Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
25 декабря 2015, 08:08 • Общество

Российские мусульмане договариваются об объединении

Российские мусульмане договариваются об объединении
@ Михаил Климентьев/РИА «Новости»

Tекст: Андрей Резчиков, Михаил Мошкин

Мусульмане России могут наконец объединиться под общим началом. Сообщается о создании всероссийского духовного управления во главе с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным. Одни эксперты полагают, что эта структура станет противовесом растущему влиянию ваххабитов и эмиссаров ИГИЛ. Другие сомневаются: муфтий Талгат Таджуддин, анонсировавший это объединение, может выдавать желаемое за действительное.

Российская мусульманская община объединяется в единую структуру. Верховным муфтием России назначен глава духовного управления мусульман Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин. Об этом сообщил в четверг глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджуддин, который до этого момента занимал пост верховного муфтия – но «по версии» именно этой структуры.

Еще в середине сороковых годов у Сталина на столе лежал план по созданию единого муфтията СССР с центром в Москве

Поясним: в современной России, так же как и в Советском Союзе, не существовало единого и неделимого духовного управления мусульман. В частности, в России действовали три крупные структуры: ЦДУМ с центром в Уфе, Совет муфтиев России (СМР, основу которого составляет Духовное управление мусульман России с центром в Москве), а также Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).

Теперь же, по словам муфтия Таджуддина, ЦДУМ, СМР и независимый муфтият Татарстана объединяются в централизованную мусульманскую организацию, у которой будет пять руководителей.

«Мы договорились принципиально с Равилем-хазратом Гайнутдином (глава СМР) о том, что духовные управления, объединяемые ЦДУМ, все входят в состав Совета муфтиев России. А Совет муфтиев России – те (духовные управления), которые там сейчас есть, входят в состав ЦДУМ. Таким образом, Совет муфтиев России становится совещательным органом мусульман России, а Равиль Гайнутдин – его председателем, (...) туда будут входить все главы духовных управлений мусульман России», – пояснил суть реформы Талгат Таджуддин.

Независимое Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана было избрано в качестве одной из основ нового объединения – вероятнее всего, в силу того, что именно у этой структуры наибольшее число зарегистрированных общин в России, и именно татарстанский ДУМ обладает заметным влиянием на российскую умму.

Добавим, что в четверг в Казани представители ДУМ Татарстана совместно с республиканским УФСИН и Российским исламским университетом отчитались о проделанной работе: с 2013 года более 70 сотрудников ФСИН из разных регионов России прошли обучение по дисциплине «Исламоведение» на базе Казанского федерального университета. «На занятиях освещаются вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом и выявления лиц, изучающих радикальные течения в исламе», – сообщили казанские СМИ.

«Будет отвечать за проверку литературы на наличие экстремизма»

Татарстанский муфтий Самигуллин, став муфтием «всея Руси», «будет отвечать за издание фетв (в шариате фетва – правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу – прим. ВЗГЛЯД), за подготовку и контроль программ обучения духовных учебных заведений». Кроме того, верховный муфтий будет отвечать «за издание литературы и ее проверку на наличие экстремизма».

Заметим, что не далее как 18 декабря в Алтайском крае, на границе Казахстана и России пограничники изъяли литературу, предположительно, экстремистского содержания, которую ввозили в Россию иностранные граждане – и это не первый случай такого рода.

При этом следует напомнить о недавнем скандале, вспыхнувшем из-за решения судьи Южно-Сахалинского суда, признавшей «экстремистским материалом» книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе». По мнению главы Чечни Рамзана Кадырова, в частности, «экстремистскими» были названы цитаты из двух сур Корана. Кадыров назвал судью «провокатором, пытающимся взорвать ситуацию в стране» и «шайтаном». Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров также осудил решение суда. 18 ноября Совет Федерации одобрил ранее принятый Госдумой президентский закон, который запрещает признавать содержание Библии, Корана, иудейского Танаха и буддистского Ганджура, а также цитат из них экстремистскими материалами. 

«Псевдоэксперты и быстрые на решения судьи нелепыми запретами дают в руки разного рода «лесных» и «вилаятов ДАИШ» аргументы невероятной мощи», – заявил представитель Совета муфтиев России, глава аппарата Духовного управления мусульман России Ильдар Нуриманов, выступая 3 декабря в Госдуме, на круглом столе «Соблюдение прав мусульман в России: состояние и прогнозы». По словам представителя Совета муфтиев, «запрещая Коран, хадисы и классические жизнеописания Пророка (мир ему), труды великих ученых ислама, отказывая в праве верующим строить мечети и носить школьницам хиджаб, они буквально документально подтверждают демагогию экстремистов о принципиальной враждебности России исламу и необходимости вести вооруженный джихад». 

