Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
13 мая 2015, 14:26 • В мире

Страны Персидского залива потребуют от США военного соглашения

Страны Персидского залива потребуют от США военного соглашения
@ Jim Bourg/Reuters

Tекст: Екатерина Нерозникова

Барак Обама принимает в Белом доме делегацию представителей стран Персидского залива. На ужин с президентом вместо большинства королей, вопреки ожиданиям, прилетят их представители. В Штатах расценили отказ как показатель недовольства грядущим соглашением Вашингтона с Ираном. Изменившийся состав делегатов не меняет их цели – задокументировать военную поддержку со стороны США.

Встреча лидеров арабских стран была запланирована давно. В США должны были прилететь короли шести арабских государств – Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна и Арабских Эмиратов. Вместе эти страны образуют Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Визит запланирован на 13 и 14 мая. В эти дни арабские монархи вместе с Бараком Обамой должны были отужинать в Белом доме, после чего отправиться в резиденцию президента в Кэмп-Дэвиде и обсудить там ряд вопросов, связанных с взаимодействием арабских стран и Вашингтона.

Обама откровенно называет Иран спонсором терроризма в регионе и говорит о том, что соглашение с Тегераном будет учитывать проблему безопасности аравийских монархий

Не королевский ужин

Однако в итоге встретиться с Обамой решили только двое глав государств из шести: эмиры Катара и Кувейта. Остальные сослались на сильную занятость и послали вместо себя представителей. Так, Бахрейн, ОАЭ и Саудовская Аравия будут представлены наследными принцами. Оман пришлет заместителя премьер-министра страны.

Возглавляет группу стран Саудовская Аравия, и на приезд короля Салмана в Вашингтоне, разумеется, рассчитывали. Еще за неделю до встречи Джон Керри лично отправился в Эр-Рияд, чтобы повстречаться с королем и утвердиться в его намерении приехать в США. По возвращении Керри заверил, что король «с радостью ожидает поездки». Планировалась даже встреча Обамы и короля Салмана тет-а-тет. Но буквально за несколько дней до запланированного визита стало известно, что вместо него в США полетит наследный принц Мухаммед бин Наиф. Компанию ему составит его заместитель, министр обороны, принц Мухаммед бин Салман.

Весть о том, что король Салман передумал, вызвала в США настоящий скандал. Его решение трактовали как показательное в отношении Барака Обамы, сражающегося с Конгрессом за подписание «ядерной сделки» с Ираном – главным врагом саудовцев в регионе. Сделка, если она будет заключена по правилам, устраивающим Тегеран, даст стране возможность в будущем иметь ядерное оружие, что абсолютно не устраивает Эр-Рияд. А так как одна из главных тем, которую должен обсуждать с арабскими лидерами Обама, – это поддержка США безопасности в регионе, то такая трактовка отказа короля от приезда выглядит вполне логичной.

При этом в самом Эр-Рияде принесли Обаме официальные извинения за этот конфуз, а также заверили, что отказ связан именно с занятостью, а не с проблемами со здоровьем монарха. В Белом доме же ответили, отбивая нападки журналистов, что «если и был дан какой-то сигнал, то мы его не услышали». Пресс-секретарь президента США Джош Эрнест выразил уверенность, что кронпринц Мухаммед Бен Наиф достойно представит Саудовскую Аравию. А внешнеполитический советник Обамы Бен Родс и вовсе заявил, что приедут «как раз правильные люди, которым предстоит и далее выполнять решения».

Но позитивный тон представителей власти не внушает доверия общественности, представители которой уверены, что администрация президента делает хорошую мину при плохой игре. Издание The New York Times пришло к выводу, что отказ короля Салмана от поездки – это очевидный сигнал о сохраняющемся в Эр-Рияде недовольстве администрацией Обамы из-за налаживания отношений США с Ираном. По информации издания, арабские короли настаивали на подписании на встрече с Обамой документа, подтверждающего военные обязательства США перед странами ССАГПЗ.

