Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.
9 комментариевОпыт Косово могли бы использовать союзники России
Министр спорта Виталий Мутко в четверг заявил, что в обозримом будущем Косово может стать членом ФИФА, так как «некуда деваться». Ранее Приштину, несмотря на протесты России и Сербии, приняли в УЕФА, а еще раньше – в МОК. Пока это наиболее удачный пример интеграции квазигосударства в большой мир через влиятельные организации. И этот опыт вполне могли бы перенять ряд союзников Москвы.
За два дня до заявления Мутко Союз европейских футбольных ассоциаций небольшим перевесом голосов принял в свой состав Футбольную ассоциацию Косово, что позволит сборной квазигосударства выступать на чемпионате Европы, а ее местным клубам – в европейских кубках. Помимо России, из стран – членов УЕФА против такого шага выступили Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния, Греция, Грузия, Испания, Израиль, Казахстан, Кипр, Молдавия, Румыния, Сербия, Словакия и Украина. При этом в УЕФА заявили, что при проведении жеребьевки футбольных матчей она будет «разводить» Россию и Косово по разным группам, если РФС поднимет такой вопрос.
Ранее УЕФА приняла в свои ряды Гибралтар, что просто смешно с футбольной точки зрения
В свою очередь Футбольный союз Сербии готов подать против УЕФА иск в международный футбольный суд в Лозанне. Это подтвердили министр спорта и по делам молодежи Ваня Удовичич и глава канцелярии по делам Косово и Метохии Марко Джурич. Оба подчеркивают, что основа иска – устав УЕФА, согласно которому в ее состав могут быть приняты только государства – члены ООН. При этом Джурич особо указал на то, что ряд государств, ранее признавших независимость Косово, выступили против его принятия в состав УЕФА.
Вообще ощущение многих, что Республика Косово имеет мировое признание, лишь результат американского пиара. ООН – последняя и окончательная инстанция в вопросе признания новых государств – подобного решения не принимала. Для признания требуются голоса двух третей стран – членов ООН, то есть 129. На данный момент независимость Приштины признали 108 стран из 193, при этом Россия и Китай – два постоянных члена Совета Безопасности ООН, голоса которых критичны, данную идею категорически отвергают. Одобрение Совбеза – еще один обязательный элемент, не зависящий даже от мнения двух третей. Так устроен наш мир (с юридической точки зрения).
#{smallinfographicleft=261984}Таким образом, юридически Косово не является самостоятельным государством и субъектом международного права. Следовательно, оно не может быть субъектом юридической кооптации в структуры, связанные с ООН и ЮНЕСКО. С другой стороны, Косово уже принято в Международный Олимпийский комитет (МОК), несмотря на категорические протесты многих стран, и получило право выступать как самостоятельное государство уже на следующих Олимпийских играх в Бразилии. Но МОК якобы «вне политики», и потому может принимать в свои ряды кого угодно по собственному усмотрению.
При принятии же Косово в УЕФА возникла очевидная коллизия с нарушением устава этой организации. Но ранее УЕФА приняла в свои ряды, к примеру, Гибралтар, что смешно с футбольной точки зрения и незаконно с точки зрения международного права (как его видит ООН). Эта трогательная сборная уже участвует в отборочных матчах, развлекая не только торговцев рыбой и контрабандистов, но и все футбольное сообщество. Нетривиально само по себе и существование сборной Фарерских островов. С другой стороны, отдельными членами УЕФА являются Англия и Уэльс. Если копаться в деталях, то принятие в международные организации такого масштаба некоего региона возможно только при согласии «материнской» страны или ООН. ООН не признавала независимость Косово, следовательно, требуется согласие Сербии. Но все решили через ее голову – процесс пролоббировала специально нанятая юридическая фирма, которая предложила нетривиальную трактовку международного права.
- Избрание президентом Косово бандита и убийцы может оказаться благом для сербов
- УЕФА будет разводить сборные России и Косово до урегулирования вопроса
- Мутко прокомментировал включение Косово в состав ФИФА
- Крымские татары возмутились запретом на «Евровидении» своего флага наравне с символом ИГ
- Информацию о запрещенных на «Евровидении» флагах решили удалить с сайтов организаторов
- Арест двух палачей угрожает взорвать Европу
- Евросоюз хочет поглотить оставшиеся балканские страны
- Радикальные националисты устроили погромы в Косово
- Референдум о вхождении Южной Осетии в состав России похож на провокацию
- Идея отдать Приднестровье Украине может взорвать Восточную Европу
- Южная Осетия и ДНР решат финансовые проблемы друг друга
- Донецк попытается действовать через союз непризнанных государств
- Каталония пообещала отделиться от Испании вопреки запрету
- Как изменится Шотландия, если получит независимость
- На какие территории России претендует Украина
- Хельсинкская система может не дожить до своего сорокалетия
Теперь следим внимательно. По мнению юристов-лоббистов, у ООН как у организации нет совокупного права признавать независимость той или иной территории или той или иной этнической группы, претендующей на независимость. Это право есть только у отдельных государств – членов ООН. Данная тонкость трактовки отрицает субъектность международного права у формально высшей инстанции – ООН, передавая ее отдельным членам организации без разбора. Если продолжить эту логику, ООН стоило бы распустить, передав ее субъектные права отдельным государствам, раз уж правопреемственность послевоенной системы юридического права отрицается в самой своей основе. Россия всегда выступала за то, чтобы голос ООН был решающим, и такие перспективы ее не могут радовать по определению. Однако эту чехарду с казуистикой начала совсем не она, и ничто не мешает ей попробовать извлечь из нее собственную выгоду.
