Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
10 июня 2016, 08:20 • В мире

Сирийской армии предстоит выбрать между Раккой и Алеппо

Сирийской армии предстоит выбрать между Раккой и Алеппо
@ Михаил Воскресенский/РИА «Новости»

Tекст: Евгений Крутиков

Дамаск рапортует об успехах сирийской армии, которая при поддержке российской авиации уже приблизилась к Ракке. Между тем говорить о победе рано: взятие штурмом «столицы ИГИЛ*» может оказаться не под силу войскам Асада. А идея отбивать Ракку, одновременно удерживая Алеппо и Латакию, кажется неосуществимой.

Сирийская армия при поддержке России успешно продвигается к провозглашенной столице «Исламского государства*» в Ракке, большинство боевиков уже уничтожены, заявил посол Сирии в России Рияд Хаддад. «Сирийские военные примерно в 20 километрах от города Атика. Что касается террористических группировок, они покидают свои позиции. Особенно представители «Джебхат ан-Нусры*» и ИГИЛ*, большинство которых мы смогли уничтожить», – передает его слова РИА «Новости».

В конце концов, надо бы определиться в головах, что важнее – Алеппо или Ракка. И ответ тут совсем не однозначен

Также посол сообщил, что в ближайшее время сирийская армия начнет движение в сторону Алеппо. «Благодаря поддержке ВКС РФ город будет освобожден от боевиков», – заявил Хаддад. «В Алеппо состоится главный бой, и победа в нем ознаменует поражение всех террористических группировок», – считает посол. Дипломат уточнил, что генералы сирийской армии, воюющие на земле, не распространяют информацию о военных планах. Тем не менее, по словам Хаддада, «в ближайшее время будет представлен план по освобождению Алеппо». В среду Пентагон действительно заявил, что фиксирует движение сирийских военных в сторону Ракки в Сирии.

Сомнительные успехи

Штурмовать 200-тысячный город – само по себе занятие сомнительное. А ИГИЛ еще и долго его укрепляло. И, например, американо-иракские варианты такого рода штурмов (например, Фаллуджа и несколько раз Мосул) начинались, как переход Наполеона через Неман, только у Наполеона не было CNN, а заканчивались раз за разом малопонятными боестолкновениями в пригородах с дальнейшим сворачиванием пропагандистской кампании.

Как и за весь обозримый период войны в Сирии, сейчас главная проблема всех противоборствующих сторон – некомплект личного состава. На Ракку оттянуты наиболее боеспособные подразделения правительственной армии и народного ополчения, включая танковую бригаду и «Орлов пустыни». Установить их численность проблематично, поскольку штатного расписания там не существует, а представить качество и подготовку бойцов еще сложнее, поскольку эти части уже полгода мотает по всей Сирии, и кем они пополняются – непонятно.

Правительственные войска и ранее пытались с большими потерями наступать вдоль шоссе Итрия – Табка, но тогда ситуация была стратегически менее выгодной, да и авиаподдержки не было никакой. Правда, сейчас российские ВКС вынуждены оперировать на пределе дистанции, и эффективность их поддержки заметно ниже, чем ранее. Надежды же на захват местного аэродрома эфемерны. Ну захватили, и что? Он, как и авиабаза в Дейр-эз-Зоре, остается в зоне поражения артиллерии ИГИЛ с другого берега Евфрата.

Кстати, Евфрат на чем переплывать будем? Информации о прибытии в Сирию российских инженерных соединений не поступало. А правительственная армия Сирии отродясь таким родом войск не располагала. И громкие реляции пока сводятся к комментариям о продвижении армии по пустыни вдоль шоссе, на котором один перекресток.

Нужна ли Ракка?

ИГИЛ даже не думало удерживать эту позицию. Такое впечатление, что они вообще не обращают внимания на то, что происходит на другом берегу Евфрата напротив Ракки. Они и курдов-то, наступающих на Ракку с северо-востока – с куда более выгодной позиции, – не замечают. Значительная часть боевиков покинула Ракку и потянулась в Ирак – к Рамади и Фаллудже. Там сейчас их фронт.

И не то чтобы они пренебрежительно относились к противнику. Просто для долгой и кровопролитной обороны 200-тысячной Ракки оставлен достаточный для этого гарнизон. Город легко можно превратить в новый Алеппо, а осада (она же – штурм) затянется на несколько месяцев. При этом использование авиации, как российской, так и американской, в жилой застройке будет невозможно. Да и сейчас американцы совершают по 50–60 вылетов в день в помощь курдам, а эффект от этого практически нулевой. Что они бомбят, зачем, на основании каких разведданных – загадка.

