Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

10 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
31 января 2017, 13:14 • В мире

США могут отменить «ядерную сделку» с Ираном

США могут отменить «ядерную сделку» с Ираном
@ Mahmood Hosseini/Reuters

Tекст: Никита Голобоков,
Михаил Мошкин,
Марина Балтачева

Иран ответил пуском баллистической ракеты на ухудшение отношений с США, наметившееся с приходом Дональда Трампа. За включением граждан Ирана в список «невъездных» могут последовать обещанный Трампом во время предвыборной гонки пересмотр ядерной сделки и новые санкции. Американские СМИ отмечают: ракетные испытания в Иране открывают для властей США новые возможности на Ближнем Востоке.

Совет Безопасности ООН проведет во вторник экстренное совещание в связи с осуществленным Ираном ракетным испытанием. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на постпредство Швеции (страны, председательствующей в Совбезе в январе) при ООН. В руководстве НАТО уже сделали выводы. Альянс должен продолжить работы по развитию системы противоракетной обороны, заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

Иран никогда не готовился к нормализации отношений с США. Здесь помнят печальный опыт Каддафи, которого Запад сначала заключил в объятья, а потом задушил

Накануне американский телеканал Fox News со ссылкой на представителя Пентагона сообщил: 29 января на полигоне в 225 км к востоку от Тегерана был осуществлен испытательный пуск ракеты средней дальности. Ракета пролетела около 600 км, утверждает источник.

Вашингтон расценил эти сообщения как свидетельство того, что Иран нарушил резолюцию 2231 Совбеза ООН. Этот документ, принятый по итогам ядерной сделки и вступивший в силу в 2015 году, предписывает Ирану в течение 8 лет не проводить испытания ракет, способных нести ядерный боезаряд. Заметим, что сама ядерная сделка (заключенная в 2015 году Тегераном и странами «шестерки») не предусматривает запрета на испытания Ираном баллистических ракет.

Как бы то ни было, по утверждению представителя минобороны США, нынешний запуск – «это уже второй случай, когда Иран нарушает волю международного сообщества».

Напомним также, в апреле 2016 года российская система предупреждения о ракетном нападении зафиксировала испытательный пуск с территории Ирана межконтинентальной баллистической ракеты. Перед этим Иран провел тестовый запуск баллистических ракет в марте прошлого года. 

После нынешних сообщений о ракетном пуске первым тревогу забил Израиль. «Иран вновь пренебрег резолюциями Совета Безопасности ООН и раскрыл свои истинные намерения. Международное сообщество не должно зарывать свою голову в песок перед лицом этой иранской агрессии», – ранее заявил постоянный представитель Израиля при ООН Данни Данон. Он подчеркнул, что действия Ирана угрожают не только Израилю, но и всему Ближнему Востоку.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху намерен обсудить с Трампом возможность возобновления санкций против Ирана. Это может стать одной из тем на встрече, которая запланирована на середину февраля, сообщила пресс-служба израильского правительства. 

«Ирану больше не будет позволено совершать враждебные действия»

Пресс-секретарь президента США Дональда Трампа Шон Спайсер сообщил, что Белый дом в курсе проведения Ираном запуска.

Глава сенатского комитета по иностранным делам, республиканец Роберт Коркер уже заявил, что намерен работать вместе со своими коллегами и Белым домом с целью привлечения Ирана к ответственности за проведение ракетных испытаний, «обеспечив при этом самое жесткое применение существующих ограничений в отношении его ядерной программы».

«Ирану больше не будет позволено постоянно нарушать запрет на баллистические запуски, поддерживать терроризм, нарушать права человека и совершать другие враждебные действия, которые угрожают международному миру и безопасности», – пригрозил сенатор Коркер. Воинственное заявление главы комитета сената по международным делам вполне соответствует формирующейся сейчас внешней политике администрации Трампа.

В декабре официальный представитель МИД исламской республики Бахрам Гасеми назвал нарушением ядерного соглашения одобрение сенатом Конгресса США законопроекта о продлении антииранских санкций еще на 10 лет. Очередным этапом ухудшения отношений стала мера, принятая уже собственно администрацией Трампа – Иран, как известно, оказался в списке стран, для чьих граждан ограничен въезд в США.  

Дональд Трамп еще во время предвыборной кампании неоднократно обещал аннулировать договоренность с Тегераном, которую Обама не раз записывал в свой актив. В марте 2016 года Трамп заявил, что при заключении соглашений США представляли «очень глупые люди», а ранее называл сделку «позором» для Соединенных Штатов и заявлял о намерении разорвать соглашение. В начале декабря избранный вице-президент США Майкл Пенс сообщил, что советники Трампа уже приступили к обсуждению судьбы иранской сделки. Кроме того, Трамп неоднократно давал понять, что обеспечит поддержку Израилю – традиционному противнику Ирана в регионе.

#{smallinfographicleft=342471}Очевидно, что Тегеран не мог не отреагировать на новую линию поведения США и, в частности, на то, что новым шефом Пентагона стал генерал Джеймс Бешеный пес Мэттис, резко негативно относящийся к Ирану. Еще в конце ноября Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если в августе 2016 года внезапная размолвка Москвы и Тегерана вынудила нашу авиацию покинуть авиабазу Хамадан, то после победы Трампа Тегеран заявил о готовности вновь предоставить ВКС России авиабазу.