До сих пор не решен вопрос с футбольными клубами Крыма, но поскольку Крым – часть Российской Федерации, подобного рода истории не него не распространяются. А вот спортивные ассоциации Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья получают своеобразный шанс.
Тот же Карабах и ранее предпринимал попытки исполнить подобный финт. «Ползучее» вхождение в международное сообщество через многочисленные организации глобального характера было едва ли не единственным шансом на расширение международного статуса непризнанных республик. И те же самые юридические лазейки, описанные выше, неоднократно использовались Степанакертом для попыток вступления, например, в МОК при лоббистской поддержке многочисленной и влиятельной армянской диаспоры. Конфликты, возникавшие между футбольными сборными Армении и Азербайджана на этом фоне, потребовали их «разведения» в период жеребьевки, как теперь предполагается разводить сборные России и Косово.
Словом, подобная тактика вхождения в международные организации считалась вполне перспективной, но отрабатывалась крайне неудачно. Абхазская футбольная команда, например, регулярно участвует в турнирах «непризнанных наций». Но проведение ответных встреч и турниров в самой Абхазии регулярно блокируется нотами грузинского МИДа, после которых многие сборные не решаются приезжать в Сухум, не желая портить отношения со страной, которая якобы пользуется покровительством США и НАТО. Потому в Сухуме проводятся собственные – интересные, но официально не признаваемые – турниры, которые по сути своей – тоже шаг вперед, просто не подтвержденный политически.
В Южной Осетии, напротив, подобные шаги на пути расширения международного признания игнорируются. Там пару лет назад пошли по пути установления двусторонних отношений с отдельными муниципалитетами в одной конкретной западноевропейской стране – Италии. На Сицилии, к примеру, достаточно небольших муниципалитетов, которые контролируют радикально левые или крайне правые политические силы, готовые идти на любые шаги в знак протеста против правительства в Риме. То же касается и умеренно сепаратистской «Лиги Севера», с которой были установлены непосредственные контакты. На практике это никак не влияет на расширение международного признания РЮО, хотя и выглядит довольно интересно. В некоторых случаях муниципалитеты преследуют собственные, сугубо местечковые, цели, но их проблема, лишь бы работали на общее дело.
Главная дилемма в этой истории – чем поступиться? «Вползание» в международное признание через аффилированные с ООН или по другим причинам влиятельные организации – нормальный и понятный метод, не использовать который – грех. С другой стороны, использование косовского опыта – тоже грех, не только моральный, но еще и юридический, поскольку само существование «официальной Приштины» в ее нынешнем виде подрывает основы пока еще действующего мироустройства. Карабах – особый случай, поскольку Армения и диаспора используют весьма разнообразную механику взаимоотношений с внешним миром и вовлечения этого мира в свою жизнь. Тогда как Абхазия и Южная Осетия в первую очередь (в идеале и в теории, на практике все сложнее) ориентируются на систему международных отношений России, в которую не всегда укладываются странные заявления из Цхинвала и путешествия местных чиновников по итальянской глубинке без согласования с посольством РФ в Риме.
Впрочем, в Абхазии все-таки продолжают вести работу вне общего контекста ООН, ЮНЕСКО и УЕФА, тогда как в Южной Осетии даже не думают об этом и все, скажем, спортивные мероприятия ориентированы исключительно на Россию. Дело здесь даже не в геополитике или идеологии, но в том, что подобная работа никак не структурирована. Если в Сухуме есть некое представление о том, что расширение международного признания Абхазии – это благо, просто пока не существует практических возможностей для этого, то в Цхинвале до сих пор не потрудились подготовить концептуальный документ, в котором хотя бы были изложены идеи и представления по этому поводу. Чехарда с министрами иностранных дел и врио министра проблемы не решила.
Юридические нюансы и разнообразные толкования международного права сейчас не просто повод для написания диссертаций разной степени вменяемости. Это инструмент, который можно использовать в своих целях, может быть, без достижения мгновенного результата, но в рамках постоянного давления на пограничную систему определительного международного права, в которой лакун куда больше, чем хотелось бы. Спортивные организации – лишь малая часть этой системы. Только в этом направлении действительно надо работать, а не почивать на сомнительных лаврах, пока не стало хуже.