Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
11 марта 2016, 21:01 • Общество

«Украинский флот представляет собой жалкое зрелище»

«Украинский флот представляет собой жалкое зрелище»
@ Сергей Мамонтов/РИА Новости

Tекст: Иван Чернов, Михаил Мошкин

Дезертирство с украинского флота принимает угрожающие масштабы, учитывая и без того поредевший после крымских событий личный состав ВМС страны. Впрочем, дело не только в нынешних преимуществах «оккупированного» Крыма. Деградация одного из флотов – наследников Краснознаменного ЧФ началась задолго до того, как «уплыл» Севастополь. Что упустила Украина за годы своей независимости?

Как стало известно в пятницу, созданная по поручению президента Украины Петра Порошенко и минобороны Украины рабочая группа выявила множественные случаи дезертирства личного состава украинского флота и посещение флотскими офицерами «оккупированного» Крыма.

Если другие виды вооруженных сил Украины хотя бы формально являются достаточно большими, то их флот, как формально, так и фактически – нулевая величина

Судя по данным, которые приводит одесское издание «Думская.net», в 2015 году воинские части ВМС Украины самовольно оставили 559 военнослужащих, из которых нашли только 122. С начала этого года дезертировали еще 87 моряков – вернули только 13. При этом украинские военные не только не ищут дезертиров, но и скрывают сами факты побегов. По 286 военнослужащим, оставившим части, нет никакой информации в документах флота.

Кроме того, в прошлом году, несмотря на предупреждение со стороны Службы безопасности Украины, под предлогом семейных обстоятельств Крым посетили 155 украинских офицеров.

Также по итогам проверки выяснилось, что командующий ВМСУ контр-адмирал Сергей Гайдук после задержания в марте 2014 года сотрудниками ФСБ России в здании штаба военно-морских сил Украины в Крыму передал российским спецслужбам дела всех офицеров флота.

Среди других нарушений обнаружилась растрата 1,5 млн гривен (58 тыс. долларов), выделенных на ремонт камбуза флагмана украинского флота фрегата «Гетман Сагайдачный». Закупленное технологическое и холодильное оборудование не смогли установить из-за непригодности к эксплуатации на боевых кораблях.

Кроме того, командующий ВМС Украины Сергей Гайдук подозревается в кумовстве. По данным украинских СМИ, сын командующего флотом, старший лейтенант Евгений Гайдук был отправлен в Канаду на языковые курсы, а в штабе флота служит падчерица действующего контр-адмирала Дмитрия Тарана. Данные факты противоречат закону Украины «О противодействии коррупции».

В получивших огласку документах также отмечается, что «ситуация вокруг военно-морских сил Украины становится все более напряженной, и на сей раз соседняя агрессивная империя ни при чем», передает ТАСС.

Дело, возможно, не только в мифической «агрессии». По данным заместителя министра обороны России Татьяны Швецовой, средний уровень денежного довольствия российских военнослужащих в 2015 году составил 62,2 тысячи рублей. При этом, судя по заявлению премьера Украины Арсения Яценюка, стрелок-контрактник, воюющий в т.н. «зоне АТО», то есть априори один из самых высокооплачиваемых бойцов украинских вооруженных сил, получает повышенное довольствие в 7 тыс. гривен (около 21 тыс. рублей).

Моряков все меньше, адмиралов все больше

Поведение военнослужащих ВМС неудивительно, полагает контр-адмирал ВМФ России в отставке Константин Шопотов.  «Есть понятие: одна жизнь – одна присяга. А когда человек заново кому-то присягает, я думаю, что после этого он будет чувствовать себя не в своей тарелке», – заметил Шопотов в комментарии газете ВЗГЛЯД, говоря об офицерах украинских ВМC, которые в свое время при разделе Черноморского флота перешли на украинскую сторону.

Отметим, что масштаб дезертирства из украинских ВМС действительно следует признать впечатляющим, учитывая общую численность личного состава.

