Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
4 апреля 2016, 19:35 • Общество

Резкая реакция на осквернение статуи Будды выглядит закономерной

Резкая реакция на осквернение статуи Будды выглядит закономерной
@ кадр из видео

Tекст: Антон Крылов

Когда Pussy Riot устроили пляски в храме Христа Спасителя, комментаторы отмечали: «попробовали бы они сделать это в мечети», имея в виду, что мусульмане к оскорблению своих святынь относятся куда жестче, чем православные. Теперь выяснилось, что «делать это» в хуруле – так калмыки называют буддистские храмы – тоже не стоит. Реакция может быть крайне суровой.

Как уже сообщалось, в субботу в столице Калмыкии Элисте произошел беспрецедентный случай. Относительно молодой (22 года) человек по имени Саид Османов из дагестанской команды борцов справил нужду на статую Будды, пнул ее ногой и отправил видеозапись в социальную сеть Periscope.

Сделанное Османовым – это «облегченная версия» того, что сделали талибы в 2001 году, когда уничтожили знаменитых Бамианских будд

Сложно сказать, на что рассчитывал борец, когда совершал кощунство, но реакция была очень быстрой и резкой – как со стороны общества, так и со стороны власти. Сперва жители Элисты пришли в гостиницу, где остановилась команда из Дагестана, и сумели заставить Османова встать на колени и извиниться. Затем подключились власти обеих республик. Совместное обращение председателя правительства Абдусамада Гамидова и главы Калмыкии Алексея Орлова было оперативно опубликовано на канале «Вести Калмыкия» в YouTube.

«В Дагестане новость о поступке (земляка – прим. ВЗГЛЯД) приняли с возмущением. Все дагестанцы осуждают этот безнравственный поступок. Поэтому я от себя лично приношу глубокие извинения нашему братскому калмыцкому народу. Наши народы жили всегда в добрососедстве», – напомнил Гамидов.

А Орлов, в свою очередь, сообщил, что подозреваемый задержан, возбуждено уголовное дело по ст. 148 ч. 2 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). Это и есть та самая статья «об оскорблении чувств верующих», принятая после дела Pussy Riot, которые, напомним, были осуждены за хулиганство. Максимальный срок, предусмотренный статьей, – три года лишения свободы. Впрочем, нельзя исключать, что к статье об оскорблении чувств верующих добавятся и злостное хулиганство, и «унижение достоинства группы лиц... по признакам отношения к религии».

Затем представитель суда сообщил, что Османов арестован на два месяца, а глава Дагестана Рамазан Абдулатипов поговорил с коллегой из Калмыкии и сообщил, что уволил тренера команды, в которую входил горе-борец, а также объявил министру спорта региона Магомеду Магомедову выговор.

Столь резкая и оперативная реакция чиновников понятна и объяснима. Дагестан и Калмыкия непосредственно граничат, и новый конфликт, подобный тому, что был в начале 90-х между Северной Осетией и Ингушетией, никому не нужен. Поэтому никакие извинения со стороны Дагестана не будут лишними, никакие санкции в отношении виновных – чрезмерными.

Что удивляет – это реакция некоторых представителей московской публики, знакомых с буддизмом по книгам Виктора Пелевина и фейковым цитатам далай-ламы. Как христианство ни в одной своей версии не является религией всепрощенчества, так и буддизм, особенно в своей тибетской форме, которая исповедуется, в частности, в Калмыкии, не является религией абсолютных пацифистов. Буддисты умеют жестко защищать свои интересы и требовать от окружающих уважения к своим святыням.

Например, в Таиланде, где буддизм – государственная религия, туристы, которые пытаются в ненадлежащей одежде войти в храм, вежливо, но настойчиво принуждаются к надлежащему поведению, а иностранных туристов и в этой стране, и в других буддистских странах регулярно осуждают за осквернение святынь.

Известны беседы Будды с генералом Синхой, в которых, в частности, говорится:

«Кто заслуживает наказания, должен быть наказан, и того, кто достоин поощрения, следует поощрить. В то же время Татхагата (так Будда называл себя – прим. ВЗГЛЯД) учит не причинять вреда никаким живым существам, но быть исполненным любви и доброты. Эти заповеди не противоречат друг другу, ибо тот, кто должен быть наказан за совершаемые им самим преступления, пострадает не из-за недоброжелательства судьи, но вследствие своего злодеяния». 

Поэтому удивиться поведению жителей Элисты может только недалекий человек, плохо знакомый с теорией и практикой буддизма.

Более того, осквернив статую Будды, дагестанский борец нарушил и законы ислама. В Коране крайне четко и однозначно говорится: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом, Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали» (сура «Ан`ам», аят 108).

Конечно, с точки зрения современной морали логика «не оскорбляйте невежественных, а то они станут оскорблять» выглядит довольно прямолинейно и даже слегка обидно, но для 7-го века по Р. Х., когда писался Коран, это весьма веротерпимое замечание. Собственно, именно поэтому арабам, туркам и другим мусульманским народам удалось создать многонациональные империи, которые просуществовали столетия. Ислам в своей классической форме – весьма веротерпимое учение. Талибы, ИГ и прочие желающие заставить весь мир молиться именно так, а не иначе, имеют не больше отношения к учению Мухаммеда, чем сжигавшие еретиков инквизиторы – к завещанному Христом.

Поэтому по всем законам – и Уголовному кодексу, и религиозным правилам ислама, не говоря уж о буддизме, дагестанский борец должен понести наказание.

Также следует отметить, что уже в который раз преступник сам выкладывает в интернет компромат на себя. Раньше так делали в основном избивавшие ровесников подростки, теперь речь идет о физически взрослом, но, видимо, так и не повзрослевшем морально человеке. Скорее всего, именно на это будет напирать защита – что, мол, «обвиняемый не осознавал общественной опасности своего проступка».

Но на самом деле сделанное Османовым – это «облегченная версия» того, что сделали талибы в 2001 году, когда уничтожили знаменитых Бамианских будд, или террористы ИГ, когда рушили достопримечательности Пальмиры. Принципиальной разницы нет.

С одной стороны, можно только приветствовать слаженную и оперативную реакцию дагестанских властей, отреагировавших на совершенное их земляком. С другой стороны, приходится констатировать, что не имеющие отношения к традиционному исламу радикальные учения, несмотря на активную борьбу с ними, по-прежнему имеют своих сторонников на российском Кавказе. Ведь, выкладывая свое преступление в Periscope, Османов явно рассчитывал на одобрение единомышленников.

«Мир есть доброе дело», – говорится в Коране. В этот раз противникам мира не удалось добиться вспышки насилия, но инцидент в Элисте подтвердил, что попытки сделать это продолжаются.

..............