корпорация «Уралвагонзавод» в рамках новой стратегии развития до 2025 года, обнародованной в среду, строит амбициозные планы. Во-первых, она намерена более чем в пять раз нарастить продажи – с 73 млрд рублей в 2015-м до 382 млрд рублей в 2025 году.

УВЗ намерен серьезно нарастить долю гражданской продукции в выручке – с 12% сегодня до 50% к 2025 году

В целях диверсификации производства УВЗ намерен серьезно нарастить долю гражданской продукции в выручке – с 12% сегодня до 50% к 2025 году. При этом компания не собирается забывать о «военке». Продажи продукции военного назначения также должны расти. В плане – нарастить их объем в 2,5 раза за десять лет.

Особое внимание уделяется также инновационным технологиям. УВЗ намерен сохранить лидерство по инновациям как в военном, так и в транспортном машиностроении. Компания намерена вывести на рынок инновационные продукты, новые образцы продукции военного назначения и гражданской продукции. В итоге доля инновационной продукции в выручке должна составлять не менее 75% к 2025 году.

В качестве ключевых групп новых продуктов компания рассматривает беспилотную, дистанционно управляемую технику, удаленную диагностику состояния вооружения и гражданских машин, а также разработку и поставку прорывных материалов и технологий их изготовления.

Корпорация намерена повысить рентабельность по чистой прибыли до 6–8% к 2025 году, чего никогда не удавалось сделать. Помочь в этом должны меры по повышению эффективности операционной деятельности. Корпорация намерена избавиться от избыточных мощностей, реструктурировать бизнес, повысить производительность труда до уровня лучших мировых практик. Наконец, компания намерена повысить качество управления за счет создания управляющей компании (УК) в первой половине 2017 года.

«Реализация следующего этапа развития выведет корпорацию на новый технологический уровень. Мы будем развивать продуктовый и технологический инжиниринг, создавать центры компетенций, наращивая кооперацию между предприятиями. Наша цель – увеличение выработки на одного сотрудника, повышение производительности труда и постановка на производство новой продуктовой линейки гражданской техники», – отметил генеральный директор корпорации Олег Сиенко.

Все это позволит достичь к 2025 году выручки в размере 300 млрд рублей при рентабельности по EBITDA в 19,7% и чистой прибыли в 24,5 млрд рублей, отмечают в пресс-службе компании.

Новая стратегия предусматривает три этапа реализации. В период 2017–2018 гг. компания планирует выстроить систему управления корпорацией, запустить производственные центры компетенций (ЦК) и ЦК по ИТ, НИОКР, а также реализовать антикризисные мероприятия, направленные на повышение операционной эффективности (оптимизация площадей, численности персонала).

С 2019 по 2021 год «Уралвагонзавод» планирует привлечь необходимые инвестиции. С 2022 по 2025 год – усилить позиции на традиционных рынках и выйти на новые продуктовые рынки, активно развивать инновационные направления. 

УВЗ в реализации своей стратегии не исходит из надежд на дополнительные инвестиции со стороны основного акционера – государства. Корпорация рассчитывает на собственные силы – на появление дополнительных денег от роста продаж и на госгарантии для рефинансирования части кредиторов.

Задел имеется

Стратегия корпорации «Уралвагонзавод» практичная, считает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Потому что она состоит не только из общих тезисов и задач, но также разработана дорожная карта, которая включает в себя более 600 конкретных мероприятий на каждом этапе реализации программы. 

«Не надо забывать, что корпорация начинает не с нуля. «Уралвагонзавод» активно участвует в госпрограмме вооружений. Это одна из немногих российских корпораций, которая сделала технику не просто на уровне мировых образцов, а оказалась впереди других. Она сейчас является законодателем мировых тенденций в танкостроении. У корпорации есть перспективы для развития техники нового поколения на платформе «Армата», артиллерийской техники, системы «Коалиция». Задел создан на десятилетия вперед. После того как эта новая техника начнет серийно производиться и массово поступать в российскую армию, они получат разрешение на экспорт таких образцов. Поэтому экспортные возможности будут только расширяться», – говорит газете ВЗГЛЯД Виктор Мураховский.

В рамках участия в ФЦП по развитию промышленного оборонного комплекса корпорация получила бюджетные средства и также вкладывает собственные деньги в технологическую модернизацию не только на головном предприятии в Нижнем Тагиле, но и в других городах – Омске, Челябинске, Екатеринбурге и т.д. «В Нижнем Тагиле на УВЗ, например, с нуля построен цех для серийного производства бронетехники новейшего поколения», – рассказывает Мураховский.

Потенциал для разработки новых технологий по ключевым направлениям у корпорации уже есть. Однако, с точки зрения эксперта, для большей концентрации усилий лучше, чтобы в корпорацию УВЗ вошли и другие предприятия и разработчики. Например, «НИИ Стали», известный во всем мире разработчик новейших средств броневой защиты. «Я считаю, что надо сосредоточить все имеющиеся в России ресурсы по бронетехнике и по артиллерийским системам в корпорации УВЗ», – говорит Мураховский.