Можно сослаться на данные, которые в сентябре 2015 года привел человек, явно благожелательно относящийся к киевским властям – командующий 6-м флотом США вице-адмирал Джеймс Фогго. По его оценке, после т.н. «аннексии» Крыма ВМС Украины лишились двух третей личного состава (численность флота сократилась с 17 тыс. до 5 тыс. человек) и потеряли две трети кораблей. Заметим, что в 2006 году личный состав ВМС Украины – 22 тыс. человек.

В июле 2015 года замначальника штаба командования ВМС Дмитрий Таран поведал, что из-за «российской агрессии» Украина потеряла 75% личного состава флота в Крыму.

«Если другие виды вооруженных сил Украины хотя бы формально являются достаточно большими, то их флот, как формально, так и фактически – нулевая величина. А после событий марта 2014 года эта величина, скажем так, стала еще более нулевой», – констатировал в комментарии газете ВЗГЛЯД заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Напомним, что во время крымских событий в марте 2014 года Андреевский флаг ВМФ России подняли 54 из 67 кораблей и судов ВМС Украины (в их числе 8 боевых кораблей и единственная подводная лодка украинского флота, дизель-электрическая ПЛ «Запорожье»). К слову, в Главном штабе ВМФ России сообщили, что «Запорожье» неисправна и не будет использоваться.

По понятным причинам ВМСУ лишились единственного военно-морского учебного заведения – севастопольской Академии военно-морских сил имени П. С. Нахимова.

По словам Тарана, по состоянию на июль 2015 года ВМС Украины располагали только примерно 40 кораблями, которые морально устарели, а половина из них требует ремонта.

Кроме того, 2 марта командующий 10-й бригадой морской авиации Украины (которая базировалась в Крыму и, собственно, составляла всю авиацию ВМС страны) Игорь Бедзай сообщил «Радио Свобода*»: в общей сложности около 70% личного состава подразделения перешли на службу в Россию. «Нас было 900 человек в бригаде. Более 300 вышли, но из них еще 50 потом в Украине демобилизовались и вернулись в Крым жить», – сообщил Бедзай. Среди них, по его словам, были и три командира экипажей вертолетов, которые во время крымских событий в сложных условиях сумели увести подчиненные им машины с полуострова.

В январе прошлого года было объявлено, что штатная численность морского штаба ВМС Украины, составляющая свыше 500 военнослужащих, будет уменьшена до 190 военнослужащих. При этом тогда же, согласно указу Петра Порошенко, общее количество адмиралов и генералов в военно-морских силах было увеличено до 13 человек.

Надувной подарок американцев

#{image=956048}Модернизация украинского флота «впечатляет». В январе прошлого года по программе материально-технической помощи флоту Украины США передали пять быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M.

Еще одно пополнение – 11 ноября 2015 года ВМФ Украины был спущен на воду первый (из двух запланированных) малый бронированный артиллерийский катер класса «Гюрза-М».

Как пояснил тогда газете ВЗГЛЯД военный эксперт, капитан 1-го ранга Константин Сивков, бронирование такого катера не может превышать 25 мм. «Реально там 15–16 миллиметров, в основе проходит броневой пояс, бронированная рубка. В лучшем случае эта броня защитит его от пуль крупнокалиберных пулеметов. И то не всех. Так что все это игры, – пояснил Сивков. – 51 тонна – это смешно, это убожество. Обычный танк прошибет такой катер насквозь. Этот катер способен сделать короткий набег в прибрежной части, высадить диверсионную группу, обстрелять цель на побережье и тут же успеть сбежать, пока не накатили». «Гюрза-М» – первый с советских времен украинский военный корабль собственной, современной постройки. 

По словам Александра Храмчихина, известно количество боевых украинских кораблей – их всего семь штук. Остальные представляют собой мелкие катера и суда обеспечения, которые боевыми кораблями уже не назвать. «Строят катера в Киеве, корабли побольше – в Николаеве. Но в Николаеве строят уже давно, с 2012 года. И пока единственный экземпляр даже не спущен на воду. Хотя все это очень небольшие корабли и по идее должны выпускаться по нескольку штук в год. Остальные же – это не больше чем катера для пограничной охраны», – отметил эксперт.

