Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
18 февраля 2016, 17:32 • В мире

Закат «эпохи Меркель» уже начался

Закат "эпохи Меркель" уже начался

Закат «эпохи Меркель» уже начался
@ imago stock&people/Global Look Press

Tекст: Антон Крылов

Немецкие СМИ настойчиво предрекают Ангеле Меркель скорую отставку. Канцлер продолжает упорствовать в своем подходе к проблеме беженцев, даже несмотря на то, что ей отказали в поддержке и другие лидеры ЕС, и простые избиратели, и даже многие однопартийцы. Будущее канцлера может решиться уже в ближайшие дни – после саммита ЕС.

В четверг в Брюсселе началась двухдневная встреча лидеров стран – членов Евросоюза. Главной темой обсуждения должен стать вопрос беженцев – и немецкая пресса была заранее обеспокоена позицией Германии. Так, «Немецкая волна» озаглавила свой материал «На саммите ЕС может решиться и судьба канцлера ФРГ». Однако из-за теракта в Анкаре турецкий премьер-министр отменил свой визит в Брюссель, что усложняет переговоры по данному вопросу – из-за сугубо географических причин позиция турок остается ключевой.

Положение, в котором оказалась сегодня Меркель, в шахматах называется «цугцванг» – любое движение приводит к ухудшению позиции

В свою очередь, как передает Би-би-си, британский премьер Дэвид Кэмерон отправился на саммит с целью заручиться поддержкой своего плана об особом положении его страны в Евросоюзе. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, «план Кэмерона» включает четыре основных пункта: это защита рынка Великобритании и других стран, не входящих в зону евро, создание более конкурентоспособной модели ЕС, освобождение Лондона от участия в процессе движения к «как можно более тесному союзу», а также блокирование для прибывших в ЕС мигрантов доступа к тем привилегиям, которыми обладают местные жители.

Какой будет реакция ЕС на эти требования, даже сейчас сказать сложно. Накануне глава Евросовета Дональд Туск написал лидерам стран ЕС письмо, в котором, в частности, говорится: «После моих консультаций в последние часы я должен сказать честно: по-прежнему нет никаких гарантий того, что мы достигнем соглашения. Наши взгляды различаются по некоторым политическим вопросам, и я прекрасно понимаю, что будет трудно их преодолеть. Поэтому я призываю вас оставаться конструктивными». 

Против особого статуса Британии выступают новые (относительно) члены ЕС в лице «Вышеградской четверки» – Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, напротив, считает, что требования Лондона являются «оправданными и необходимыми». «Я согласна с Дэвидом Кэмероном в том, что Европейский союз должен делать больше для развития конкурентоспособности, прозрачности и борьбы с бюрократизмом. Германия и Соединенное Королевство много лет разделяют такой подход», – заявила она, добавив, что любая договоренность с британскими властями не должна мешать более тесной интеграции стран – членов еврозоны.

#{smallinfographicleft=766021}При этом, несмотря на отсутствие на встрече турецкого премьера, можно с уверенностью сказать, что вопрос беженцев станет не менее важным, чем проблема особого статуса Британии. И в этом вопросе позиции немецкого лидера также расходятся с мнением большинства членов Евросоюза.

Как отмечает в вышеупомянутой статье о судьбе Меркель «Немецкая волна», еще никогда «позиции немецкого канцлера в кругу глав государств и правительств стран ЕС не были столь шаткими». Все меньше коллег Меркель разделяют ее подход к преодолению миграционного кризиса. Стремительно растет число оппонентов канцлера и внутри страны.

«Вышеградская четверка» уже приняла решение перекрыть «балканский маршрут», по которому в прошлом году в Европу прибыли более 600 тысяч из миллиона с лишним беженцев. Маршрут этот выглядит следующим образом – из Турции в Грецию и далее через Македонию и Сербию в направлении Австрии и Германии.

Австрийский канцлер Вернер Файман, ранее считавшийся верным союзником Меркель, уже заявил, что его страна ужесточит контроль на границах со Словенией, а также с Италией на перевале Бреннер – одном из главных европейских транспортных коридоров.

Меркель же убеждена, что для борьбы с неконтролируемым потоком беженцев необходимо не возобновлять пограничный контроль на европейских границах, а договориться с Турцией о том, чтобы беженцы оставались на ее территории.

Проблема в том, что этот план многим в Европе кажется утопическим. Турция не заинтересована в том, чтобы удерживать у себя беженцев – даже если ЕС будет регулярно перечислять Анкаре миллиарды евро на строительство лагерей (просится прилагательное «концентрационных»). Вряд ли Эрдоган, Давутоглу или любой другой турецкий лидер согласится подписать обязывающий Анкару к конкретным действиям договор, в котором будет прописана ответственность турок за каждого пропущенного в Европу сирийского или афганского мигранта. А если подобного договора не будет, у турецкой стороны не появится и стимула удерживать беженцев на своей территории. Какое-то количество будут демонстративно показывать европейским проверяющим в лагерях, а остальные – «ну извините, не стрелять же по ним».

Но даже если Анкара вдруг подойдет к делу ответственно и действительно замедлит людской трафик, идущий через Турцию, не следует забывать, что это – чуть больше половины проблемы. 40% беженцев попали в Европу, минуя Турцию – это те, кто бежит из Ливии, Сомали и расположенных дальше к югу африканских стран. Их путь никак не связан с Турцией, и пресечь этот маршрут будет куда сложнее, чем балканский.

Поэтому пессимизм немецкой прессы, предрекающей преждевременную отставку канцлера, вполне объясним. «Немецкая волна» напоминает слова самой Меркель, которая говорила, что не допустит ситуации, когда ее, как в свое время Гельмута Коля, просто прокатят на выборах, и во избежание такого сценария уйдет сама. Напомним, что объединителя Германии уволил в 1998 году с поста канцлера президент Херман Герцог после того, как партия Коля ХДС проиграла социал-демократам во главе с Герхардом Шредером.

Позиции Меркель в собственной партии также слабеют: высокопоставленные представители баварского ХСС настоятельно не рекомендуют коллегам из ХДС позиционировать себя сторонниками политики Меркель, которую считают «отработанным паром» и с которой, по их словам, на выборах «теперь даже цветочного горшка не выиграешь».

Даже если канцлер не подаст в отставку по итогам саммита, уже в середине марта в трех федеральных землях пройдут местные выборы, прогнозы на которые у ХДС крайне печальны. Вполне возможно, что после голосования однопартийцы настойчиво попросят своего лидера уйти в отставку.

Ангела Меркель возглавляет Германию уже более 10 лет, на этом посту ей приходилось и принимать жесткие решения, и идти на компромиссы. Возникает вопрос – если большинству европейских лидеров понятен провал нынешней политики по отношению к беженцам, почему немецкий канцлер так держится за «отработанный пар»? Возможно, она на самом деле считает, что через договоренности с Турцией поток беженцев удастся снизить. Возможно, рассчитывает на то, что инцидент в Кельне к моменту выборов позабудется, и избиратели вновь поддержат ее партию.

В любом случае положение, в котором оказалась Меркель, в шахматах называется «цугцванг» – любое движение приводит к ухудшению позиции. Закат «эпохи Меркель» в немецкой политике уже начался, и уход нынешнего канцлера – дело самого ближайшего времени.

..............