Действительно, посол ОАЭ в США Юсеф аль-Утайба заявлял накануне в интервью The Associated Press, что старые договоренности их больше не устраивают. «Мы ждем своего рода гарантий безопасности, учитывая поведение Ирана в регионе и рост угрозы экстремизма. В прошлом нам хватало джентльменского соглашения с США по вопросу безопасности. Думаю, что сегодня нам уже необходимо что-то подписанное, что-то официально оформленное». Однако Обама, по информации NYT, предложил другую формулировку, которая не устроила монархов. Также короли настаивали на пересмотре военных приоритетов США в регионе, где в первую очередь силы Вашингтона направлены на защиту Израиля. Однако и в этом вопросе не предвидится никаких изменений: военное превосходство останется за Тель-Авивом.

Несмотря на критику, присутствие кронпринца Мухаммеда нельзя назвать однозначно негативным сигналом. Именно он выступает главным представителем королевства, работающим над улучшением взаимодействия с США. Не стоит забывать, что он станет следующим лидером Саудовской Аравии. По слухам, 79-летний король Салман имеет серьезные проблемы со здоровьем, включая старческое слабоумие, так что приход к власти Мухаммеда бин Наифа может быть довольно скорым, что повышает интерес США к этой фигуре.

Также принц Мухаммед, пожалуй, единственный в королевстве, кого аналитики называли сторонником «аккуратного диалога» с Ираном, что тоже является немаловажным фактором для Вашингтона.

Иран – спонсор терроризма

Встреча еще не началась, а Барак Обама уже пытается подействовать на общественность арабских стран. В интервью газете Asharq Al-Awsat, вышедшем 13 мая – аккурат перед началом встречи с представителями стран ССАГПЗ – он рассказал о том, как США намерены бороться за безопасность на Ближнем Востоке.

«Как я говорил два года назад в ООН, США имеют ключевые интересы на Ближнем Востоке, включая ответ на внешнюю агрессию, предоставление гарантий на свободный поток энергии и ведение торговли, свободу навигации в международных водах, в том числе в Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах. Я дал четко понять, что США готовы использовать любые элементы своей силы, чтобы защищать эти интересы», – заявил Обама.

Затронул он и болезненную для арабских стран тему – влияние Ирана на ситуацию в Йемене. Мнение лидера США по этому вопросу особенно волнует арабов в преддверии подписания «ядерной сделки» с Тегераном. Обама не разочаровал своих слушателей. «Иран явно делает опасные и дестабилизирующие шаги в отношении различных стран региона. Иран – спонсор терроризма... Поэтому страны региона правы в том, что глубоко обеспокоены действиями Ирана, особенно его поддержкой жестоких «марионеток» (Обама имеет ввиду хуситов – членов боевой группировки «Ансар Аллах» – прим. ВЗГЛЯД) в пределах границ других наций», – заявил американский президент.

Для большего успокоения Обама заверил, что США продолжат применять санкции против Ирана даже в случае достижения соглашения по иранской ядерной программе, мотивировав это тем, что «поведение Тегерана безрассудно». Напомним, что соглашение предусматривает поэтапное снятие с Ирана санкций. На этих условиях Тегеран в принципе согласился обсуждать с шестеркой международных переговорщиков вопрос о контроле над своей ядерной программой.

Пока Обама демонстрирует свою приверженность старым друзьям в лице Саудовской Аравии, внутри страны его уже обвиняют в попытке подкупа представителей арабских монархий. Делает это не кто иной, как Джон Маккейн – главный оппонент президента в Конгрессе США. «Я думаю, что они (администрация Барака Обамы) попытаются прибегнуть к любой форме взяточничества, до которой только смогут додуматься, – цитирует Маккейна РИА «Новости». – Я не думаю, что эта тактика будет успешной, потому что слишком много осуждения со стороны аравийских монархий в отношении того, что соглашение с Ираном будет угрозой для них», – отметил американский сенатор. Словам Маккейна, который входит в группу конгрессменов, лоббирующих интересы Саудовской Аравии, вполне можно верить: с требованиями королевства он знаком не понаслышке.

