Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

21 января 2016, 13:31 • Общество

Новая планета Солнечной системы еще не открыта

@ Канал на youtube - caltech

Tекст: Иван Чернов

Два астронома из Калифорнийского технологического института – американец Майкл Браун и выходец из России Константин Батыгин – заявили об обнаружении девятой планеты Солнечной системы, у которой пока даже нет названия. Российские эксперты называют это заявление интересным, но отмечают, что пока еще планета не видна и даже не открыта, высказана лишь гипотеза о ее существовании.

Не совсем открытие

Своей оценкой «открытия» новой планеты Солнечной системы с газетой ВЗГЛЯД поделились несколько космических экспертов. Выяснилось, что пока речь может идти даже не об открытии, а о высказанной гипотезе, на доказательство которой уйдет не менее нескольких лет.

«Это интересно. Но все-таки новая планета, о которой заявляется, пока невидима. И говорить о ней что-то в связи с этим сложно. Для меня это, скорее, интересный будущий объект для исследований. А то, что на поясе Койпера можно найти множество ранее неизвестных небесных тел, тоже было известно давно, это не новость», – рассказал научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев.

В свою очередь старший научный сотрудник Главной астрономической обсерватории (Пулковской) Российской академии наук Сергей Смирнов не высказал большого удивления тем, что об открытии новой планеты Солнечной системы было заявлено только сейчас, в XXI веке.

«Ну и что, что XXI век? Если так посмотреть, то примерно каждое столетие в последнее время приносило нам по одной новой планете Солнечной системы. В XVIII открыли Уран, в XIX – Нептун, в XX – Плутон. Правда, уже в начале XXI века Плутон, как вы знаете, «разжаловали» в более низкий класс небесных тел, перевели в разряд карликовых планет. Что касается нового открытия, я только недавно распечатал статьи из зарубежных научных журналов и пока могу сказать только о том, что новое небесное тело, о котором идет речь, достаточно крупное. И если удастся доказать его существование, оно уже не будет переведено в разряд карликовых планет, как Плутон», – отметил он.

По словам Смирнова, Майкл Браун и Константин Батыгин все же не «открыли» новую планету, а пока только высказали гипотезу о ее существовании на основе ряда косвенных признаков. И уйдет не менее нескольких лет на ее поиски. «Начинаются драматические поиски планеты, такие же были, когда открывался Уран или Нептун. А изучать заявления двух ученых начали не только в Пулковской обсерватории, но и, если говорить о Петербурге, в Институте прикладной астрономии РАН, в астрономическом институте при университете. Поиск будет непростым, поскольку есть очень широкая зона для наблюдений», – полагает он.

Кроме того, эксперт не исключил, что нынешнее заявление Брауна и Батыгина в какой-то мере может быть и пиар-акцией. «Сами авторы гипотезы отводят несколько лет на то, чтобы привести все необходимые доказательства. А учитывая грантовую систему финансирования подобных исследований, это неплохая возможность для них получить хороший, дорогой грант на работу в течение ближайших пяти лет. Впрочем, мы все, конечно, должны пожелать им успеха в этой интересной работе. О Константине Батыгине ничего сказать не могу, это еще достаточно молодой человек, он родился в России, но уже детство и юность провел в другой стране. Коротко пообщавшись с коллегами, я понял, что никто из них с ним не знаком. А Майкл Браун уже был известен открытиями объектов на окраине Солнечной системы», – рассказал Смирнов.

Комментируя прозвище Брауна, которое тому дали некоторые СМИ – «убийца Плутона» (из-за того, что он проголосовал за перевод этой бывшей планеты Солнечной системы в разряд карликовых – прим. ВЗГЛЯД), Сергей Смирнов отметил, что подобные сравнения могут быть забавными, но вопрос о Плутоне действительно был сложным и едва не расколол астрономическое сообщество.

«И наши астрономы, участвовавшие в голосовании об изменении статуса Плутона, были в некотором недоумении: одна часть их друзей из разных стран мира голосовала за, другая – против», – вспомнил он.

