Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
26 января 2016, 22:15 • В мире

«Может, боевики нам потом пригодятся»

Наличие боевиков ИГИЛ в Панкисском ущелье может быть частью плана Грузии

«Может, боевики нам потом пригодятся»
@ кадр из видео

Tекст: Дмитрий Александров (Тбилиси), Юрий Зайнашев

Тбилиси заявил, что контролирует Панкисское ущелье и не фиксирует там скопления боевиков ИГИЛ. Ранее глава МИД России сообщил, что террористы по-прежнему используют этот уголок Грузии как свою базу. Эксперты подчеркивают, что популярность ИГИЛ* в Панкиси явно снизилась, но у Грузии могут быть свои планы на этих боевиков.

Террористическая угроза в Панкисском ущелье Грузии сохраняется, группировка «Исламское государство*» (по-арабски ДАИШ) использует эту территорию для тренировок, заявил во вторник глава МИДа Сергей Лавров. Он посетовал, что Москва вынуждена сохранять визовый режим с Тбилиси «во многом из-за того, что из Панкисского ущелья террористическая угроза не исчезла», передает РИА «Новости».

Из Панкиси уезжали воевать за «Исламское государство», но сейчас и эта тенденция пошла на спад. Возможно, это связано с изменением ситуации в Сирии

«И сейчас нет-нет да и доходят сообщения, что игиловцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы», – сказал министр. Правда, соседней России, по его словам, прямо ничего не грозит. «Мы на данном этапе имеем достаточно надежный заслон, и все проявления, которые мы наблюдаем на территории России, мы купируем», – сказал Лавров.

«Надеюсь, что предложения о сотрудничестве, которые мы делаем, не будут проигнорированы, и коалиция во главе с США проведет в своих рядах работу по выявлению тех, кто не очень искренне сотрудничает в борьбе с ИГ и другими террористическими организациями», – заявил министр. Лавров добавил, что Москва готова пойти на отмену виз, но это странно обсуждать, пока между странами нет дипотношений. Он также не исключил в перспективе контактов президентов обеих стран.

Со своей стороны премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили возразил, что правительство полностью контролирует Панкисское ущелье и никаких террористических рисков там нет. Менее дипломатично ответил спецпредставитель Квирикашвили по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе. «Министр Лавров в отношении Панкисского ущелья сделал тенденциозное заявление, так как власти Грузии полностью контролируют этот регион», – возразил он, признав, однако, что ранее из ущелья в Сирию действительно выехали не менее тридцати местных жителей. «В случае возвращения на родину им грозит уголовное преследование», – пообещал Абашидзе и добавил, что Тбилиси, несмотря на имеющиеся проблемы, готов продолжать прагматичную политику относительно Москвы.

#{smallinfographicleft=784692}Поток добровольцев идет на «спад»

Эксперт функционирующей в Тбилиси под эгидой НАТО международной рабочей группы по борьбе с террором Вахтанг Маисая рассказал газете ВЗГЛЯД, что регулярно посещает Панкисское ущелье и не видит сейчас никаких серьезных террористических рисков. «Я встречаюсь там со старейшинами, религиозными деятелями, молодежью. Ситуацию знаю хорошо. Там нет не то что тренировочных лагерей боевиков, но и серьезных боевых групп», – утверждает он. 

По его оценкам, в последнее время поток добровольцев в ИГИЛ* заметно снизился. «Из Панкиси уезжали воевать за «Исламское государство», но сейчас и эта тенденция пошла на спад. Возможно, это связано с изменением ситуации в Сирии. В любом случае правоохранительные органы Грузии держат обстановку под контролем. В Тбилиси сейчас идет суд над одним из тех, кто пытался там заниматься вербовкой. Его выявили и задержали представители СГБ Грузии», – напомнил он.

По словам Вахтанга Маисая, в Панкиси ситуация действительно была тревожной в начале нулевых годов, когда там всем заправлял чеченский полевой командир Руслан Гелаев – «было много боевиков». «Но сейчас такого точно нет. Никаких ячеек. Мониторят ситуацию в Панкиси грузинские органы пристально. Еще там недавно дважды за короткое время побывала министр обороны Грузии Тина Хидашели, она тоже внимательна к проблемам ущелья», – сказал эксперт. Он затруднился сказать, насколько много сохранилось в ущелье схронов с оружием, но отметил, что «сеть у компетентных органов сейчас налажена» и они последовательно ищут и оружие.

Председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Ираклий Сесиашвили также выразил свое недоумение заявлением Лаврова. «Поезжайте и посмотрите. Ситуация подконтрольна. СГБ и другие соответствующие службы работают там эффективно, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Проводятся превентивные мероприятия. Напомню, что мы на законодательном уровне ужесточили ответственность за участие в боевых действиях в качестве наемников». Вслед за Абашидзе он заверил, что вернувшиеся из Сирии граждане Грузии ответят по закону.

Во вторник «Коммерсантъ», опираясь на свои источники в силовых структурах, рассказал о том, какую важную роль играют в «халифате» выходцы из Панкиси. Об этом изданию стало известно благодаря сотрудничеству со следствием одного из бывших боевиков, воевавших в Сирии.

Правда, боевик по имени Исламбек воевал не в ДАИШ, а в составе другой запрещенной организации – «Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар». По версии Исламбека, он примкнул к сирийским боевикам в феврале 2013 года, прилетев в Стамбул и перебравшись оттуда в сирийский город Харитан. Лагерем «Имарат Кавказ*» (организация запрещена в РФ), в котором в итоге оказался Исламбек, командовал выходец из Панкисского ущелья Фейзулла Маргошвили (Салахуддин аш-Шишани). Как полагает свидетель, в лагере находилось около 1,5 тыс. выходцев из России, вооруженных не только стрелковым оружием, гранатометами, зенитными установками калибра 23 мм, но даже ПЗРК «Игла» и «Стрела». Боевики, как рассказал свидетель, жили в многоэтажных домах поселка группами по 30–100 человек, выделенных по национальному либо «профессиональному» признаку. Там был, например, дом выходцев из дагестанского аула Гимры, «азербайджанский» и «крымский» дома, строения, отведенные соответственно спецназу и подрывникам.

Напомним, в конце декабря МВД Ирака объявило, будто американский спецназ поймал в Киркуке одного из главарей «Исламского государства», выходца из Панкисского ущелья Абу Умара аш-Шишани, однако в Пентагоне эту новость опровергли. Напомним, его настоящее имя – Тархан Батирашвили. Он служил в армии Грузии, участвовал в международных миротворческих операциях, воевал против России в августе 2008 года. 

Госдеп США ранее объявил награду в 5 млн долларов за информацию, которая поможет арестовать Батирашвили. По данным Госдепа, Батирашвили сперва возглавлял группировку «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар», затем примкнул к ДАИШ, руководил одной из тюрем, где содержались иностранные заложники, участвовал в работе финансового подразделения «халифата», а также управлял группировкой в одной из областей Сирии. В 2013 году его повысили до командира сил ДАИШ на севере Сирии – в провинциях Алеппо, Ракка, Латакия и Идлиб.

«Это стиль, навязанный США»

С другой стороны, депутат Госдумы Адальби Шхагошев из Кабардино-Балкарии заявил газете ВЗГЛЯД, что также получает информацию о том, что боевики ИГИЛ все еще укрываются в соседней Грузии.

«Вообще речь идет о целой сети лагерей, которые обычно находятся за пределами территорий, где воюют террористы. Это прием, который применялся во время активизации международного терроризма на Северном Кавказе в 90-е. Сейчас они воюют в Ираке и Сирии, но до этого они подготовили сети, в том числе в Турции и в Панкисском ущелье. Мы-то рассчитываем на то, что против ИГИЛ всем миром боремся, тем не менее эти страны так и не наводят у себя порядок. А когда Грузия по доброй воле признавалась, что позволяет боевикам там укрываться? Это позиция Тбилиси, это политика заигрывания: если боевики не воюют у нас на территории, то, может, они нам потом пригодятся», – сказал Шхагошев, который в Госдуме работает в международном комитете.

Тот факт, что группа вернувшихся из Сирии боевиков все же арестована и ожидает суда в Грузии, по мнению депутата, означает, что власти различают разные направления среди террористических движений – задерживают представителей одних движений и закрывают глаза на других. «Если даже считаные боевики ИГИЛ и взяты под стражу, то это делается скорее для пиара. Власти борются с одними террористами, но поддерживают отношения с другими. Это стиль, навязанный Соединенными Штатами. Дурной пример заразителен», – подытожил депутат Госдумы.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............