Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
7 марта 2017, 08:00 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Глобальное давление на Россию ослабло

Дмитрий Дробницкий: Глобальное давление на Россию ослабло

В среде отечественных внешнеполитических экспертов чувствуется разочарование в американской и европейской тематике, потому что не намечается пока грандиозной сделки между Трампом и Путиным. Однако многое уже изменилось.

Есть такой анекдот советских времен. Представитель северной народности перед заготовкой дров на зиму отправился к шаману и спросил его, будет ли зима долгой и суровой.

Сегодня по ту сторону Атлантики разворачивается политическая борьба, накал которой просто не с чем сравнить за последние лет сто

Шаман подумал и решил, что лучше ответить утвердительно. Если холодное время года будет относительно мягким и коротким, то ничего плохого не случится – ну перетрудятся слегка люди, зато если зима затянется, а дров не хватит, вот тогда беды не оберешься.

Через пару дней шаману все же стало неудобно перед соплеменниками, усердно взявшимися за пополнение запасов древесного топлива, и он тайком отправился к синоптику, присланному с большой земли.

«Скажи мне, ученый, – обратился колдун к собеседнику, корпящему с логарифмической линейкой над ворохом графиков, – что говорит твоя наука: какая будет зима в этом году?». «О, это легко! – быстро ответил ученый. – Зима в этом году будет долгой и холодной». Шаман с уважением поцокал языком, но все же решился уточнить: «А откуда ты знаешь?» Синоптик рассмеялся: «Да вон смотри, все чукчи уже два дня как заведенные дрова рубят!»

Анекдот не так прост, как может показаться на первый взгляд.

В нем высмеивается не вера северных народов в шаманов. И не синоптик-недоучка. И даже не научные познания о климате, которые на поверку оказываются ничем не лучше шаманских заклинаний. Это, как сказал бы один мой университетский преподаватель, методологический анекдот. Он в шутливой форме повествует о негодных методах прогноза и принятия решений.

Шаман, вместо того чтобы пообщаться с духами, решил применить логику и сформулировал прогноз, который вовсе не считал верным, зато беспроигрышным. Синоптик же не стал заморачиваться расчетами и сопоставлениями различных метеорологических наблюдений, а положился на житейскую мудрость северного народа, которая, в свою очередь, целиком была выстроена на шаманской логике.

И вот поселок трудится в поте лица, заготавливая дрова, а над вопросом, какой же все-таки будет зима, так никто всерьез и не задумался.

В вымышленной ситуации (или, как теперь модно говорить, вселенной) анекдота все кончилось относительно благополучно. Действительно, много дров – не мало, чего уж там!

Синоптик и шаман могли бы даже посмеяться вместе над сложившимся положением, выпить вместе чаю и начать дружить. И это была бы замечательная дружба двух экспертов в двух разных дисциплинах, хранящих один общий секрет.

В реальном мире у этих двух «специалистов», равно как и у всех жителей поселка, могли бы быть серьезные неприятности. Все дело в том, что вопрос о суровости и продолжительности зимы не сводится к объему заготовки дров.

Собственно говоря, первая и главная методологическая ошибка здесь именно в этом – в фиксации на одной изолированной проблеме и полном игнорировании всех прочих.

Ключевой вопрос тектонических политических изменений на Западе – это вопрос России (фото: Stevo Vasiljevic/Reuters)

Не намечается пока никакой грандиозной сделки между Трампом и Путиным (фото: Stevo Vasiljevic/Reuters)

Уж шаман-то мог бы подумать о том, сколько много всего связано у жителей крайнего севера с зимней погодой и как по-разному в зависимости от нее может строиться стратегия выживания поселка.

А синоптик, раз уж отучился в городе на специалиста по климату, мог хотя бы попытаться изучить им же составленные графики и осознать, с какими реальными климатическими явлениями он имеет дело.

Сегодня мне этот анекдот кажется еще и внешнеполитическим, когда отовсюду звучат возглас о том, что «почему-то у Трампа не получилось» обеспечить новую разрядку в отношениях с нашей страной. Не буду указывать конкретные источники – те, кого заинтересовала эта статья, почти наверняка не раз слышали и читали подобное.

