Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
23 января 2017, 17:25 • Политика

В европейской политике звучит все больше приятных для России сигналов

В европейской политике звучит все больше приятных для России сигналов
@ Wolfgang Rattay/Reuters

Tекст: Антон Крылов

Избрание президентом США Дональда Трампа вдохновило консерваторов в Европе. Пока леволибералы бились в истерике на улицах Вашингтона и Чикаго, правоконсервативные круги собрались в Кобленце, чтобы заявить о борьбе до победы на выборах текущего цикла. А параллельно в Европе все больше звучат голоса, призывающие к изменению политики по отношению к России.

Пока в Москве проходил съезд правящей партии, в немецком Кобленце собрались те, кто пока находится не у власти, но уже в этом году надеется изменить ситуацию в свою пользу. Речь идет о политиках, которых в западных СМИ привычно называют «популистами» и «ультраправыми», то есть пытаются заклеймить, не вдаваясь в детали их программ. Но эти довольно-таки разные политические силы правильнее называть евроскептиками. Недовольство современным состоянием Евросоюза – это то главное, что их объединяет.

ЕС не в состоянии защитить свои границы, не может нас защитить от исламистского терроризма. Если эксперимент так плачевно проваливается, то с ним покончено

В правую фракцию Европарламента «Европа наций и свобод» (40 мест из 751) входят французский «Национальный фронт», немецкая «Альтернатива для Германии» (АдГ), бельгийский «Фламандский интерес», итальянская «Лига Севера» и две силы под названием «Партия свободы» – австрийская и нидерландская. Именно эти политические силы и их лидеры стали участниками конференции в Кобленце, собравшей около тысячи делегатов.

Главной «звездой» стала, безусловно, Марин Ле Пен – самый популярный на сегодняшний день кандидат в президенты Франции (выборы пройдут уже в конце апреля). «2016 год был годом, когда проснулся англосаксонский мир. Я уверена, что в 2017-м пробудятся и народы континентальной Европы. Мы переживаем конец одного миропорядка и рождение другого, – цитирует Ле Пен агентство Reuters. – Я не утверждаю, что все европейские государства должны покинуть еврозону. Но для каждой страны должна оставаться возможность сделать это, если она не хочет более в ней оставаться».

При этом Ле Пен назвала миграционную политику нынешних властей ЕС «тиранией» и традиционно обрушилась с резкой критикой на канцлера ФРГ Ангелу Меркель: «Во Франции госпожу Меркель преподносят как героиню в гуманитарной области. Какая щедрость по отношению к мигрантам! Но в то же время у самих жителей страны никто не спрашивал их мнения о миграционной политике страны, удовлетворены ли они ею. И мы понимаем почему. Потому что, если спросить, все увидят, что такая миграционная политика – просто ежедневная катастрофа!»

А в интервью газете Bild am Sonntag уже по итогам конференции Ле Пен заявила следующее: «Евросоюз мертв, но еще не знает об этом, он провалился по всем направлениям: по экономическому (рост очень медленный), по социальному (бедность растет, а безработица находится на слишком высоком уровне), по безопасности (ЕС не в состоянии защитить свои границы, не может нас защитить от исламистского терроризма). Если эксперимент так плачевно проваливается, то с ним покончено».

«Я требую от Европейского союза вернуть независимость по четырем пунктам: границы, валюта, экономика и право. Либо ЕС на это согласится, и мы придем к Европе (объединенных) народов, либо он откажется, и тогда я скажу французам, что мы должны покинуть Евросоюз, и предложу проголосовать», – пригрозила она.

Ле Пен также заявила, что избрание президентом США Дональда Трампа означает «конец старого мира, который управлялся рынком, мира, в котором народы должны были быть принесены в жертву неолиберализму и исчезнуть». «Теперь начинается великое возвращение к нации и народу», – резюмировала лидер «Национального фронта».

В свою очередь основатель и лидер голландской Партии свободы Герт Вилдерс в своем выступлении заявил, что граждане западных стран «просыпаются» и готовы сбросить с себя «ярмо политкорректности». «Вчера Америка, сегодня Кобленц, и завтра – новая Европа, – провозгласил он. – Патриоты побеждают. Время перемен пришло». Политическая сила Вилдерса также претендует на победу в текущем избирательном цикле.

Итальянский депутат Гульельмо Пикки уточнил, что все партии, представленные на конференции в Кобленце, стремятся вернуть суверенитет народам своих стран. «Вернуть им контроль над границами, налогами, валютой и собственным будущим», – творчески развил он мысль Марин Ле Пен.