«В общине Таджуддина нет ни одного имама-экстремиста»

#{religion}Если новая объединенная исламская структура будет создана так, как говорит Талгат Таджуддин, то она сможет стать противовесом растущему влиянию ваххабитских и салафитских проповедников, эмиссаров так называемого «Исламского государства*», отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Роман Силантьев.

«В многочисленной общине Таджуддина нет ни одного имама-террориста или экстремиста, в то время как у Гайнутдина только в этом году трое имамов пополнили ряды террористов, а всего их около двадцати, притом что община Гайнутдина гораздо меньше», – считает Силаньев.

Между тем он полагает, что Гайнутдин вряд ли пойдет на такое объединение, поскольку Таджуддин предлагает ему забыть о своих амбициях и перейти в его подчинение.

«Но в принципе за последние месяцы структура Таджуддина усилилась, они очень правильно повели себя во время кризиса в Турции, в то время как Гайнутдин повел себя совершенно неправильно, по факту поддержав Эрдогана, так что симпатии властей сейчас на стороне Таджуддина. Вполне возможно, что какие-то намеки от властей насчет этого он получил», – считает собеседник.

В критической ситуации Таджуддин поддержал именно Путина, а не турок, указывает Силантьев. «Если ему дать карт-бланш на зачистку мусульманских общин от ваххабитов, то со временем они это сделали бы. По крайней мере у себя он контролирует ситуацию. Но, зная Гайнутдина, полагаю, будут очень жесткие интриги и вряд ли объединение состоится», – считает Роман Силантьев.

Собеседник согласен с мнением, что в предлагаемом объединении видится политический шаг и «таким образом Таджуддин дает сигнал, что его духовное управление настолько окрепло, что предлагает восстановить единство татарских мусульман под его эгидой».

Преждевременное заявление?

В свою очередь ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов назвал заявление Таджуддина «очень преждевременным». Он полагает, что даже в перечисленных верховным муфтием организациях не в курсе этого заявления. Однако он согласен, что, будь создана такая структура, она могла бы сыграть важную и нужную роль в противодействии радикализму и экстремизму.

Хайретдинов напомнил также, что еще в середине сороковых годов у Сталина на столе лежал план по созданию единого муфтията СССР с центром в Москве. В то время как в Советском Союзе были гораздо более обширные и разрозненные мусульманские общины.

«Но в силу разнонаправленности этих векторов или в силу опасений советского руководства этот план так и не был реализован. В итоге стало четыре муфтията в Советском Союзе, один на Северном Кавказе в том числе, другой – в Уфе. После развала СССР образовалось множество новых, которые не желали больше признавать авторитет уфимского муфтия», – напомнил Хайретдинов газете ВЗГЛЯД.

По его словам, несколько лет назад сложилась конфигурация: объединение муфтията Северного Кавказа с одной стороны, ЦДУМ и Совет муфтиев России с другой.

«Но потом ряд аппаратчиков решили, что три – это слишком устойчивая структура, и нужно сделать так, чтобы вообще можно было манипулировать, как пинг-понгом, и создали целый ряд бутафорских организаций, одна из которых была создана на базе трех приходов в Пензенской области и пары приходов в деревнях Ставропольского края... И это подавали на стол президенту и премьер-министру как равноправную структуру с Таджуддином, Гайнутдином и т. д. И когда в итоге весь этот абсурд лопнул, тогда – примерно в 2010 году – возникла идея объединения всех существующих муфтиятов в единый».

Но все это не пошло дальше разговоров, потому что иногда, к сожалению, возникает человеческий фактор и прочие обстоятельства. На сегодняшний день тема такого объединения абсолютно не проработана, она не имеет никаких шансов по большому счету. Даже просто объединить Совет муфтиев России с Центральным духовным управлением мусульман без тщательной, жесткой, серьезной проработки этого вопроса невозможно», – говорит Хайретдинов, добавляя, что заявление Таджуддина – «сугубо экспромт, которыми муфтий славится на всю страну: то он предложил Израиль и Сирию присоединить к России, то объявить джихад Америке».

Три центра

В исламе нет прямого аналога христианской церкви с ее иерархией и отделенностью от светского общества. Под термином «умма» подразумевается община верующих. Нет, собственно, и «духовного сословия» – его функцию исполняют богословы (в число которых входят имамы) и правоведы. К мусульманским правоведам относятся и муфтии – имеющие право выносить решения по религиозно-правовым вопросам и давать разъяснения по «правоприменению» шариата.

Духовное управление мусульман – сугубо российский институт. Первое Духовное управление было учреждено в 1789 году указом императрицы Екатерины II «Об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания». В СССР существовали независимые друг от друга духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа, а также управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (с центром в Уфе, с 1980 года возглавляется Талгатом Таджуддином). На базе последнего и было создано ЦДУМ.

Совет муфтиев России (СМР) с центром в Москве, руководимый муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, создан в 1996 году.

Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), независимый и от ЦДУМ, и от СМР, создан в августе 1998 года, его нынешний глава – муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............