Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

13 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
21 июля 2017, 12:56 • В мире

Острый кризис на Ближнем Востоке возник из-за металлоискателей

Острый кризис на Ближнем Востоке возник из-за металлоискателей
@ Ibraheem Abu Mustafa/Reuters

Tекст: Андрей Графов

Новый виток арабо-израильского конфликта – кризис вокруг Храмовой горы в Иерусалиме. Накануне поздно вечером премьер-министр Израиля провел совещание по безопасности, армия была переведена в состояние повышенной готовности, в пяти батальонах ЦАХАЛ отменены отпуска. Но чего именно боится Израиль?

В прошлую пятницу в Иерусалиме произошел теракт – исламские террористы открыли огонь возле Старого города. В перестрелке погибли двое полицейских, нападавшие были уничтожены ответным огнем. Ближний Восток богат на горькую иронию сюжетов: в очередном эпизоде «национально-освободительной борьбы палестинского народа против еврейской оккупации» жертв не оказалось ни среди палестинцев, ни среди евреев. Погибшие – старший сержант Хаиль Сатауи и старший сержант Камиль Шанан – были выходцами из друзской общины, а сами боевики никакого отношения к Палестинской автономии не имели, будучи арабами – гражданами Израиля.

Доходит до абсурда: израильские полицейские (евреи) внимательно следят за израильскими паломниками (евреями), чтобы те даже не шевелили губами в беззвучной речи

Однако на такие нюансы никто внимания не обращает, и эскалация конфликта развивается по привычному сценарию. В ответ на теракт израильские власти повысили меры безопасности: доступ на территорию Храмовой горы был ограничен, на входе установлены рамочные металлоискатели. В свою очередь муфтий Иерусалима и лидеры Вакфа – Исламского совета, под чьим непосредственным руководством находится молитвенный комплекс, усмотрели в этом ущемление прав мусульман и призвали свою паству организовать массовую молитву в мечети Аль-Акса.

Конфликт осложняется не только очевидными межконфессиональными противоречиями, но и сложным правовым статусом Храмовой горы, который сложился в силу исторических обстоятельств. Изначально разделение сфер влияния было простым и ясным: евреи не допускались на Храмовую гору, но имели право молиться у Стены Плача. Так было при турках, так было и при британцах (последние и учредили Вакф, что создает широкое поле для конспирологических фантазий в духе «англичанка гадит»). Однако после войны за независимость Израиля в 1948 году разделение прошло жестче: Храмовая гора перешла под контроль иорданцев, а евреи лишились доступа даже к Стене Плача.

В 1967 году в ходе Шестидневной войны ЦАХАЛ освободил Восточный Иерусалим, и вся Храмовая гора оказалась под властью израильтян. Тем не менее Моше Даян велел осадить коней и вернуть контроль над молитвенным комплексом Вакфу. С тех пор и сложилась довольно парадоксальная ситуация: Иерусалим (в том числе Восточный Иерусалим, а вместе с ним и Храмовая гора) контролируется Израилем, однако непосредственное управление центральной святыней находится в руках мусульман. И это еще без учета сложной коллизии с разделением Старого города на четыре части, где действуют юрисдикции иудеев, мусульман, христианских конфессий и – отдельно – армян.

Понятно, что с эмоциональной точки зрения подобный расклад не устраивает никого. Да, у евреев есть право беспрепятственно молиться у Стены Плача, а мусульмане по своему усмотрению распоряжаются мечетями Аль-Акса и Купол Скалы. Но де-факто исламская святыня находится в сердце сионистского государства, что не слишком радует магометан. А иудеи, в свою очередь, имеют право подниматься на Храмовую гору только под контролем полиции, и им строго-настрого запрещено проносить туда предметы религиозного культа и вообще отправлять какие-либо обряды, не исключая устной молитвы.

Доходит до абсурда: израильские полицейские (евреи) внимательно следят за израильскими паломниками (евреями), чтобы те даже не шевелили губами в беззвучной речи, потому что таким образом возникает подозрение на молитву, а это может оскорбить мусульман. Кроме шуток, на основании этого нарушения периодически осуществляются силовые задержания с последующими административными последствиями.