Договор за договор

Отсутствие на встрече с президентом США четырех глав государств Персидского залива не стоит в первую очередь пояснять недовольством американской региональной политикой, считает профессор РГГУ, арабист Григорий Косач. «Султан Омана Кабус бин Саид действительно тяжело болен и не может присутствовать на встрече. Президент ОАЭ, шейх Халифа бин Зайед аль-Нахайян действительно перенес инсульт и тоже не может присутствовать в США», – отметил он в беседе с газетой ВЗГЛЯД.

Король Салман, пожалуй, мог бы поехать туда, отмечает Косач. «Но насколько это было бы разумно и насколько его отсутствие означает недовольство политикой США в регионе – большой вопрос. Там будут присутствовать два высших представителя элиты Саудовской Аравии – наследник престола и его заместитель. Этого вполне достаточно, чтобы обсуждать вопросы отношений стран. Поэтому не стоит чрезвычайно преувеличивать отсутствие короля Салмана», – полагает собеседник.

Главный вопрос, который хотят обсудить представители стран ССАГПЗ с американским президентом, это вопрос заключения договоренностей о защите, напомнил эксперт. «В странах Персидского залива сейчас стремятся выторговать у Штатов куда больше гарантий, которые выражались бы в заключении письменных соглашений относительно того, как будут развиваться события в регионе после подписания соглашения между шестеркой международных посредников и Ираном. Это естественное обстоятельство, поскольку эти страны рассматривают Иран как своего стратегического противника. В Саудовской Аравии об этом говорят четко и определенно, не стесняясь в выражениях», – напомнил Косач.

При этом в странах Персидского залива отдают себе отчет в том, что гарантий одного президента недостаточно, отмечает он. «США – это в первую очередь государственные институты. Есть Пентагон, ЦРУ, Конгресс и прочие инстанции, от которых зависит принятие решений. Разумеется, аравийские монархи это понимают, и предполагают вести широкую работу с различными американскими институтами, не ограничиваясь только встречей с Обамой», – поясняет собеседник.

Арабские страны во главе с Саудовской Аравией прекрасно понимают, что это соглашение рано или поздно будет подписано. «И они понимают, что прекратить стремление Ирана к использованию ядерной энергии они не смогут, – уточняет Косач. – Они хотят лишь одного – чтобы это использование осуществлялось под жестким контролем МАГАТЭ и не привело к появлению у Ирана ядерной бомбы, что действительно угрожает безопасности монархий Аравийского полуострова».

Сейчас монархи будут требовать своеобразного обмена «договор на договор», согласен Косач, и эти требования вполне перспективны. «Саудовская пресса пишет об этом достаточно серьезно и основательно, подчеркивая необходимость и обоснованность такого договора. Интервью, которое Обама дал ведущей арабоязычной газете Asharq Al-Awsat, говорит о том, что страны Залива могут достигнуть в этом вопросе значительного успеха. Обама соглашается на сотрудничество в сфере создания ракетного щита, он соглашается на очень широкое сотрудничество в сфере защиты морских коммуникаций. Обама откровенно называет Иран спонсором терроризма в регионе и говорит о том, что соглашение с Тегераном будет учитывать проблему безопасности аравийских монархий», – отмечает эксперт.

Слова Обамы о том, что санкции против Ирана будут применяться вне зависимости от заключения соглашения, будут восприняты в Тегеране с пониманием, полагает Косач. «Они понимают, что эти санкции не будут отменены все и сразу. Речь, напомню, идет о поэтапной отмене. И в Тегеране отдают себе отчет в том, что отмена санкций будет зависеть от того, какой курс будет проводить Иран в сфере ядерной энергетики, в сфере безопасности в Заливе, в отношении Йемена, Афганистана, Ирака. Там не питают по этому поводу никаких иллюзий».

..............