Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

6 октября 2005, 10:20 • Общество

Душа кариеса

Изобретен гель от кариеса

Душа кариеса
@ GettyImages

Tекст: Ольга Дмитриева

На земле почти не осталось людей, чьи зубы не поражены кариесом. Единственным способом борьбы с этой болезнью до последнего времени оставалось сверло стоматолога. Однако ученым удалось изобрести гель, после нанесения которого зубы человека остаются здоровыми и крепкими всю жизнь.

Тем же, у кого кариес успел основательно «поработать» во рту, расстраиваться не стоит. Можно легко восстановить утраченное при помощи имплантатов.

Кариозный червь

Ученые смогли изменить генетический код кариозной бактерии так, что она перестала выделять вредную для зубов кислоту

Кариес разъедает и разрушает зубы у 99% населения земли. До последнего момента единственным способом борьбы с ним было – высверлить пораженную им поверхность и заложить в зуб пломбу. Но оказывается, сверлили и ставили пломбы еще восемь тысяч лет назад. На территории Пакистана археологи нашли череп древнего человека с ровным, аккуратно просверленным отверстием в зубе.

С тех пор для облегчения страданий «кариозника» ученые придумали обезболивание и сверление не железными сверлами, а напором воздуха. Специалисты из Рейнско-Вестфальского технологического института в Аахене зашли с другой стороны – они выделили гены бактерии Streptococcus mutans, вызывающей кариес зубов. Исследователи выделили две тысячи самых активных генов бактерии, изучили их функции и выяснили, какие гены активны, а какие не задействованы при разрушении зубной эмали стрептококком. Теперь остается только найти средство, блокирующее эти реакции.

В этом году американские ученые пошли дальше. Они смогли изменить генетический код кариозной бактерии так, что она перестала выделять вредную для зубов кислоту. Подопытным крысам наносили на зубы гель с мутантными стрептококками – новые бактерии вытесняют старые, и кариес становится невозможен. При этом крыс кормили исключительно сахаром, но кариес не появился. Уникальность этого геля в том, что его можно нанести только раз в жизни, и кариес никогда не поселится в ваших зубах.

Зубные щетки

Cтоматологи могут вырастить новый «зуб» (фото GettyImages)

Пока волшебный гель испытывают на животных, нам приходится довольствоваться тем, что уже имеется в нашей стоматологии. Например, зубная щетка замедляет развитие кариеса, и лишь в том случае, если тщательно счищать остатки еды с зубов. Но если щетка оказалась бессильна, и зуб все-таки разрушился, причем основательно, стоматологи вполне могут реанимировать остатки, а иногда просто вырастить новый «зуб». Из-за боязни боли люди так долго откладывают поход к стоматологу, что кариес практически съедает большую часть зуба. Лет десять назад зубные «руины» просто удаляли.

Сейчас же можно сделать эндодонто-эндооссальную имплантацию. Через корень зуба в надлежащую костную ткань вводится имплантат с винтовой или фигурной поверхностью в виде штифта. Главное, чтобы осталось минимум 3 мм здоровой ткани вокруг верхушки корня зуба. Если зуб еще «живой», то такую имплантацию произведут за один сеанс. Стоит такое восстановление от 600 долларов.

Даже если зуб потерян навсегда, а зубной ряд основательно подпорчен пустотами – это не проблема для стоматологов. Совсем необязательно делать протезы или обтачивать стоящие рядом зубы, чтобы затем установить популярный в народе «мост». Сейчас все чаще применяется дентальная имплантация, когда прямо в челюстные кости вживляются подобия корней зубов, а на них потом крепятся протезы.

Вживление придумал тридцать лет назад шведский ученый Бранемарк. Он проделал множество опытов над животными. Во время экспериментов он выявил способность титана срастаться с костной тканью. Тогда же был создан первый винтовой имплантат Бранемарка. Потом уже появились имплантаты самых причудливых форм.

Кроме титана с костью хорошо срастаются керамические имплантаты. У этой процедуры два главных недостатка: она подходит далеко не всем (очень много противопоказаний) и обходится пациенту дорого – от 3 до 5 тысяч долларов за один зуб. К тому же имплантация занимает много времени. Говорят, до полугода. Иногда люди просто недовольны внешним видом своих зубов и желают получить голливудскую улыбку. Сейчас это тоже не проблема. Достаточно поставить себе виниры – прочные и красивые пластинки, которые прикрепляют на поверхность зуба. Стоит это удовольствие от 600 долларов за зуб.