Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

13 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
22 июня 2017, 16:47 • Общество

День памяти и скорби становится важнее с каждым годом

День памяти и скорби становится важнее с каждым годом
@ Alexey Druzhinin/Reuters

Tекст: Антон Крылов

С каждым годом Великая Отечественная война все дальше от нас – но тем важнее становится День памяти и скорби. Накануне по всей стране зажглись свечи как знак того, что никто не забыт и ничто не забыто. Новые времена подбрасывают новые вызовы, и один из них – не дать оболгать главную трагедию в истории нашей страны.

Каждый год накануне Дня Победы в социальных сетях и некоторых СМИ появляются тексты на тему «не так отмечаете». Их общий смысл, традиционно переполненный пафосом моралиста: в этот день праздновать нечего, за ним – двадцать семь миллионов погибших (кто-то доводит это количество до сорока с лишним миллионов), всем нужно молча скорбеть.

Советская идеология не любила печали

При этом обычно приводят в пример какую-нибудь другую страну, где 9 мая отмечают, по их мнению, «правильно».

Но крайне странно упиваться скорбью в день величайшей Победы, в день, когда перестали появляться новые похоронки, в день, когда произошло полное и безоговорочное поражение германского национал-социализма. 9 мая – это «радость со слезами на глазах», но это, безусловно, радость.

Совершенно другое дело – дата 22 июня, день начала войны. Самой страшной, самой кровопролитной, самой бесчеловечной войны, в ходе которой враг хотел уничтожить не только нашу страну, но и наш народ. Попытки ревизионистов разных видов и сортов представить, что Гитлер напал «превентивно», ничего не меняют. История не терпит сослагательного наклонения. Нота о начале войны была зачитана германскими дипломатами уже после начала бомбардировок советских городов.

Поэтому 22 июня – День скорби и памяти. Очень сложно найти в России семью, которую так или иначе не затронула бы Великая Отечественная. И проходящие по всей стране памятные акции это полностью подтверждают.

Наверное, одной из самых многолюдных стала «Свеча памяти». Впервые эта акция была проведена в 2009 году в Санкт-Петербурге в ознаменование 65-й годовщины полного снятия блокады. В последующие годы зажигать «Свечу памяти» стали либо вечером накануне дня начала войны, либо непосредственно 22 июня. Вчера и сегодня акции прошли более чем в 3000 больших и малых городов России и ряде зарубежных стран.

Как отмечают региональные СМИ, на «Свечу памяти» приходят люди всех возрастов. Как правило, зажигают 1418 свечей – по числу дней войны. Где-то из свечей составляют слово «Помним», где-то зажигают их на воинских мемориалах и кладбищах, где-то просто ставят на окно.

Параллельно проходят траурные митинги, телемосты, собираются средства на помощь ветеранам, открывают новые мемориалы. Судя по телерепортажам, пожаловаться на малолюдность не может ни одно мероприятие в более-менее крупном городе. Но акции в деревнях и небольших поселках не менее важны. Возможно, даже более.

День единых действий в рамках проекта «Судьба солдата» проводят участники «Поискового движения России». Они совместно с организацией «Волонтеры Победы» принимают заявки на розыск информации об участниках войны от их родственников и потомков.

На официальном сайте Министерства обороны открылся специальный раздел, посвященный событиям 22 июня 1941 года. Любой читающий по-русски человек может ознакомиться с архивными документами из рассекреченных фондов Центрального архива МО, в числе которых свидетельства советских военачальников – очевидцев событий 22 июня 1941 года и первых дней трагедии. Более ста страниц документов сохранили личные впечатления офицеров.

Там же представлена информация о ходе развертывания войск Прибалтийского, Киевского и Белорусского особых военных округов по «Плану обороны государственной границы 1941 года» и степени готовности оборонительного рубежа к началу войны.

Возможно, спекуляций относительно тяжелого положения на фронтах в первые месяцы войны после этого станет меньше.

Ни одна памятная дата – будь это праздник или траур – не становится действительно всенародной за короткий период. Во времена СССР 22 июня отмечалось тихо – советская идеология не любила печали, считалось, что строить коммунизм нужно под веселые песни и марши.

Но побед без поражений не бывает, и дата начала войны заслуживает не меньшей памяти и не меньшего внимания, чем день окончания самого тяжелого исторического испытания, выпавшего нашим народам.

Но в последние годы этот день стал действительно всенародным днем Памяти и Скорби. Инициатива «Свечи памяти», как и изменившего формат празднования Дня Победы «Бессмертного полка», пришла от общественных организаций, а не от чиновников или политиков.

В условиях, когда во многих странах Восточной Европы ревизия итогов Второй мировой войны продвигается все более активно, именно такая память – не навязываемая, а идущая от корней, от сердца – способна сохранить реальные исторические факты тех военных лет на многие столетия.

Это было вероломное нападение. И чем тяжелее было в первые дни войны, тем большего уважения заслуживают победители. Мы помним.

..............