Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
27 января 2015, 19:01 • В мире

Фидель по-прежнему тверд

Фидель Кастро рассказал о своем отношении к США

Фидель по-прежнему тверд
@ EPA/ИТАР

Tекст: Антон Крылов

Несмотря на резкое потепление отношений между США и Кубой, которое уже выразилось во множестве взаимных уступок, Фидель Кастро своего отношения к Вашингтону не изменил. Вечно живой символ Боливарианского союза и кумир движения антиглобалистов сообщил об этом в рамках своего открытого письма, заодно опровергнув очередные слухи о своей кончине.

Фидель Кастро Рус написал письмо кубинским студентам, предупредив молодое поколение, что по-прежнему не доверяет Соединенным Штатам. «Не доверяю политике Соединенных Штатов и не обменялся с ними ни единым словом. Хотя это совсем не означает отказа от мирного решения военных конфликтов или опасностей», – уточнил лидер кубинской революции. «Мы всегда будем защищать сотрудничество и дружбу между всеми народами мира, даже с нашими политическими противниками», – напомнил он давний советский принцип «мирного сосуществования народов».

#{quote1}Однако, несмотря на недоверие, Кастро одобрил действия своего брата Рауля Кастро по улучшению кубинско-американских отношений. «Руководитель Кубы предпринял уместные шаги в соответствии со своими правами и полномочиями, данными ему Национальной ассамблеей и Коммунистической партией Кубы», – полагает Фидель.

Отказавшийся от всех официальных постов лидер революции редко прерывает молчание и высказывается о происходящем в мире. Фидель Кастро – безусловный патриарх не только кубинской, но и мировой политики, поэтому его слова заслуживают самого пристального рассмотрения.

Вечный команданте

Фидель Кастро родился в том же году, что и королева Великобритании Елизавета II, пережил 638 покушений, десятилетия блокады и, в отличие от многих революционных диктаторов, добровольно ушел в отставку после ухудшения состояния здоровья. Фиделя хоронили начиная с 2006 года, но пока что все слухи о его кончине оказывались ложными.

В середине прошлого века США считали Кубу своим абсолютным сателлитом, большим, чем сейчас Украину или страны Прибалтики. 70% кубинской экономики контролировалось американским бизнесом. Вопрос о самостоятельности Гаваны в политических решениях даже не поднимался, он просто не мог возникнуть. Тем болезненнее стала утрата.

Кастро стал коммунистом уже после прихода к власти, поначалу свержение диктатора Батисты подавалось как восстановление конституционного строя. Но очень быстро Куба встала на социалистический путь развития, получила экономическую, а затем и военную поддержку Советского Союза, что в результате стало причиной Карибского кризиса.

Ради сохранения жизни на Земле СССР вывел ядерные ракеты с Кубы, но экономическая поддержка Острова свободы сохранялась вплоть до подписания беловежских соглашений. И даже после того как в Европе социализм был полностью ликвидирован, а Китай и Вьетнам перевели экономику на капиталистические рельсы (при сохранении руководящей роли Компартии), Куба осталась заповедником социализма. При этом, в отличие от Северной Кореи, посещение Кубы не составляло большой проблемы ни для кого, кроме американских граждан, которым власти США строго запретили посещать блокадный остров (очень напоминает нынешний запрет на поездки в Крым, не так ли?).

Разумеется, Фидель Кастро не ангел во плоти. Как всякий политик, сумевший удержать власть на протяжении более 40 лет, он казнил бывших соратников, приближал к себе одни группировки и отдалял другие, принимал непопулярные решения и, наоборот, занимался откровенным популизмом. Кубу покинула приблизительно десятая часть населения, многие из мигрантов люто ненавидят Фиделя.

Но для многих он стал символом сопротивления диктату США. На Кубе создана великолепная медицина, достаточно высок уровень образования и, несмотря на общую бедность, нет откровенной нищеты, как во многих других странах Латинской Америки.

Куба под управлением братьев Кастро – живой пример того, что даже маленькая «банановая республика» может десятилетиями жить в условиях экономической блокады, не поступаясь своими национальными интересами. Более того, на протяжении многих лет Гавана вела достаточно активную внешнюю политику, направляя добровольцев (как сейчас сказали бы – «отпускников») поддерживать революции в других странах. Именно в ходе такого «отпуска» погиб легендарный Эрнесто Че Гевара – аргентинец по рождению, ставший героем Кубы. Странно, что Батисте не пришла в голову идея объявить революцию «аргентинским вторжением» на основании национальности Че Гевары или «мексиканской агрессией» в связи с тем, что повстанцы приплыли из Мексики.

Друг Фиделя, Че был убит по распоряжению агента ЦРУ Феликса Родригеса, что увеличивает счет лидера кубинской революции к Вашингтону.

После отхода от управления страной Кастро-старший окончательно превратился в духовного лидера тех стран Латинской Америки, которые не хотят послушно следовать в фарватере США. И хотя закоперщиком Боливарианского союза стал Уго Чавес, именно Кастро стал его символом. Сейчас в этом союзе состоят Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины и Сент-Люсия. У Гренады, Гаити, Парагвая, Уругвая, Ирана и Сирии статус «приглашенных членов».

Когда партнеры ваши – шулера

Недоверие Кастро к США объясняется не только его личным опытом и долгим списком счетов к Вашингтону. Пример Советского Союза и ситуация, в которой сейчас оказалась Россия, – лучшее предупреждение для всех, кто желает пойти на компромисс с Вашингтоном. Вашингтон не понимает и не принимает компромиссов. Только полный разгром, только тотальное подчинение.

Сложно сказать, о чем конкретно думали Михаил Горбачев и Борис Ельцин в начале 90-х годов, отказываясь от всех внешнеполитических достижений Советского Союза. Наверное, предполагали себе будущее Европы в пасторальных тонах: НАТО распущено, идея Шарля де Голля о Европе от Лиссабона до Владивостока реализована (нет ни визовых, ни таможенных барьеров), США – верный друг и добрый учитель, но при этом мнение Москвы по-прежнему является важным для развития всего мира.

Возможно, они вообще ни о чем таком не думали, а просто боролись между собой за власть.

Что произошло в 90-е годы в реальности, мы до сих пор отлично ощущаем. Россию выбросили или как минимум подвинули со всех традиционных рынков и зон политического и экономического влияния. Что думал Борис Ельцин по тому или иному международному вопросу, интересовало разве что занимающийся Россией аналитический отдел Госдепа. Вплоть до разворота самолета Евгения Примакова над Атлантикой никаких зримых протестов из Москвы против сложившегося положения дел не поступало.

После десятилетия безвременья Россия не смогла ничего противопоставить вступлению в НАТО практически всех стран Восточной Европы, включая бывшие советские республики. А когда Москва вновь заявила о своих интересах, из России начали усиленно лепить новую «империю зла»

Поэтому Фидель знает, о чем говорит. Разумеется, Кубе нужно добиваться снятия экономической блокады, для того чтобы получить доступ к мировым финансовым ресурсам. Но доверять США Кубе, безусловно, нельзя. Иначе сперва появятся американские экономические советники, потом бизнесмены-филантропы, потом открытые аукционы по распродаже госимущества – и за несколько лет Остров свободы опять превратится марионетку.

И тогда придется ждать рождения нового Фиделя и нового Че Гевары.

..............