Сегодня по ту сторону Атлантики разворачивается политическая борьба, накал которой просто не с чем сравнить за последние лет сто. Медиа, либеральные активисты и вашингтонская бюрократия оказывают беспрецедентное сопротивление новой администрации Белого Дома.

Американская мейнстримная пресса каждый день не просто критикует, а оскорбляет и поносит президента – так в последний раз отзывались на страницах газет о Линкольне накануне гражданской войны. Да и то, пожалуй, помягче...

Против Трампа был организован мега-масштабный всемирный женский марш, который стал своего рода смотром сил «либеральной улицы» и проверкой организаторских талантов левацких НКО и их спонсоров.

Не остались в долгу и сторонники нового президента. Они тоже вышли на демонстрации, и последовали первые столкновения между теми, кто считает случившееся на избирательных участках 8 ноября трагедией, и теми, кто готов отмечать эту дату как новый день американской независимости.

По обе стороны полицейских кордонов люди высказывают все больше опасений относительно общенационального конфликта. Звучит и словосочетание «гражданская война».

Сотрудники госдепартамента, многие представители разведсообщества и даже персонал Белого Дома участвуют в практически неприкрытом саботаже работы президентской администрации.

Бюрократы, медиа и даже суды либеральных округов постоянно разыгрывают нехитрые комбинации с целью застопорить работу Трампа и его соратников, а также выставить ее в самом неприглядном свете.

Люди Большого Дональда находятся под постоянным «обстрелом» в связи с так называемым «русским делом».

В отставку был вынужден уйти советник по национальной безопасности Майкл Флинн, не сделавший ничего противозаконного или противоправного. Теперь того же требуют от генерального прокурора США Джеффа Сешнса.

Противники Трампа уже даже не скрывают того, что собираются выбивать одного члена внутреннего круга президента за другим, парализуя работу правительства.

Британская оппозиция – в основном в лице Лейбористкой партии и части примкнувших к ним либерал-демократов – изо всех сил пытается заблокировать визит Дональда Трампа на Туманный Альбион. Мол, «этому фашисту» здесь не место. При этом само слово «фашист» и прямые сравнения с Гитлером звучат в Палате Общин каждый раз, когда речь заходит об американском президенте.

Сначала британские парламентарии устроили головомойку министру иностранных дел Борису Джонсону, а затем и премьеру Терезе Мэй. Оба защищали свою позицию достаточно уверенно, но можно только предполагать, какие уличные акции протеста устроят леволиберальные силы в Лондоне в день, когда американский борт номер один прибудет в Соединенное Королевство.

Впрочем, Великобритания, чей избиратель «посмел» проголосовать за выход из состава объединенной Европы, сама стала объектом яростной критики и дискриминационных мер со стороны континентальных политиков.

Евробюрократы, которые объявили Дональда Трампа «экзистенциальной угрозой ЕС», делают все для того, чтобы подданные Ее Величества пожалели о том, что в июне 2016-го решили избавиться от их власти. Так, Еврокомиссия собирается выставить Лондону счет в 60 млрд. евро за выход из Евросоюза.

Политические баталии вовсю разворачиваются и во Франции, где в апреле-мае этого года пройдут президентские выборы. Лидера Национального фронта Марин Ле Пен недавно лишили неприкосновенности как депутата Европарламента, а в загородном доме республиканца Франсуа Фийона прошли обыски.

Вся эта партийно-полицейская активность имеет под собой одну цель – заполучить единого кандидата от истеблишмента, который будет предельно лоялен Брюсселю и глобалистской элите в целом. По всей видимости, в качестве такого кандидата избран бывший социалист, лидер новоиспеченного движения «Вперед!» («En marche!», явная калька с обамовского лозунга 2012 года «Forward!») Эммануэль Макрон.