Первый тест для Трампа

Газета The New York Times, комментируя ситуацию с пуском иранской ракеты, называет происходящее первым тестом администрации Трампа – сможет ли Вашингтон принудить Иран выполнять все условия ядерной сделки и соглашения о ракетных испытаниях. Издание указывает: новый пресс-секретарь Белого дома Шон Спейсер лишь констатировал, что запуск имел место, но ничего не сказал о том, как администрация Трампа будет на него реагировать.

Создается впечатление, что, вопреки заявлениям шефа Пентагона Мэттиса (и, добавим, самого Трампа), новая администрация вовсе не жаждет разрывать соглашение 2015 года с Ираном.

По мнению The New York Times, ядерная сделка была последней уступкой со стороны участников переговоров по иранской ядерной программе – США, Китая, России, Германии и Франции. Предыдущая резолюция ООН строго запрещала подобные испытания, и эту формулировку иранцы яростно отвергли.

#{weapon}Пуск ракеты открывает новые возможности для администрации Трампа, полагает The New York Times: США могли бы присоединиться к Израилю с новыми санкциями, которые коснутся, прежде всего, использования ракет, вытекающего из ядерного соглашения. Но пока непонятно, есть ли такое желание у остальных подписантов соглашения 2015 года – у ЕС, Китая и России, подчеркнуло издание.

Все началось задолго до Трампа

Политолог-востоковед Тофик Аббасов, комментируя газете ВЗГЛЯД иранские ракетные испытания, отметил, что среди иранской элиты никогда не было никаких иллюзий в отношении нормализации связей и контактов с США.

«Сразу после заключения ядерного соглашения с американской стороны последовал императив, что они якобы могут продолжить диалог для обсуждения региональных проблем. В ответ на это духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил: никаких дальнейших соглашений с США заключено не будет и ядерная сделка является своеобразным потолком уступок», – напомнил эксперт.

Иран, считает Аббасов, своими действиями доказывал и доказывает, что намерен играть в одиночку, ни на кого не надеясь, и все его союзники имеют отношения с ИРИ в рамках отдельных долгосрочных программ. Кроме того, востоковед считает, что и в американском истеблишменте антииранская агрессия была свойственна в той или иной степени всем его группам. «Поэтому иранская верхушка никогда не готовилась к нормализации отношений с Штатами. Они помнят печальный опыт Муаммара Каддафи, которого Запад сначала заключил в дружеские объятья, а потом задушил», – добавил он.

 

По мнению Аббасова, риторика Трампа, обещавшего в ходе предвыборной кампании принять против Ирана жесткие меры, не стала в Тегеране какой-то неожиданностью. «Ракетная программа Ирана – не дело одного месяца, это часть долгой стратегии. Иран идет своим путем, сейчас просто испытания во временном отрезке совпали с началом президентства Дональда Трампа. Иран давно уже работал и над ракетами «Шахаб», и над другими видами ракет средней и малой дальности. Эти разработки – часть национальной программы, а не реакция на события последних месяцев», – полагает Аббасов.

Израильский политолог, в прошлом сотрудник израильских спецслужб Яков Кедми также считает, что ракетные испытания Ирана – это не реакция на обещания и риторику Трампа, но в целом продолжение планомерной политики Ирана по разработке собственных баллистических ракет и развитию ракетной промышленности. «Такие испытания не проводятся со дня на день, их проведение не связано с политической реакцией на текущие проблемы, технически они готовятся очень долго», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.

«Иран не стоит загонять в угол»

Что касается возможной корректировки позиции России по иранском вопросу, то Аббасов напомнил, что в 2010 году Россия поддержала санкции против Ирана.

«Потом в Москве многие осознали, что поторопились с решением, и многие, в том числе и в российской элите, осознали, что Иран не стоит загонять в угол, поскольку это имело негативный эффект для двусторонних отношений», – сообщил эксперт.

Востоковед полагает, что сейчас Россия уже не поддержит возможную жесткую позицию Израиля и США по Ирану за счет обострения отношений с Тегераном. «Сирийский гамбит, в котором Москва активно сотрудничает с Тегераном, еще не завершен. К тому же, в рамках ядерного соглашения Иран выполняет свои обязательства, а разработка ракет к этому соглашению отношения не имеет», – пояснил он.

«Израиль должен быть готов к полному уничтожению Ирана»

По мнению же Якова Кедми, Россия, как и любые другие страны, должна реагировать в соответствии с тем, как и насколько Иран соблюдает международные или межгосударственные соглашения.

Но относительно Израиля, по мнению Кедми, ситуация совершенно другая, поскольку Израиль «совершенно справедливо рассматривает Иран как угрозу собственной государственной безопасности». Если Тегеран обзаведется ядерным оружием, значит, полагает эксперт, ракеты станут средством доставки этого ядерного оружия, в том числе и для ударов по Израилю.

«Поэтому мы должны развивать и дальше свою армию и военную промышленность. Должны, с одной стороны, создавать системы, нейтрализующие иранские ракеты, с другой, производить и развивать вооружения, которые в случае попыток применения Ираном такого рода оружия против Израиля приведут к полному и окончательному уничтожению Ирана», – считает Кедми.

..............