Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

10 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
1 сентября 2016, 08:00 • В мире

«И сколько Хрущев сделал для украинской государственности!»

На Украине переписали в духе Майдана историю для старшеклассников

«И сколько Хрущев сделал для украинской государственности!»
@ Алексей Славный/ТАСС

Tекст: Никита Голобоков,
Юрий Зайнашев

С 1 сентября украинские старшеклассники начнут изучать историю по учебникам, написанным уже после Майдана. Введены такие разделы, как «войны советской России с Украинской Народной Республикой», весь 70-летний период УССР объявлен не более чем «советской оккупацией». Перелистав новый учебник, эксперты отметили, что его содержание полностью соответствует духу дерусификации украинской истории.

В украинские школы накануне Дня знаний поступил новый учебник истории. «С этого учебного года ученики 10–11 классов будут учиться по новым программам по истории Украины», – предупреждал ранее государственный Украинский институт национальной памяти (УИНП). Еще в прошлом году институт, который возглавляет Владимир Вятрович, инициировал поправки в школьную программу по истории для 10–11 классов. Минобразования создало рабочую группу, после обсуждения проект утвердила министр Лилия Гриневич. В предыдущий раз школьную программу по истории на Украине меняли в 2009 году.

В главах, посвященных «Украинской революции» 1917–1921 годов, чаще упоминается, что в тот период украинское национально-освободительное движение боролось не с «красными», а именно с Россией

Политолог и историк, член гуманитарного совета при президенте Украины Константин Бондаренко, ознакомившись с новым учебником, отметил, что тот полностью написан в соответствии с рекомендациями Владимира Вятровича.

«В целом его изменившееся содержание полностью соответствует духу дерусификации украинской истории. Все те события, которые происходили в тот период, когда Украина была в составе Российской империи и СССР, подаются в нем с возросшей долей негативных оценок. Традиционно возвеличиваются те личности, которые боролись за независимость Украины. Главная задача нового учебника – донести до школьников идею о том, что даже в период нахождения в составе Российской империи и СССР Украина жила своей, непохожей на российскую, жизнью», – рассказал историк газете ВЗГЛЯД.

Бондаренко оговорился, что существенных отличий от предыдущих учебников не так много, поскольку с 1990-х годов на Украине и так уже было принято по-своему трактовать историю, однако теперь подача информации в учебнике зачастую смещает акценты с идеологического на национально-этнические. «Бросается в глаза, что в главах, посвященных так называемой Украинской революции 1917–1921 годов, чаще упоминается, что в тот период украинское национально-освободительное движение боролось не с «красными» или «большевиками», а именно с Россией», – уточнил он.

Также, по словам Бондаренко, непропорционально большое внимание в учебнике уделяется деятельности Украинской повстанческой армии* (УПА*) и тому вкладу, который УПА якобы внесла в освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков. «В действительности же, хотя УПА и образовалась в 1942–1943 годах, пик ее деятельности приходится на послевоенный период. Вклад УПА в борьбу с нацистской оккупацией Украины минимален. В противовес этому вклад Красной армии и просоветских партизан в освобождение Украины всячески принижается и снабжается негативными оценками», – добавил политолог.

Бондаренко считает, что, по сути, новый учебник полностью соответствует радикальной националистической концепции истории Украины и в жертву националистам приносятся даже умеренные сторонники независимости. «В частности, в учебнике практически не освещается деятельность в Галиции Украинского народно-демократического объединения (УНДО) в 1925–1939 годах. А ведь это была действительно крупная, влиятельная организация, по сравнению с которой Организация украинских националистов (ОУН*) была малочисленной подпольной группой», – посетовал Бондаренко.

Задание на дом о «советской оккупации Украины»

Что касается хрущевского и брежневского периода истории Украины, то он, по словам Бондаренко, подается в учебнике очень узко, в основном лишь в контексте борьбы властей с диссидентским движением. Как отмечает историк, теперь принято считать, что решение о присоединении Крыма в 1954 году было продиктовано исключительно экономическими мотивами, поскольку у РСФСР якобы не хватало средств для полуострова, личная заслуга в этом советского лидера Никиты Хрущева не упоминается. То, что следующий советский лидер Леонид Брежнев сам считал себя украинцем и даже указывал эту национальность в своих анкетах, новая концепция украинской истории также игнорирует.

