Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
5 мая 2017, 11:11 • Авторские колонки

Лев Пирогов: Патриотизм Макаревича

Лев Пирогов: Патриотизм Макаревича
@ из личного архива

Патриотический общественный дискурс в том виде, в котором он успел сформироваться за эти три года, не уступает сварливостью, мстительностью, склонностью к травле и борьбе «за чистоту рядов» дискурсу либеральному. А значит, он тоже направляется в тупик.

«Прежде чем объединяться, нам нужно решительно размежеваться». Это сказал Ленин в 1900 году (как сейчас помню – в интернете посмотрел) по поводу каких-то там пересаживаний со стула на стул в редакции газеты «Искра».

Идеология нетерпимости, как и идеология избранничества, может быть мощной, но при этом она всегда тупиковая

Как и большинство его известных высказываний, слова эти выдернуты из контекста и абсолютизированы в виде непреходящей мудрости.

Ну, все, наверное, знают анекдотичный случай с «важнейшим из искусств», каковым якобы является кино. В оригинале были «кино и цирк», и речь шла о безграмотности народа: именно в условиях безграмотности кино и цирк – важнейшие из искусств.

В смысле «на безрыбье и рак рыба».

Менее известен, но не менее анекдотичен случай с высказыванием «литература должна стать частью партийного дела». Многие десятилетия с его помощью пытались управлять отечественной литературой и заодно литературоведением.

И никто не вспоминал, что слова эти взяты из статьи, посвященной партийной прессе – газетам! Это именно газеты и листовки с прокламациями подразумевались под «партийной литературой». Никак не романы о смысле жизни и не повести о первой любви...

И ничего – советские писатели и литературоведы, ставшие «частью партийного дела», как-то жили, как-то работали. Впрочем, в большинстве своем и жили, и работали так себе. Могло быть гораздо лучше. Если бы не проклятие «ленинского завета»...

Так вот, о том, что нужно размежеваться, прежде чем объединяться... Эту «мудрость» нам никто не навязывал. Мы сами взяли ее на вооружение.

Мы стряхнули морок 1990-х, поняли, что в швейцарцев переквалифицироваться не получилось и жить дальше у нас получится только русской нацией (русская нация состоит из множества национальностей – скучное, но необходимое примечание).

Макаревич – вообще культурный код нации (фото:Валерий Плотников/РИА Новости)

Макаревич – вообще культурный код нации (фото: Валерий Плотников/РИА «Новости»)

Но тогда же (в условном 2014 году) был запущен «контрпроцесс». Прежде чем дальше всем вместе жить, «дава-а-айте определимся» – кого мы не возьмем с собой на пароход патриотизма и современности.

– Ленина не возьмем, он гад, германский шпион, развязал террор, убивал священников! Вышвырнуть гада из мавзолея!

– Кого? Каких еще священников? Попов не возьмем, Гундяя и Чаплю!

– Интеллигенцию не возьмем! Быкова, Ефремова, Макаревича!

– Николашку Кровавого! Чеченцев! Дагестанцев! Журналюг поганых! Евреев!

Аллен Даллес на том свете улыбается небритой губой: все идет по плану. По его плану (которого, впрочем, как и большинства ленинских заветов, не было).

Патриотический общественный дискурс в том виде, в котором он успел сформироваться за эти три года, не уступает сварливостью, мстительностью, склонностью к травле и борьбе «за чистоту рядов» дискурсу либеральному. А значит, он тоже направляется в тупик.

Идеология нетерпимости, как и идеология избранничества, может быть мощной, но при этом она всегда тупиковая.

На пафосе запрета и отрицания людей вместе не соберешь. Людям нравится возмущаться, да. Нравится обнаруживать, что такой-то – мерзавец. Нравится «лайкать» и «комментить» подобные открытия в интернете. Но это все – энергия толпы, сбежавшейся поглазеть на пожар. Сбежались – и разбежались.

А на «пароход» нужно думать не «что не взять», а что взять – хорошее. У Быкова есть несколько интересных романов и хороших стихотворений. Макаревич – вообще культурный код нации (пусть и тридцатилетней давности). Ленин – хм... Конкурс чистых тарелок? Говорят, организатором он был неплохим...

До смешного доходит. До советского партсобрания.

Сидят хорошие люди и боятся признаться, что им в отрочестве нравились песенки Макаревича. Как можно, ведь он же что-то там сказал про Крым и Украину... Мерзавец!

Ну, давайте выкорчуем из себя свою юность. Выкорчуем то, что есть (потому что было), во имя того, что еще неизвестно, будет ли и каким будет. И не охнем ли мы досадливо: «Дураки были...» Очень смешно смотреть, как украинцы дважды наступили на грабли Майдана. Очень. Особенно когда сам занимаешься чем-то подобным.

...Получается, если я патриот – должен ненавидеть это, это и это. Пофамильно. Конкретно. А любить? Любить что должен? Так же пофамильно можно сказать?

И как те, кого мы ненавидим, должны относиться к представляемой нами идее патриотизма? Ну, когда человека хвалят, он помимо воли начинает хорошо относиться к тому, откуда исходит похвала. А когда ругают, так же помимо воли начинает относиться плохо... Или нам все равно, как какой-то там мерзавец к нам относится, тьфу на него, бабы новых нарожают?

Ну, не знаю... По-моему, это нерачительно. Чересчур простодушно. Глупо.

Как и очень многие из нас, я изголодался по патриотизму. Устал жить в обществе, цель которого – копейка, «наворовал и утек». Я люблю нашу историю, нашу культуру, наших людей. Я хочу и стараюсь работать на благо соотечественников – людей, говорящих по-русски.

Но если у нас окончательно возобладает точка зрения на патриота как на существо настороженное, бдящее и постоянно готовое сорваться в лай на каких-нибудь «гниломозглых либерастов», придется признать, что я не патриот.

Мне с такими патриотами не по пути. Придется провозгласить личную эпоху застоя и закрыться на кухне. В конце концов, «отцы так жили, нечего было и пытаться начинать жить иначе».

Или пронесет в этот раз, как думаете?

Контрольный вопрос: как вы считаете, были ли хорошие песни у Макаревича? А если были, то, может, они и есть?

Погадаю на комментариях...

Вы согласны с автором?

1052 голоса
1266 голосов

..............