Правительственная армия не пойдет на фронтальное наступление с большими потерями – это немыслимая роскошь в условиях недобора личного состава. А курды и подавно. Они уже привыкли ориентироваться на американскую стратегию поведения: в любой сложной ситуации забиваться в безопасное место и вызывать кавалерию. В современном варианте – авиацию. Так города не берут.

При этом ситуация вокруг Алеппо никак не улучшилась. Недавние тактические победы сменились новым затишьем. Увлекательная резня, которую устроили между собой ИГИЛ и «демократическая оппозиция» к северу от города в борьбе за снабжение из Турции, как раз и позволила перевести под Ракку боеспособные части сирийской правительственной армии, а вся тяжесть позиционных боев легла на иранцев, шиитов и ополченцев.

Наступление в Латакии и вовсе остановилось. Стабильная тенденция к улучшению обстановки сохраняется только в центральных, западных и южных районах страны, где действительно работает режим перемирия и примирения. Удивительно, но гражданской администрации совместно с российскими переговорщиками удается договариваться с бывшими боевиками, особенно когда это местные жители, втянутые в гражданскую войну стечением обстоятельств. И надо только порадоваться, что, совершенно неожиданно даже для пристрастных наблюдателей, в российской армии оказалось много грамотных в арабских делах молодых офицеров, которые способны решать даже чисто бытовые конфликтные ситуации в ходе таких вот местных переговоров. Это одна из тех побед, которая не видна с первого взгляда, но особенно радует при более пристальном рассмотрении.

С другой стороны, наступление на Ракку, а особенно его положительный исход несет исключительно мощный пропагандистский и идеологический заряд. И именно потому оно будет сопровождаться любой формой поддержки, какую только можно организовать. Изначально стратегически правильный план – наступать на соединение с Дейр-эз-Зором, чтобы затем просто заморить Ракку круговой осадой, был отвергнут именно по политическим соображениям. Но если Пальмиру можно было взять вот так вот, с марша, то у крупного города с массированной обороной при наличии у противника противотанкового оружия можно завязнуть надолго. В конце концов, надо бы определиться в головах, что важнее – Алеппо или Ракка. И ответ тут совсем не однозначен.

Да, у ИГИЛ растянутые коммуникации и кризис снабжения. Но правительственная армия, внедрившись глубоко в пустыню, также «повисла» на этих самых коммуникациях. Ранее джихадисты успешно захватывали какую-нибудь высоту, с которой в бинокль виднелся отрезок стратегической дороги километра в два, и на весь мир победно трубили о том, что они якобы «отрезали группировку асадистов». Потом их с этого холма тихо выбивали, но история повторялась снова на другом участке. Этой тактики никто не отменял. Держать в тылу крупные силы вдоль дорог и холмов над ними Дамаск не может, людей просто нет. Зачищать пустыню – занятие непродуктивное.

Кроме того, у ИГИЛ один противник – все остальное человечество. Это понятно и удобно в быту. Видишь, невдалеке человек – стреляй, не ошибешься. А солдат правительственных войск под Алеппо, например, вынужден до сих пор присматриваться: это кто там в прицеле? «Демократ» или «нусровец»? А ведь эти ребята периодически объединяются, поскольку считают себя хитрее всех европейцев и американцев вместе взятых. И никакого размежевания, на котором настаивают США, нет, не было и не будет.

При этом на днях «Джебхат ан-Нусре» опять «по ошибке» досталась очередная партия американского оружия. Ну, можно допустить, что за штурвалами американских вертолетов сидят слепоглухонемые активисты ЛГБТ-сообщества, но и они не смогли бы с такой регулярностью игнорировать показания спутникового наведения и сбрасывать груз ровно туда, куда не надо. Даже не в Евфрат или в горное ущелье, откуда его не достать никому, а именно в руки «Джебхат ан-Нусре».

Это еще не конец

Наступление на Ракку – дело, конечно, перспективное, но длительное и затратное. Тем более что существуют и другие участки фронта, на которых постоянно что-то происходит, изменяется, движется и перегруппировывается. Преждевременные победные реляции – давно уже стабильный информационный фон, который в последнее время стал сильно раздражать слух.

Война действительно входит в решающую фазу, и типичные для арабского мира высокопарные крики гражданских о скорой решительной и окончательной победе не столько радуют, сколько разочаровывают. Да, Ближнему Востоку свойственна излишняя экзальтированность. Но все-таки надо смотреть на мир широко раскрытыми европейскими глазами: Ракку еще никто не взял, а Алеппо не деблокировал. Шампанское лежит в холодильнике. Вот когда возьмут и деблокируют, тогда и откроем.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............