Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
16 июня 2016, 11:04 • Спорт

Действия французов против российских болельщиков нарушили Венскую конвенцию

Действия французов против российских болельщиков нарушили Венскую конвенцию
@ imago sportfotodienst/Global Look Press

Tекст: Айнур Нуриев,
MSA, директор Gambit Law & Sports

Говоря о скандале с задержанием российских болельщиков, глава МИД России Сергей Лавров прямо обвинил французскую сторону в нарушении одного из основных международных договоров в области дипломатического права – Венской конвенции. Со своей стороны ВОБ готовится подать протест. В то же время полиция Франции пересмотрела свою тактику, а по части санкций со стороны УЕФА Россия еще «легко отделалась».

«То, что французы повели себя вопреки всем обязательствам Венской конвенции, – факт, я уже отправил соответствующее устное послание министру иностранных дел Франции с требованием не допустить более подобных нарушений», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя задержание автобуса с российскими болельщиками по дороге в Лилль, где проходил матч Россия – Словакия, закончившийся поражением россиян со счетом 2:1.

Оспаривать примененные санкции было бы не совсем корректно

После самого матча полиция, стремясь не повторять своих ошибок и пресечь беспорядки «в зародыше», задержала 27 болельщиков, из них 12 россиян (по данным французской стороны, четверо или пятеро из них участвовали в беспорядках в Марселе). При этом против англичан, которые целенаправленно последовали за российскими фанатами в Лилль, был применен слезоточивый газ. По итогам нападения «кэжуалсов» один россиянин – блогер Никита Панасюк – был госпитализирован. Уточняется, что он снимал на видео, как англичане поют фанатские песни (в том числе оскорбляющие Россию) и прыгают на припаркованных на улице машинах. В ответ английские фанаты попытались выбить камеру из рук Панасюка, который в результате получил травму головы.

Что же касается задержанных по дороге в Лилль, девять россиян были освобождены, но еще 20 будут выдворены из страны. Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ) уже заявило, что подаст протест на решение прокуратуры Марселя, тем более что в список депортируемых попал и глава объединения Александр Шпрыгин. Таков вкратце список юридических последствий, к которым привели беспорядки с участием российских и английских болельщиков.

Оценивая эту историю, прежде всего нужно четко отделять то побоище, что произошло в городе, от инцидента на трибунах матча Россия – Англия в том же Марселе, когда россияне прорвались в английский сектор. Безусловная доля вины в случившемся лежит на организаторах этого матча и правоохранительных органах. Учитывая, что уже до матча были заявления представителей УЕФА о том, что встреча Россия – Англия является одной из самых взрывоопасных с точки зрения риска возникновения стычек между болельщиками, надлежащих мер по обеспечению безопасности предпринято не было.

В частности, при подходе болельщиков к стадиону не было разделительных кордонов полиции, соответственно, российские и английские фанаты начали свои стычки еще до игры. Еще более удивляет тот факт, что во время самого матча между секторами россиян и англичан не было разделительных кордонов стюардов. В результате получилось то, что получилось – начались беспорядки, и фанаты сцепились друг с другом. Очевидно, что по данному эпизоду санкции должны быть применены не только к соответствующим футбольным ассоциациям, но и к организаторам соревнований – за ненадлежащее обеспечение безопасности, что вполне реализуемо в рамках Дисциплинарного регламента УЕФА. 

В то же время само решение УЕФА в части наложения штрафа на Российский футбольный союз в размере 150 тысяч евро и условной дисквалификации не вызывает никаких вопросов. Согласно статье 16 Дисциплинарного регламента УЕФА и статье 67 Дисциплинарного регламента ФИФА, каждая футбольная ассоциация во время проведения матча отвечает за поведение своих фанатов. Учитывая, что нарушения со стороны российских фанатов действительно были, оспаривать примененные санкции было бы не совсем корректно.

При этом санкции против россиян были применены более чем снисходительные, ведь за подобные нарушения, совершенные во время, скажем, матча Лиги чемпионов УЕФА, последовал бы не только штраф, но и, скорее всего, матч на нейтральном поле или несколько домашних игр без зрителей. Принимая же во внимание, что в рамках чемпионата Европы такие меры, как матч без зрителей, в принципе неуместны, было вынесено решение об условной дисквалификации. Косвенным подтверждением адекватности такой меры может служить тот факт, что РФС отказался обжаловать вынесенное УЕФА решение. Таким образом, в случае возникновения повторных беспорядков на матче с участием сборной России команда будет снята с турнира.

А вот вопрос законности действий французских правоохранительных органов в течение последующих дней после матча Россия – Англия, когда кого-то из российских болельщиков арестовали, кого-то выдворили из страны, а кого-то оштрафовали, действительно остается открытым. Отметим, что беспорядки, происходящие за пределами стадиона, не входят в зону ответственности УЕФА, попадая под юрисдикцию французских правоохранительных органов. Как следствие, полиция Франции может действовать так, как считает необходимым, – разумеется, в рамках имеющихся у нее полномочий. Полномочия в ситуации, когда существует серьезный риск нарушения публичного порядка, причинения вреда здоровью и безопасности граждан, всегда широки, вне зависимости от страны. Тут вполне уместно вспомнить случай с российскими болельщиками «Рубина», которых после терактов во Франции не пускали на гостевой матч с Бордо (газета ВЗГЛЯД подробно разбирала эту историю).

«Обнулять» Венскую конвенцию эти полномочия, разумеется, не могут. В то же время, учитывая серьезность беспорядков, имевших место в Марселе, и их последствий, реакция полиции вполне ожидаема. Сюда входит и задержание российских болельщиков по дороге в Лилль по обвинению в убийстве английского фаната. В данном случае речь не идет о какой-то коллективной ответственности всех болельщиков. Скорее вопрос в том, что полиция Франции хочет задержать предполагаемого виновного, пока он не покинул пределы страны, вот и задержали всех до выяснения обстоятельств дела.

Безусловно, можно спорить о чрезмерности таких действий полиции, когда задерживают весь автобус с фанатами. И, говоря о том, что французские власти были обязаны в тот же момент, когда задержание произвели, проинформировать об этом посольство или генеральное консульство России в Марселе (в итоге представители российских загранучреждений узнали об инциденте из социальных сетей), Сергей Лавров абсолютно прав. Но полномочия на задержание как таковое у сотрудников полиции, очевидно, есть. Последующие споры сведутся лишь к тому, кто возместит расходы тем россиянам, кому в итоге не будут предъявлены обвинения в связи со смертью английского фаната (неудачный для сборной матч они были вынуждены пропустить), так что протест со стороны ВОБ имеет практический смысл.

..............