«Одесса не военный порт»

«Основные силы Украины базировались в Севастополе, не в Одессе, где все же в первую очередь не военный порт, – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. – В Крыму Украина потеряла не только корабли, но и складскую, ремонтную базы. Чтобы что-то с нуля создавать в Одессе, нужны очень большие деньги. Мы знаем это по опыту строительства порта в Новороссийске. Это дорого и очень долго, Украина, конечно, этого сделать не сможет», – добавил он.

#{weapon}Фролов отметил, что в прошлом году ВМС Украины начали испытания двух бронекатеров, которые в этом году могут войти в состав флота. На этом пополнение заканчивается. «Где они могут брать корабли? Корвет, думаю, никогда не достроят. А так могут попросить у кого-то подержанные суда. Может, кто-то из стран НАТО поделится старьем за небольшие деньги, может, турки окажут какую-то помощь. Но в любом случае это будет такая разномастная группа кораблей, говорить о полноценном военно-морском флоте не приходится», – заключил он.

Без «Украины» и «Варяга»

Заметим, что независимая Украина получила впечатляющее советское наследство. Начнем с того, что при распаде Советского Союза Киев претендовал на весь Черноморский флот ВМФ СССР – такой указ издал сначала Верховный совет, а затем, в апреле 1992 года, первый президент Леонид Кравчук. Впрочем, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (построенный в 1988 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве) из-за неопределенного статуса еще в декабре 1991 года «ушел» на Северный флот.

Тогда же, в апреле 1992-го, Борис Ельцин издал указ, переподчиняющий ЧФ Министерству обороны России. «Война указов» разрешилась Дагомысскими соглашениями 3 августа 1992 года, после которых и начался долгий процесс дележа Краснознаменного ЧФ.

По соглашению от 1997 года ВМС Украины были переданы 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов, значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества.

Показательна судьба кораблей, которые могли бы стать гордостью флота самостийной державы.

В 1993 году украинскому флоту передали недостроенный ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» (тут же переименованный в «Украину»). Крейсер, который должен был сойти со стапелей Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара, так и не достроили.

При Викторе Януковиче Киев обращался за помощью к Москве, в 2010 году командование нашего ВМФ говорило о возможности покупки «недостроя», в 2011-м тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что ракетный крейсер «Украина» российская сторона возьмет только даром. После Майдана новый глава Николаевской облгосадминистрации Николай Романчук заявил, что недостроенный крейсер «Украина» нужно немедленно продать, не спрашивая разрешения y России, поскольку в настоящее время y государства нет денег на достройку, а содержание обходилось казне на тот момент в 6 млн гривен в месяц.

В 1998 году Украина продала Китаю недостроенный тяжелый авианесущий крейсер «Варяг». Достроенный и переоснащенный корабль (с 2012 года – авианосец «Ляонин») несет службу на Народно-освободительном флоте КНР. К слову, «Варяг» приписан к порту Далянь – бывшему российскому Порт-Артуру.

Неутешительный итог

По оценке первого послемайданного и. о. министра обороны Украины Игоря Тенюха, в военно-морских силах по состоянию на 1 марта 2014 года «условно боеспособны только четыре корабля: фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Тернополь», корабль управления «Славутич» и большой десантный корабль «Константин Ольшанский», но «какие-либо действия, способные представлять угрозу (российскому) Черноморскому флоту, данные корабли проводить неспособны».

Судя по ныне вскрывшимся обстоятельствам, положение дел практически не изменилось. А намерение Украины построить подводный флот «до 2020 года в составе двух–четырех подводных лодок» вызывает обоснованные сомнения.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов констатирует, что от украинского флота «почти ничего не осталось». «У них есть только один фрегат – бывший патрульный корабль «Гетман Сагайдачный», несколько небольших десантных кораблей, но очень изношенных, и некоторое количество вспомогательных судов. Вот и все», – перечислил эксперт.  

«Лодок подводных у них нет. Надводные корабли? Строят или не строят, я не знаю. Но тоже особенно ничего нет, – в свою очередь констатирует контр-адмирал в отставке Константин Шопотов. – Те, что мы им передали в свое время, тем кораблям уже сколько лет сейчас? Вот именно, что очень много», – рассуждает он.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............