Издание The Economist на прошедшей неделе опубликовало редакционную статью под названием «Следующая французская революция» с подзаголовком «Голосование, которое может расколоть ЕС». В целом объективно оценивая причины политического кризиса в Пятой Республике, редколлегия в конце статьи делает вывод:

«Победа Макрона будет означать, что либерализм еще что-то значит для европейцев. Победа же Ле Пен сделает Францию беднее, изолированнее и опаснее. Если г-жа Ле Пен выведет страну из ЕС, это спровоцирует финансовый кризис и подорвет союз, который, несмотря на все свои недостатки, был основой мира и процветания Европы на протяжении шести десятилетий. Владимир Путин будет очень доволен. Неслучайно партия Ле Пен получила весомый кредит от российского банка, а организация Макрона подверглась более чем 4 тыс. хакерских атак».

Итак, снова «зловещие русские хакеры» и «русский след». Как и в Америке, все разговоры о России ведутся исключительно в маккартистском ключе: если ты антиглобалист, если ты не либерал – значит, ты агент Кремля.

Многие наши эксперты так долго читали, слышали, а затем и комментировали подобные заявления, что, видимо, решили: ключевой вопрос тектонических политических изменений на Западе – это вопрос России. В точности так же, как незадачливые шаман и синоптик в анекдоте пришли к заключению, что главный зимний вопрос – это дрова.

Разумеется, нельзя было не заметить, что почти все лидеры-антиглобалисты с разной степенью уверенности и последовательности высказывались за налаживание конструктивных отношений с нашей страной.

Это вполне естественно для политиков, что видят будущее Запада как мир суверенных и культурно уникальных национальных государств. Евроатлантическое сдерживание Москвы представляется им частью глобального диктата, тогда как добрососедские отношения с Россией – нормальным положением вещей.

Дрова на зиму заготавливать тоже нужно. Просто это не единственный компонент подготовки к надвигающимся сезонным переменам. Если бы шаман пришел к синоптику раньше или чукча решил приступить к рубке дров через несколько дней, неужели же ученый с большой земли решил, что зима будет исключительно теплой или что она в этом году не наступит вовсе?

В среде отечественных внешнеполитических экспертов сегодня чувствуется какое-то непонятное лично мне разочарование в американской и европейской тематике.

Связано оно, судя по всему, с тем, что «чукча не рубит дрова». То есть не намечается пока никакой грандиозной сделки между Трампом и Путиным, а это значит, в шаманско-синоптической логике, что ничего не происходит вообще и всё в мире останется по-прежнему.

Если бы наше экспертное сообщество с самого начала (а начинать следовало в 2014-м, если не в 2009-м) методично изучало «графики» или хотя бы время от времени «говорило с духами», мы бы уже успели построить несколько успешных стратегий действия в условиях больших перемен.

Не было бы иллюзии, что потепление в российско-американских отношениях является непременным и единственно важным результатом той непримиримой и отчаянной борьбы, которая разворачивается сейчас на Западе.

Сделать правильные выводы все еще не поздно. Синоптик и шаман сидят друг напротив друга, хлопают глазами и постепенно осознают каждый свою ошибку. Если прямо сейчас их отправить заняться делом, то построить целостную и относительно точную картину того, что произойдет в недалеком будущем, они смогут.

В заключение замечу, что, несмотря на «отсутствие дров», многое во внешнеполитической среде и национальном сознании уже изменилось.

Если не считать беспомощный и нелепый обамовский дипломатический демарш накануне Нового Года, в отношении России вот уже четыре месяца не предпринимается никаких серьезных недружественных действий.

Россия на отвоеванных геополитических плацдармах фактически предоставлена сама себе. Глобальное давление ослабло – все заняты борьбой с Трампом и Ле Пен.

Да и в нашем собственном понимании мира за прошедшие полтора года произошли существенные подвижки.

Дональда Джона Трампа мы можем поблагодарить хотя бы за то, что он провел для нас (как и для всего мира) образцово-показательную диагностику западной демократии. Ну а четвертой власти в лице либеральных медиа пришлось проводить аутопсию...

..............