Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

6 комментариев
15 февраля 2007, 21:27 • Общество

Профсоюз для уважаемых людей

Профсоюз для уважаемых людей
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Сергей Ильин

Отечественные автовладельцы любят жаловаться на то, что они являются едва ли не самой притесняемой группой населения страны. Нельзя сказать, что их претензии беспочвенны, однако в этом вопросе есть целый ряд нюансов. Связанных не в последнюю очередь с тем, как ведут себя на дорогах сами автолюбители. Так или иначе, но в социальном плане они представляет собой весьма активную (и при этом многочисленную) прослойку населения. И этот фактор может сыграть определенную роль в наступающем электоральном сезоне.

Года три назад автору довелось посетить Киев, где он был приятно удивлен вежливостью тамошних водителей: не успеешь поставить ногу на «зебру», как все машины дружно начинают тормозить, сколь бы плотным ни был трафик. Для Москвы, да, пожалуй, и России в целом, – явление, мягко говоря, необычное.

Нервные людиНемного истории

Зато в чем нашим автолюбителям не откажешь, так это в чувстве собственного достоинства. Это еще с советских времен повелось

Есть распространенное мнение, что автомобилисты у нас народ нервный. Так это или нет – вопрос философский, но факт остается фактом: джентльменское поведение на дорогах в России пока редкость. Скажем, в умении особенно эффектно забрызгать несчастного «голосующего на обочине» – тут мы, надо полагать, тоже впереди планеты всей. Да, дороги у нас убираются совершенно омерзительно, но вот эта самая удаль «половчее забрызгать» – это наше, родное.

Слышу возмущенные крики читателей: «Это не мы!» Очень хорошо, приятно иметь дело с воспитанными, интеллигентными людьми. Скажите, пожалуйста, а взятки гаишникам (или как там они сейчас называются) – это тоже не вы даете?.. То есть вот никогда-никогда?..

На то обычно возражают, что-де гаишники у нас коррумпированные. С этим не поспоришь: берут, подлецы, и похоже, что это уже не то что не исключение, а самая натуральная система. Но штука в том, что берут все же в основном за реальные нарушения. Подчеркиваю, именно реальные: за всякую ерунду типа огнетушителя или просроченных лекарств в аптечке приставать к водителям сейчас немодно. Зачем, когда кругом нарушителей полно?..

А теперь скажу страшную крамолу. Если бы все гаишники как один вдруг перевоспитались и завязали со взятками, думаете, было бы российским водителям счастье?.. Ох, сомневаюсь... При строгом соблюдении отечественного законодательства (заметим, не то чтобы особо сурового) наши автолюбители натурально взвыли бы максимум на второй день. Не верите?.. Пообщайтесь с теми, кто пробовал водить машину во время краткого пребывания, к примеру, в Америке. Там и штрафы поразорительней, да и за решетку можно угодить достаточно легко. Причем один из самых простых способов – предложить взятку тамошнему стражу дорог: американцы к этому как-то не привыкли.

Правовой нигилизм и его последствия

Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется
Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется

Впрочем, я обещал сделать весьма смелое утверждение, а пока говорю вещи банальные и достаточно известные. Что ж, извольте получить небанальное. Автомобилисты среди всех крупных групп российского общества характеризуются наибольшей долей взяткодателей. То есть можно найти и более «взяткодающие» прослойки – к примеру, бизнесмены, имеющие дело с таможенными органами. Однако такие прослойки достаточно малочисленны: тех же «внешторговцев», мягко говоря, не безумно много. А вот число личных автомобилей в России уже исчисляется десятками миллионов, и похвастаться тем, что ни разу в жизни не давали взятку гаишнику, могут лишь очень немногие. Так что тезис наших «автомобильных защитников» (таких как Вячеслав Лысаков, Леонид Ольшанский или Виктор Похмелкин) о чрезвычайной коррумпированности отечественных автоинспекторов в любом случае грешит односторонностью: почвой для коррупции являются все же именно автомобилисты.

При этом важно понимать, что развитая коррупция является лишь одним из индикаторов правового нигилизма. Правила нарушают все кому не лень. Может быть, не с такой беспримерной наглостью, как новые русские (вспомним хотя бы громкое дело г-жи Гличьян, «на ровном месте» осуществившей наезд на автоинспектора), но по мелочам – пожалуй что и большинство.

Тут можно возразить, что к законам у нас в стране пренебрежительно относятся все – и об этом еще Щедрин писал аж полтора века назад. Вот только далеко не у всех под рукой при этом «средство повышенной опасности» – а это сильно меняет ситуацию. Высокая аварийность – бич отечественного автомобилизма, и сваливать тут все на низкое качество российского автопрома – изрядное лукавство.

Скажите, а когда пьяные за руль садятся – тут тоже производители ТАЗов виноваты?.. Нет, понятно, что «на Руси веселие есть пити», вот только в случае нетрезвого автомобилиста веселье слишком часто оборачивается горем. Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется. Лучше бы на общемировом фоне «ракетами и в области балета» выделяться, мне кажется.

Люди с высокой самооценкой объединяются

Зато в чем нашим автолюбителям не откажешь, так это в чувстве собственного достоинства. Это еще с советских времен повелось: «кто с машиной, тот и царь дороги». Тем более что автовладельцы, как правило, характеризуются превышающим средний по стране уровнем доходов и образования. «Социально активная» группа, представители которой очень строго следят за соблюдением своих прав и весьма болезненно реагируют на их ущемление. Об обязанностях… впрочем, см. выше.

Неудивительно, что появление «самовыдвигающихся» лидеров встречает в среде автомобилистов одобрение: эта среда, вообще говоря, весьма склонна к социальной самоорганизации. Люди с высокой самооценкой считают вполне естественным, что и их права подлежат защите (что до обязанностей… ах, ну да…). Как вариант – в форме своего рода профессионального союза. Или, если угодно, своеобразного лобби.

Все это на первый взгляд действительно вполне логично. Более того, некоторые совместные действия автомобилистов можно назвать бесспорно полезными для общества.

Немного смущает еще вот что. Как некий институт гражданского общества объединение автомобилистов выглядит, со всеми приведенными оговорками, вполне привлекательно.

Но вот когда наблюдаются очевидные элементы политизированности – тут ощущения, честно говоря, уже несколько иные. А ведь чтобы далеко не ходить, та же долгоиграющая акция «Нет – мигалкам!» – это все же именно политика. Что с учетом начала электорального сезона выглядит по меньшей мере уже не столь благородно. Особенно с учетом того, что «народные защитники автомобилистов» уже сейчас часто вступают в альянсы с публичными политиками. Не хочется произносить слово «популизм», но чем-то подобным от подобных симбиозов действительно зачастую отдает.

А так – ну что, гильдия как гильдия. Автомобилисты беспокоятся за свои права и встают на их защиту. От кого?.. Впрочем, это уже совсем философский вопрос…

P.S.: Автор статьи не водит машину и, соответственно, личным автотранспортом в собственности не располагает.

..............