Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
3 марта 2010, 16:45 • Общество

«Дальше им плевать, что происходит»

Павел Астахов: Они красивые и пушистые приходят

«Дальше им плевать, что происходит»
@ Getty Images/Fotobank.ru

Tекст: Роман Крецул

В России с новой силой развернулась дискуссия об ужесточении контроля за приемными семьями. Поводом послужил арест в США супружеской пары, обвиняемой в убийстве усыновленного в РФ ребенка. Министерство образования и МИД России уже высказали озабоченность по поводу сложившейся ситуации. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов рассказал газете ВЗГЛЯД о правовой коллизии в вопросах международного усыновления и перспективах ее решения.

Информация о гибели семилетнего мальчика в приемной американской семье, усыновившей его в России, вызвала у российских чиновников ряд вопросов. В частности, глава департамента Минобрнауки РФ Алина Левитская заявила, что власти США в оговоренные законом сроки не уведомили российскую сторону о трагедии. «С точки зрения требований российского законодательства американская сторона нарушила одну позицию: в августе это случилось, и в августе они должны были нас незамедлительно информировать», − приводит РИА «Новости» слова Левитской.

Они – обычные посредники, которые помогают американцам усыновить, а дальше им плевать, что происходит

По ее словам, обо всех трагических случаях, фактах переустройства и ненадлежащего исполнения родительских обязанностей российскую сторону должны информировать в течение пяти рабочих дней. При этом сообщения об инциденте появились только после ареста подозреваемых.

В МИД РФ выразили озабоченность произошедшим. «Разумеется, мы обеспокоены этими сообщениями, а также тем фактом, что, к сожалению, в последнее время эти сообщения носят систематический характер», − заявил заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов. Дипломат напомнил, что теперь в США предстоит судебный процесс по этому делу. «Так что трудно давать оценку произошедшему, но мы рассчитываем, что будет проведено честное, справедливое разбирательство, и если вина подозреваемых будет доказана, они понесут наказание», – цитирует Лякина-Фролова «Интерфакс».

Газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать ситуацию уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.

По мнению Павла Астахова, контроль за приемными семьями следует ужесточить (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)
По мнению Павла Астахова, контроль за приемными семьями следует ужесточить (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)

– Павел Алексеевич, почему, на ваш взгляд, становятся возможными такие трагедии?
– Контроль за приемной семьей, особенно семьей иностранной, иногда очень слабый, а иногда его вообще нет. Проблема во многом в том, что у нас нет договора с США о помощи по гражданским семейным делам. Кроме того, мы с ними − участники разных конвенций. Россия подписала Конвенцию ООН о правах ребенка. В ней участвуют 190 стран, но Америка ее не признает. А Штаты подписали Гаагскую конвенцию об усыновлении, в ней участвуют 75 стран, но не мы. Получается такая коллизия, я бы даже сказал, внеправовая. Мы зовем их в свою конвенцию, они нас − в свою.

– А контроль на уровне общественных организаций невозможен?
– Основная проблема заключается не в отсутствии договора между нашими странами. Вопрос в том, что есть обязательства, в соответствии с которыми американские организации, содействующие усыновлению, должны вести постусыновительный контроль. То есть контролировать иностранные семьи, куда попали русские дети, и каждый год представлять отчет. Так вот это обязательство не выполняется.

Повлиять на это очень сложно, потому что не все организации выдерживают эти условия. Они − обычные посредники, которые помогают американцам усыновить, а дальше им плевать, что происходит. Обязательств по контролю, они, к сожалению, не выполняют.

– Что можно сделать, чтобы переломить ситуацию?
– Нужно заставлять отчитываться, вводить реестры, чтобы только организации, которые в них включены, занимались помощью в усыновлении. Надо жестко требовать отчета по контролю за семьями, куда попали наши дети. Ну и договор, конечно, надо заключать: если он будет, мы сможем сами и приезжать, и контролировать. Кроме того, необходимо, чтобы общественные организации более плотно сотрудничали с Россией, и занимались этим контролем в американских семьях. Кстати, они уже высказали нам свою готовность.

– Какие-то усилия по разрешению международной правовой коллизии, о который вы упомянули, предпринимаются?
– Недавно мы договорились, что заключим меморандум о понимании. В конце января я встречался в Вашингтоне с главой департамента по усыновлению Госдепа США Майклом Риганом, мы обсуждали эту проблему. Американцы признают, что, к сожалению, насилие в семье – это бич, который существует и в Америке, и в России. Что касается приемных детей, они тоже признают проблему: за последние 15 лет в Америке погибли 17 детей, усыновленных в России.

– Следует ли ужесточать контроль за усыновлением на том этапе, когда, собственно, и принимается решение, кому отдать ребенка, проверять потенциальных усыновителей?
– Они все красивые и пушистые приходят. Как мы можем их проверить? Какие сведения нам дали, такие мы принимаем. Опять же, как заставить собирать информацию должным образом, когда нет договора о взаимопомощи по гражданским семейным делам? Это очень сложно.

..............