Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

2 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
3 марта 2010, 18:36 • Общество

Почти по Брэдбери

Библиотека ответила блогерам об уничтожении книг

Почти по Брэдбери
@ Getty Images/Fotobank.ru

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Петербургский писатель Александр Житинский спровоцировал бурю возмущения в Рунете, рассказав в блоге о том, что в одной из петербургских библиотек уничтожаются фонды. Делают это потому, что книги негде хранить. По его словам, списывают все книги старше 1999 года. Директор библиотеки заверил газету ВЗГЛЯД, что Житинский написал неправду, но признал, что списание книг в утиль происходит, и это вещь необходимая. А эксперты говорят, что ситуация типична для всей страны.

Скандал начался с записи в блоге известного петербургского писателя Александра Житинского: «Мне понадобилось найти несколько книг одного автора в старом советском издании примерно 70−80-х годов. Я обратился за помощью к знакомой сотруднице Лермонтовской библиотеки, − пишет Житинский. − И она мне сообщила следующее. В связи с нехваткой площадей для хранения, все книги, изданные ранее какого-то года, подлежат списанию и уничтожению. Просто по году издания − не по автору, не по жанру, не по редкости издания, а просто «старые».

Это же катастрофа! Где классика? Где раритетные издания? Довоенные книжки тоже под нож?

Житинский поинтересовался: «И какой же у вас сейчас пограничный год?» − «Кажется, 1999-й».

«Это же катастрофа! – возмутился писатель. − Где классика? Где раритетные издания? Довоенные книжки тоже под нож?»

В Интернете развернулась бурная дискуссия, в частности политобозреватель РИА «Новости» Николай Троицкий написал, что данный случай − не исключение, а правило, «обязательное для «изб-читален» по всей России». По его словам, существует Российская библиотечная ассоциация, которая утверждает на своих сессиях обязательный для исполнения «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки». В документе говорится и о том, что «обновляемость фонда публичной библиотеки определяется как темпами их пополнения, так и своевременного исключения и списания документов. В обязательном порядке библиотека осуществляет списание ветхих и устаревших изданий; изданий, утративших актуальность и не имеющих спроса со стороны пользователей».

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД связался с Сергеем Серейчиком, директором Лермонтовской библиотеки, которую ославил Александр Житинский. Директор признался, что в последние дни у него не было других более важных дел, чем постоянно оправдываться за слова писателя-блогера.

«Списания книг по году выпуска у нас не было, нет и не будет, − заверил Сергей Серейчик. – Конечно же, он написал абсолютную неправду. Был ли разговор Житинского с сотрудницей библиотеки? Мы не скрываем. Был. Но как он происходил? Представьте: мы в друзьях. Вы мне вечером, когда я сижу дома на диване, звоните и спрашиваете: нет ли у нас такой книги, вроде бы такого-то года выпуска? Я говорю: по памяти не вспомню, но вроде не слышал, может, у читателя на руках, может, списали, может, еще что. Вот в таком духе. А потом писатель выносит частный разговор, из которого он мало чего понял, на просторы Интернета… Чтобы понять, есть та книга, которая ему нужна, или нет, он должен был, конечно, позвонить в библиотеку. Для этого у нас есть специально обученные люди, они смотрят по базе и дают четкий формализованный ответ, числится книга или нет, если да, то где она лежит. У нас в системе 14 библиотек. И естественно, что все книги могут не находиться в какой-то одной библиотеке, но в системе они есть».

Директор библиотеки полагает, что книги, которые искал Житинский, есть в их библиотеке, и даже приглашал писателя прийти, «самостоятельно покопаться на полках и найти книги не только старше десяти лет, но гораздо старше». «Но он не пришел», − вздыхает Сергей Серейчик.

Директор библиотеки по нашей просьбе подробно остановился на принципах, по которым происходит списание книг: «Главный принцип – это конечно, ветхость. Если книга разваливается в руках, то ее нужно сдавать в утиль. Приведу и другой пример. В этом году поступает новый учебник «История России», переработанный и дополненный вариант прошлого года. Есть ли смысл хранить прошлогодний? Конечно, нет. Вместе с тем мы огульно не будем списывать все книги, на которых есть слово «СССР», мол, они старые. У нас в фондах, например, хранится книга «История археологии» 1940 года. Она действительно имеет ценность, выяснилось, что после 40-го года у нее не было ни одного переиздания».

Писатель выносит частный разговор, из которого он мало чего понял, на просторы Интернета

Кто решает, какие книги устарели, а какие нет? По мнению Серейчика, часто ответ на этот вопрос прост и не требует привлечения каких-либо экспертов. В случае же, если решается судьба книг из области, где библиотекари зачастую плохо разбираются в теме, например, по книгам по информатике, то зовут специалистов, которые подсказывают, пользуется сейчас кто-то этим компьютерным языком или нет.

Сергей Серейчик ответил и на вопрос о том, почему старые, ненужные, неинтересные книги нужно пускать под нож, а не раздать всем желающим, отдать какой-нибудь школе, продать, наконец. «Во-первых, чтобы продавать кому-то эти книги или раздавать, я как директор библиотеки не имею никаких юридических оснований, − объясняет директор. − Есть определенные инструкции, как происходит процесс списания. Правильно написал один из блогеров: книги в библиотеках − это государственная собственность, и государство решает, как ему с ними поступать.

С другой стороны, вы поймите, что те книги, которые мы сдаем в утиль, их действительно уже нельзя читать. Какие детдома, какие школы? Я вот вчера ездил в определенную фирму, чтобы сдать им устаревшие компьютеры, которые они, наверное, уничтожат. Скажете, лучше бы отдали их в детдом? Чтобы дети портили глазки? То же касается и книг. Вот недавно у нас случилась беда – множество книг попало под протечку фоновой трубы. Естественно, мы сдали их в макулатуру. Как я должен был поступить?»

«Сейчас в Петербурге нередко можно встретить фургончики с распродажей книг «все по 30 рублей». Хорошо, станут библиотеки продавать все книги по 30, но кто оплатит машину, амортизацию, бензин?» − вопрошает директор культучреждения.

«Возьмите и экономический аспект, если хотите. Подсчитайте. Сколько у вас может накопиться ветхих книг? 100? 30 рублей умножим на 100, получится 3 000 рублей… Это же несерьезно. В блогах до того дошло, что меня обвиняют, что я наживаюсь на утилизации книг… Вы знаете, сколько мы получаем за сдачу их в макулатуру? Это не секрет. 100 рублей за тонну. В год мы сдаем 4 тонны».

Однако коллеги Житинского все равно настаивают на том, что уничтожать книги неправильно.

«Такая практика в библиотеках давно известна. Чему тут удивляться? – рассказал писатель-фантаст Антон Первушин газете ВЗГЛЯД. – Место для фондов, действительно, ограниченное, и всем приходится избавляться от старых книг. Единственное, я не понимаю, зачем их уничтожать. Я знаю, что некоторые библиотеки, например, выставляют старые книги на стенде в фойе – может, кому пригодится. Я сам пишу фантастику и нередко покупаю в библиотеках старые, советские книжки о космонавтике. Их продают за символическую плату − за 5 рублей. И мне хорошо, и фондам хоть какое-то подспорье».

..............