Что касается возможности открытия новых планет в Солнечной системе, собеседник газеты ВЗГЛЯД ничего отрицать не стал. «Межзвездное пространство и окраины Солнечной системы таят в себе еще много загадок. И помимо многочисленных комет и астероидов, не будем исключать, что там можно найти и новые планеты», – отметил он.

И о названии для нового небесного тела пока говорить рано. Официальное и окончательное название (такое, как Уран или Нептун) присуждается планете только после того, как ее существование доказано на 100%, известна ее орбита и другие характеристики. До этого только что открытые небесные тела обычно носят временное название, состоящее из года и месяца открытия латиницей и порядкового номера.

«Планета X»

Согласно исследованию Калифорнийского технологического университета, в Солнечной системе может существовать девятая планета, которая вращается вокруг Солнца на расстоянии в 20 орбит Нептуна. Об этом рассказали в научном журнале Astronomical авторы открытия – сотрудники института американец Майкл Браун и выходец из России Константин Батыгин.

Интересно, что Майкла Брауна иногда называют «убийцей Плутона», поскольку именно он инициировал процедуру импичмента для этой малой планеты на Астрономическом конгрессе в 2006 году, так как ее диаметр был даже меньше спутника Земли Луны. Таким образом, теперь на место Плутона может встать другая планета, открытая им же, сообщает ТАСС.

Предположения о существовании крупной девятой «планеты X» высказывались и раньше. Браун и Батыгин решили опровергнуть своими расчетами эту гипотезу, но неожиданно для себя пришли к противоположному результату.

Сообщается, что новую, еще безымянную планету удалось обнаружить пока лишь с помощью компьютерного моделирования при изучении движения малых небесных тел в дальнем космосе.

Это так называемое открытие на кончике пера. Примерно так был открыт Нептун: благодаря предварительным вычислениям орбит и возмущений в движении планет, прежде всего Урана, и других небесных тел, передает «Вести.ру».

Новая планета-гигант в Солнечной системе находится примерно в 20 раз дальше от Земли, чем названный именем бога морей Нептун. Масса пока безымянной планеты в 5–10 раз превышает массу Земли. Это позволяет оказывать ей заметное гравитационное воздействие на многочисленных обитателей пояса Койпера – области пространства за пределами орбиты карликовой планеты Плутона.

Девятая планета могла быть выброшена на периферию Солнечной системы «ревностью» двух других гигантов – под воздействием гравитационных сил Юпитера или Сатурна. Новая девятая планета Солнечной системы должна быть примерно в два–четыре раза больше в диаметре, чем Земля. Это значит, что она в Солнечной системе окажется пятой по размеру после Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.

Правда, в ближайшие пять лет астрономы вряд ли смогут разглядеть девятую планету Солнечной системы в телескоп с Земли. Сделать это не позволяет современная оптическая техника.

В интервью «Ленте.Ru» один из двух авторов нового открытия, выходец из России Константин Батыгин признался, что о физических свойствах новой планеты известно пока немного. Можно лишь предполагать, что она похожа по химическому составу на Уран или Нептун. Возраст планеты – около 4,5 млрд лет. И у нее могут быть спутники, опять же, пока не открытые. О названии для новой планеты ее «отцы» пока не думали, вернее решили, что «это лучше доверить мировой общественности». Наконец, Батыгин не исключил, что в принципе в Солнечной системе еще можно найти и другие, новые планеты.

Reuters добавляет, что «вычислить» новую планету двум исследователям удалось благодаря компьютерному моделированию гравитационных эффектов на несколько мест в области поиска. Компьютерная модель также предсказала расположение ряда других объектов за орбитой Нептуна, в области, известной как пояс Койпера. Когда они это увидели, по признанию Майкла Брауна, его «челюсть упала на пол».

Об «убийце Плутона» Брауне пишет и New Scientist.

«Все те люди, которые сошли с ума оттого, что Плутон больше не планета, будут рады узнать, что существует другая, реальная планета и ее еще можно найти», – приводятся слова ученого.

По данным издания, поначалу Браун и его коллега изучали пояс Койпера, обнаружив в нем множество мелких тел. И одно из них – под названием 2012 VP113, обнаруженное в 2014 году – подняло вопрос о возможности существования большой далекой планеты. Астрономы начали целенаправленные поиски, и вот результат.