У мусульман хватает своего абсурда: время от времени в широкие народные массы верующих вбрасываются параноидальные идеи о том, что сионисты готовят тайный план по подрыву мечети Аль-Акса, после чего начинаются разного рода волнения. На основании этого был саботирован целый ряд ремонтных работ и археологических раскопок.

Нынешняя ситуация развивается в том же абсурдном ключе. Можно симпатизировать евреям или арабам, но, имея хоть каплю здравого смысла, сложно вообразить, каким образом установка металлоискателей может быть трактована как враждебный заговор сионистов. Тем более непонятно, каким образом призывы к массовой молитве (сиречь, в данном случае, к массовым беспорядкам) послужат общественной безопасности и межконфессиональному согласию. Однако исламские лидеры продолжают гнуть свою линию не только на местном, но и на международном уровне.

Призывы «защитить святыни от сионистов» уже поддержаны ХАМАС. Лидер организации Исмаил Хания призвал всех палестинцев независимо от их местонахождения к активным протестам и провозгласил «день гнева» не только на территории Храмовой горы, но и на Западном берегу, и в секторе Газа. В свою очередь Саудовская Аравия и Иордания (в последней, кстати, деятельность ХАМАС запрещена) выставили Израилю ультиматум о немедленном демонтаже металлоискателей.

Отклик пришел даже от главы Чечни Рамзана Кадырова, который оказался в Иерусалиме в самый разгар событий и был весьма недоволен поведением израильских властей. «Лично мне и моим товарищам пришлось столкнуться с исключительно неприязненным поведением полиции у ворот мусульманской святыни, – рассказал он. – Несмотря на то, что мы находились в Иерусалиме в качестве официальной делегации, нам продолжительное время не разрешали войти на территорию комплекса, разговаривали грубо, всеми силами пытались вызвать ответную реакцию. Нам пришлось приложить большие усилия, чтобы сдержать ответные эмоции».

Мизансцена вышеупомянутого диалога представляется в ярких красках.

Бывшему госсекретарю США Генри Киссинджеру приписывают шутку о том, что у Израиля нет внешней политики, а есть только внутренняя. Афоризм можно развернуть с точностью до наоборот: так или иначе почти все, что происходит в этом маленьком государстве, неразрывно связано с тенденциями мировой политики.

Так, неожиданным образом у премьер-министра Беньямина Нетаньяху и президента Реувена Ривлина вышла ссора из-за турецкого лидера Реджепа Эрдогана. Тот решил побеседовать с израильскими властями о происходящем, но, в обход протокола, позвонил не фактическому руководству в лице премьер-министра, а именно президенту, чья должность в Израиле носит скорее представительский характер. Ривлин ответил на звонок Эрдогана, поделился собственными соображениями по поводу очередного кризиса и, помимо прочего, попросил осудить недавний теракт в Иерусалиме, напомнив, что Израиль всегда выражает осуждение террористов в Турции. Узнав об этом, Нетаньяху был чрезвычайно недоволен: отношения между Израилем и турками в последнее время имеют очевидную напряженность, поскольку Анкара проводит свою политику в регионе, и это далеко не всегда совпадает с интересами еврейского государства. Таким образом, отношения между премьер-министром и президентом осложнились.

Главные сложности, впрочем, приходят из-за океана. Похоже, Соединенные Штаты решили вмешаться в ситуацию с ультиматумом Израилю от саудитов и иорданцев. Во всяком случае, в четверг израильские СМИ со ссылкой на газету «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщили, что Нетаньяху готов уступить и отдать приказ о демонтаже металлоискателей на Храмовой горе. И происходит это именно под давлением американцев, которые решили поддержать своих друзей в Саудовской Аравии

Разумеется, весь кейс с металлоискателями – это всего лишь повод для очередных перестановок на общей шахматной доске. Ближний Восток так до сих пор и не определился с новыми правилами игры, которые формируются при президенте Дональде Трампе. Его ставка на саудовских партнеров очевидна – еще со времен первого заграничного турне. Вместе с тем он не забывает периодически делать реверансы в адрес традиционного союзника американцев – Израиля. Примирить эти две склонности будет весьма непросто, но от Трампа всякого можно ожидать. Насколько он успешный геополитический деятель, судить пока рано, но то, что он непредсказуем, уже вполне очевидно.

А еврейская столица тем временем готовится к очередному испытанию на межконфессиональную прочность.

..............