Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
25 июля 2017, 19:25 • Общество

Рост платежей требует роста качества государства

Рост платежей требует роста качества государства
@ Сергей Савостьянов/ТАСС

Tекст: Ирина Алкснис

Целая серия последних инициатив, прямо затрагивающих карман обывателя, укладывается в важную тенденцию. И отмена бесплатного багажа для некоторых видов авиабилетов, и изменение авиационных правил – все это очередные признаки попыток изменить то, что называется общественным договором. Все это может быть воспринято российским обществом без особых эксцессов, но при одном условии.

На фоне одобренного Советом Федерации закона об отмене бесплатного багажа при покупке невозвратных билетов во вторник параллельно разразился еще один небольшой скандал.

Инициативы, подобные сегодняшней от Минтранса, даже у самых понимающих, терпеливых и лояльных людей вызывают возмущение и бешенство

Министерство транспорта разместило на своем сайте проект новых авиационных правил. Согласно проекту, в списке вещей, которые пассажир мог бы взять с собой на борт без дополнительной платы, отсутствовали верхняя одежда, зонт, ноутбук, мобильный телефон, фотоаппарат и видеокамера. Предложение, разумеется, вызвало просто взрыв негодования в социальных сетях.

Спустя несколько часов Минтрансу устроила головомойку глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она подвергла критике не только саму инициативу, но и то, что откровенно сырой проект вообще был обнародован. При этом Матвиенко использовала весьма жесткие комментарии в адрес разработчиков данного предложения, назвав его глупостью и «коллективной безответственностью».

После этого Минтранс пришел в себя и дал разъяснения, заявив, что перечисленные вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере пяти килограммов.

Перипетии пассажирских авиаперевозок последнего времени органично совпали с введением курортного сбора, который в ряде российских регионов начнут взимать уже с 1 мая 2018 года.

Регионы уже определились с его размером. В Крыму сумма курортного сбора составит от 25 до 35 рублей в сутки. Туристы должны будут платить его полностью в начале отдыха. Потенциальный доход полуострова за пять лет власти оценили в 16 млрд рублей. В Краснодарском крае путешественники должны будут оплатить курортный сбор в размере 20–30 рублей, а на Ставрополье – 30–50 рублей. На Алтае в городе-курорте Белокурихе отдыхающие должны будут заплатить по 30 рублей.

Следует отдать должное региональным властям, которые в большинстве своем вполне адекватно подошли к установленным тарифам курортного сбора. При 25 рублях в сутки за десять дней отдыха семьи из четырех человек сбор составит тысячу рублей – сумма, которая не вызовет отторжения у абсолютного большинства.

Однако член Совета Федерации от Республики Алтай Владимир Полетаев отметил несправедливость сложившейся ситуации, поскольку сбор касается именно курортных мест, в то время как существенную туристическую нагрузку несут на себе другие популярные места в стране – от Золотого кольца до того же Горного Алтая. В результате сенатор предложил ввести – по аналогии с курортным – еще один сбор, названный им рекреационным. По замыслу сенатора, сбор поможет пополнить местные бюджеты популярных у туристов территорий.

Все эти, а также другие подобные темы (вроде коммунального платежа за капремонт) представляют собой запутанный узел разных проблем, каждая из которых сама по себе требует отдельного серьезного осмысления.

С одной стороны, налицо объяснимое стремление бизнеса к увеличению прибылей (если речь идет о нововведениях в сфере пассажирских авиа- и не только перевозок) и, в общем, похвальное содействие ему в этом государства. А ведь обвинение российского государства в том, что оно не помогает бизнесу, является привычным.

С другой стороны, можно понять регионы, пытающиеся найти новые источники доходов. На них перекладывается все больше ответственности и к ним предъявляются все более жесткие требования (как населением, так и федеральными властями). Для этих регионов дополнительные десятки миллионов рублей в бюджет от курортного (и, возможно, в будущем – рекреационного) сбора являются важным подспорьем.

Более того, текущие события вполне укладываются в русло мировых тенденций, в том числе в «цивилизованном мире». Россия просто заимствует широко распространенные в мире практики, включая политику крупнейших лоукостеров и самых популярных курортов.

Все эти изменения являются не просто обычными мерами финансового порядка. Они затрагивают миллионы людей – а значит, меняют существовавший много десятилетий в России общественный договор. Достаточно сказать, что в нашей стране с советских времен цена за багаж была заложена в цену билета и никогда не требовалось платить отдельные деньги просто за факт пребывания на курорте.

Иначе говоря, прямо сейчас государство, общество и бизнес находятся в процессе поиска новой точки равновесия, обновленной версии общественного договора. Понятны не самые добрые чувства, которые испытывают жители России по этому поводу: изменения в общественном договоре прямо оплачиваются из их собственного кармана, происходят, по сути, за их счет.

Именно поэтому инициативы, подобные сегодняшней от Минтранса, даже у самых понимающих и лояльных вызывают возмущение. Можно только догадываться, кому и зачем такие инициативы нужны. Ведь несложно понять, что изменение общественного договора подразумевает очевидный вопрос с неочевидным ответом. Что получит государство от гражданина, предельно ясно – но что в ответ получит от государства сам гражданин? Вернутся ли гражданам их затраты обратно – в виде улучшения инфраструктуры (прежде всего туристической), сервиса, повышения качества российского государства в целом?

Ведь только в таком случае новый общественный договор окажется честным.

..............