Детальной информации с конференции евроскептиков не так много, так как организаторы отказались аккредитовать на мероприятие представителей ведущих немецких СМИ. Пожалуй, одну из самых подробных статей о конференции опубликовала Financial Times, но акцент в ней был сделан не на заявлениях участников, а на разногласиях. Заголовок – «Европейские правые популисты объявили «патриотическую весну». Подзаголовок – «Несмотря на демонстрацию единства, многое по-прежнему разделяет мятежные партии».

Из текста выясняется, что единственное заявленное «разногласие» – это то, что экономическая политика «Национального фронта» «слишком социалистическая», по мнению представителей немецкой «Альтернативы для Германии». Но это партии разных стран, отсутствие единого мнения по поводу экономических вопросов вовсе не является поводом для размежевания при наличии единого врага и единых целей.

Неудивительно, что Марин Ле Пен призвала «всех, кто пытается найти различия между нами» не беспокоиться, ведь это «абсолютно не важно». Она также отметила, что Франция «всегда была немного более социалистической, чем Германия», а целью конференции в Кобленце не является выработка некой «единой политики» представленных на ней партий. 

Кстати, несмотря на регулярные обвинения в «пророссийскости», тема отношений с нашей страной тоже не стала определяющей. Негативная позиция евроскептиков по поводу санкций общеизвестна, повторять ее вновь они не стали, сконцентрировавшись на внутриевропейских проблемах.

Зато миролюбивые высказывания в адрес России начали появляться со стороны других политических сил. Главный конкурент Марин Ле Пен на выборах президента Франции, голлист Франсуа Фийон в интервью газете Le Monde призвал к восстановлению отношений с Москвой: «Наивно было полагать, что российский народ можно сломать экономическими санкциями. Кто может захотеть конфликта с Россией? Нужно восстанавливать наши отношения». При этом выступил за «новое экономическое партнерство с Россией» и предложил «провести конференцию Европа – Россия по вопросу новых условий безопасности» на европейском пространстве.

«Всегда ли Запад был надежным партнером? Разве он не обманул Россию по Ливии, по Косово, по экономическому партнерству с ЕС? Вдобавок я бы хотел напомнить о безответственных высказываниях тех, кто хотел вступления Грузии и Украины в НАТО. Надо просто признать, что ни Украина, ни Грузия не могут вступить в ЕС и в НАТО. Зачем нам нужно было развертывать противоракетную оборону у российской границы? Мы допустили много ошибок», – напомнил Фийон, добавив, что «Россия пытается не допустить прихода боевиков ИГ к власти в Дамаске», но «большая часть западной политической элиты этого просто не понимает». «В результате европейские страны оказались на обочине процесса урегулирования в Сирии, а их место заняли Россия, Иран и Турция», – резюмировал Фийон.

Напомним, что если в ближайшие месяцы не случится какого-либо форс-мажора, то именно Фийон и Ле Пен сойдутся во втором туре выборов президента Франции.

Бывший премьер Италии и бывший же глава Еврокомиссии Романо Проди, в свою очередь, призвал ЕС немедленно отменить антироссийские санкции, не дожидаясь того, что это сделает новый президент США Дональд Трамп «Давайте сыграем на опережение, не оставляя США привилегированную роль в отношениях с Россией, – пояснил ветеран итальянской политики в интервью газете La Stampa. – Необходимо немедленно отменить санкции в отношении России. В этом я крайне убежден. Можно приносить жертвы во имя солидарной политики, но если солидарности больше нет, то и смысла упорствовать нет».

Нечто похожее заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто по итогам переговоров с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым: «Со вступлением в должность новой администрации у США есть возможность взглянуть на вещи с другой стороны. Если США на двусторонней основе начнут строить международные отношения, если Китай будет усиливаться, если на этом фоне Евросоюз не сможет построить с Россией конструктивные отношения, то ЕС отстанет на международной арене. (Потенциальный) конфликт России и Евросоюза для Венгрии будет иметь крайне тяжелые последствия. В мировой истории крайней всегда была Центральная Европа, поэтому нам важно, чтобы Запад и Восток сотрудничали позитивно, культурно и прагматично.

А премьер-министр Финляндии Юха Сипиля заявил, что его страна готова организовать первую встречу глав России и США – Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите Арктического совета, передает РИА «Новости»

Таким образом, Европа мультикультурности и сдерживания России постепенно уходит в историю. По крайней мере, на словах. Но если евроскептикам еще нужно победить на предстоящих выборах, что будет непросто (хотя маргиналами их называть уже опасаются), то идею о необходимости всестороннего восстановления отношений с Россией разделяют все больше и больше политиков из разных стран. И это можно только приветствовать.

..............