Как указывало ранее агентство УНИАН, в отдельные темы в учебнике выделена «Украинская революция 1917–1921 годов», таким термином называются сейчас события времен Гражданской войны на Украине. Период массовых репрессий и большого террора на Украине получил название «Установление и утверждение советского тоталитарного режима (1921–1939 гг.)». Кроме того, школьники будут изучать ряд исторических личностей и персоналий, которые способствовали развитию Украины. Также в новую школьную программу по истории вводится понятие «депортация» (депортация крымских татар и других народов, а также депортации этнических украинцев из Польши в 1944–1946 годах), украинская Хельсинкская группа и многое другое.

«В программе выделены и расширены, в частности, такие события, понятия, факты и термины: бой под Крутами; этапы трудовой и политической эмиграции; войны советской России с Украинской Народной Республикой; советская оккупация Украины; административно-территориальные изменения украинских земель на протяжении всего ХХ века; Акт восстановления Украинского государства; вклад украинского народа в победу над нацизмом во Второй мировой войне; украинцы в воинских формированиях государств Объединенных Наций», – сообщает УИНП.

В Донбассе готовят свой учебник истории

«Получается, что Украина во Второй мировой войне как бы уже и не была частью Советского Союза, а воевала как союзница Советского Союза?» – недоумевает по этому поводу идеолог и основатель движения «Донецкая республика», бывший председатель парламента ДНР Андрей Пургин.

«Такие, как Вятрович, хотят просто вычеркнуть советскую часть истории и вести историю сегодняшней Украины сразу от УНР, перепрыгнув 70 лет. Вот УНР 1917 года – и вот она же с 1991 года. В 1992 году Украина же успела объявить себя правопреемницей УНР, и только экономические резоны не позволили ей и юридически вообще вычеркнуть всю историю УССР», – пояснил Пургин газете ВЗГЛЯД.

Комментируя тезисы о «советской оккупации Украины», Пургин напомнил, что Леонид Брежнев, например, в документах в первую половину своей карьеры указывал собственную национальность как «украинец». «Или Черненко – калиброванный украинец. Если копнете корни Горбачева, то тоже очень сильно удивитесь. Вятрович, конечно, не напишет, что одним из самых первых распоряжений Хрущева был возврат многих бандеровцев с Западной Европы, из Америки и их дальнейшая легализация. Сколько Хрущев сделал для украинской государственности!» – возмущается идеолог ДНР.

«Я знаю, что за человек Вятрович и чем он всю жизнь занимается. Он идет намного дальше, чем, например, авторы в Грузии и Польше, где тоже преподаются одиозные варианты общей истории. Там в учебниках просто передергивают. Польша как бы спорит о своей великости, закладывает будущим поколениям мечту о золотом прошлом, о великой Польше от моря до моря. Грузины бесконечно обсуждают и ищут самооправдания. Там определенный комплекс неполноценности, постоянный поиск покровителей», – перечисляет Пургин.

«Самое главное отличие того, что продвигает Вятрович, – это работа от противного. Ничего нет «за», нет посыла – давайте что-то строить, там есть посыл – давайте ненавидеть Россию и русских. Стоит задача – разделить, разрушить. Воспитать зоологическую ненависть к России и русским», – подчеркнул идеолог ДНР.

Напомним, в апреле спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заявил, что образовательная политика на Украине искажает общее с Россией прошлое и побуждает любить «предателей и палачей».

В декабре глава министерства образования и науки самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Лариса Полякова сообщила, что в ДНР уже создан собственный учебник истории. «У нас разработан новый учебник истории, который мы отдаем на рассмотрение главе республики. Это учебник донецких авторов. Когда будет возможно, мы его презентуем», – пообещала она. По словам Поляковой, после того как глава ДНР Александр Захарченко вынесет свой вердикт относительно нового учебника, будет принято решение о поставке его в донецкие школы.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............