Алжирцы готовы прислать заявку на танк «Армата», но Минобороны может сказать, что сначала им надо. А контракты Минобороны имеют более низкую рентабельность, чем экспортные

Важными являются реорганизация управления корпорацией и создание УК. Сейчас управление осуществляется через головное предприятие. В итоге на других предприятиях многие функции – и управленческие, и технологические – дублируются. «Задача – это дублирование устранить, создать инжиниринговые центры и центры компетенции, вывести на них исследования, разработки и внедрение новых технологий. Также сформировать управление и бизнес-структуры по направлениям – по тяжелой бронетехнике, по транспортной гражданской технике, по электротехнике. И всем этим будет управлять небольшая по численности УК, которая определяет стратегию, но не занимается оперативным управлением. Это современный подход, так сейчас работают многопрофильные корпорации во многих странах», – говорит Мураховский.

Подводные камни 

Однако, конечно, есть и подводные камни, которые могут помешать реализации задуманного «Уралвагонзаводом».

Во-первых, риски состоят в общеэкономической ситуации. «Стратегия создана исходя из того, что общеэкономическая ситуация существенно не будет ухудшаться. И опирается на прогнозы, которые составляет правительство. Если раскрутится инфляция, то понятно, что выполнение такой стратегии будет затруднено», – говорит эксперт из «Арсенала Отечества».

Во-вторых, прогнозировать спрос и предложение на столь долгую перспективу сложно. Мечта любого оборонного и высокотехнологичного предприятия, чтобы военная и гражданская продукция составляла пропорцию 50% на 50%. И поставленная цель УВЗ правильная. Однако есть риски падения спроса в будущем на военную технику.

«Рынок вооружений, в отличие от рынка товаров народного потребления, подвержен насыщению. Это же не памперсы или еда, которые нужны всегда. Вот закончится программа госвооружений, в которой прописан заказ на танки, – и все. Это как набрали воздух в лёгкие и выдохнули. Точно так же выглядит и мировой рынок вооружения», – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Вывод новейшей продукции военного назначения на рынок – это прекрасно. Однако сможет ли корпорация выполнить планы по росту экспорта и повысить рентабельность продаж, зависит от многих факторов. «Вывод нового военного продукта на рынок зависит в том числе от Министерства обороны. Например, алжирцы очень интересуются и готовы прислать заявку на танк «Армата», но Минобороны может сказать, что сначала им надо. А контракты Минобороны, это всем известно, имеют более низкую рентабельность, чем экспортные. Для Минобороны продаешь с прибыльностью 5–10%, а алжирцам можешь накинуть десятки процентов. Разрешит Минобороны продать алжирцам танки раньше, чтобы предприятию помочь?» – говорит Пухов.  

Что касается роста продаж гражданской продукции, то здесь у корпорации есть сильные конкуренты, которые не отягощены расходами на военное направление. «Вагоны, например, делает не только «Уралвагонзавод», но еще несколько предприятий. И это большой вызов для корпорации», – рассуждает собеседник. С другой стороны, у корпорации есть возможность предлагать свою гражданскую продукцию тем заказчикам, с кем налажены тесные военные связи. Например, Азербайджан покупает у УВЗ танки, а заодно и вагоны.

Цель улучшить управленческие и производственные процессы тоже здравая. Однако на практике и здесь могут возникнуть сложности. «Например, предприятие решило закупить новые станки, сделать производство дешевле и эффективней и уволить часть рабочих. Но против этого может выступить губернатор региона. Потому что куда пойдут рабочие? На улицу. У нас ведь оборонка зачастую выступает как собес для регионов», – поясняет Пухов. 

Стратегия корпорации УВЗ в целом выглядит правильной и здравой. Однако удастся ли ее реализовать и как – покажет время.

Пухов приводит в пример стратегию развития ОАК, принятую 11 лет назад. «Там были денежные показатели по продажам и по типам самолетов. Они прогнозировали, что впишутся в международное разделение труда, что будут сотрудничать с «Боингом» и «Эйрбасом», что будут продавать гражданские самолеты и нарастят их долю до 50% и завоюют где-то 10% мирового рынка», – рассказывает собеседник. По прошествии времени оказалось, что по деньгам вроде программу выполнили. Однако произошло это совсем по другим причинам, нежели рассчитывали в ОАК.

«Они продавали огромное количество самолетов российскому Минобороны, потому что восемь лет назад было принято решение реализовывать госпрограмму вооружений. В рамках ГПВ продали много МиГ-29, Су-34, чего тогда не планировали. Плюс удалось заключить несколько супервыгодных контрактов на внешнем рынке, в частности, с Китаем и Индией. То есть по деньгам программа была выполнена, но не за счет продаж гражданских самолетов, а в основном военных, и не на мировом рынке, а на внутреннем. Вот классический пример прогнозирования», – резюмирует Пухов.

Впрочем, у УВЗ совсем другая продукция и история, и есть серьезные шансы, что амбициозные программы корпорации будут выполнены. 

..............